РОССИЯ – ЭТО ОТДЕЛЬНАЯ,
САМОБЫТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ.
(Некоторые аспекты из философских воззрений
Ф.М.Достоевского)
«…Славянофилы впервые заявили о том, что Россия – это отдельная, самобытная цивилизация, которая должна искать собственные пути в мировой истории…»
Послушать: век наш – век свободы,
А в сущность глубже загляни –
Свободных мыслей коноводы
Восточным деспотам сродни.
У них два веса, два мерила,
Двоякий взгляд, двоякий суд:
Себе даётся власть и сила.
Своих наверх, других под спуд.
У них на всё есть лозунг строгой
Под либеральным их клеймом:
Не смей идти своей дорогой,
Не смей ты жить своим умом.
Когда кого они прославят,
Пред тем – колена преклони.
Кого они опалой давят,
Того и ты за них лягни.
Свобода, правда, сахар сладкий,
Но от плантаторов беда;
Куда как тяжки их порядки
Рабам свободного труда!
Свобода – превращеньем роли –
На их условном языке
Есть отреченье личной воли,
Чтоб быть винтом в паровике;
Быть попугаем однозвучным,
Который, весь оторопев,
Твердит с усердием докучным
Ему насвистанный напев.
Скажу с сознанием печальным:
Не вижу разницы большой
Между холопством либеральным
И всякой барщиной другой.
Пётр Вяземский, 1860 г.
Во второй половине XIX века в среде национально мыслящих писателей, литературных критиков и философов складывается своеобразное литературно-философское и общественно-политическое направление, в какой-то период времени ставший носить именование «почвенничество». Самопочвенничество, как литературно-общественное направление оформилось в 60-е годы XIX века, и было связано с деятельностью братьев Михаила Михайловича и Фёдора Михайловича Достоевских, и их журналами «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). В своих главных аспектах почвенничество было идейно близко к славянофильству, но одновременно идеологи почвенничества видели определённый смысл и в некоторых идеях умеренного западничества.
Сам термин «почвенничество» сложился на основе публицистических призывов Ф.М.Достоевского (1821 – 1881) вернуться к «своей почве», к русским национальным началам, «сделаться русскими». Братья Достоевские утверждали, что Россия отличается от Запада меньшими сословными и личными конфликтами, большим национальным единством, всечеловечностью; но «образованное общество» плохо знает простой народ. Отсюда Фёдор Михайлович выводил задачу соединения общества с «почвой» и необходимость просвещения народа, призывал к «слитию образованности и её представителей с началом народным».
Почвенники симпатизировали русскому купечеству, мещанам, народной интеллигенции, отвергали либеральные и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада…
Необходимо подчеркнуть, что философские воззрения самого Ф.М.Достоевского занимают исключительное место в русской духовной мысли. Изучение диалектики человеческой души, познание существа русского национального характера, безусловная верность православным идеалам, мучительные поиски истинного смысла жизни, идеи «всемирности» русской души и необходимости «всечеловеческого единения» - всё это до сих пор сохраняет свою актуальность для каждого ищущего Истину русского гражданина.
Своеобразным продолжением и славянофильства, и почвенничества стало учение русского консерватизма (учения, которое стремится обеспечить устойчивость общества и государства во время социальных бурь, внутреннюю защиту государственного и общественного организма от разрушительных тенденций). Хотя сами русские консерваторы нередко резко критиковали и славянофилов, и почвенников, в которых видели лишь разновидность русского патриотического либерализма…
Ф.М.Достоевский. Из письма А.Ф.Благонравову.
«… У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, слова: Русь православная – суть коренные наши основы.
У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймёт ни русского народа, ни русской народности.
Самый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию? Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника… Нет, ужя лучше буду с народом; ибо от него только можно ждать чего-нибудь, а не от интеллигенции русской, народ отрицающей, и которая даже не интеллигентна.
Но возрождается и идёт новая интеллигенция, та хочет быть с народом. А первый признак неразрывного общения с народом есть уважение и любовь к тому, что народ всею целостью своей любит и уважает более и выше всего, что есть в мире, - то есть своего Бога и свою веру…»
Ф.М.Достоевский. Из письма студентам
Московского университета.
«…Вы спрашиваете, господа, «насколько вы сами, студенты, виноваты?»
Вот мой ответ: по-моему, вы ничем не виноваты. Вы лишь дети этого же «общества», которое вы теперь оставляете и которое есть «ложь со всех сторон». Но, отрываясь от него и оставляя его, наш студент уходит не к народу, а куда-то за границу, в «европеизм», в отвлечённое царство небывалого никогда общечеловека, и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его, как истинный сын того общества, от которого тоже оторвался. А между тем в народе всё наше спасение…
Всего хуже то, что народ уже увидел и заметил разрыв с ним интеллигентной молодёжи русской, и худшее тут то, что уже назвал отмеченных им молодых людей студентами. Он давно их стал отмечать, ещё в начале шестидесятых годов; затем все эти «хождения в народ» произвели в народе лишь отвращение…
Вместо того, чтобы жить его жизнью, молодые люди, ничего в нём не зная, а напротив, глубоко презирая его основы, в частности ВЕРУ, идут в народ – не учиться народу, а учить его, свысока учить, с презрением к нему – чисто аристократическая, барская затея! «Барчонки», - говорит народ – и прав. Странное дело: всегда и везде, во всём мире, демократы бывали за народ; лишь у нас русский наш интеллигентный демократизм соединился с аристократами против народа. Они идут в народ, «чтобы сделать ему добро», и презирают все его обычаи и его основы. Презрение не ведёт к любви!..
… Господа, если в моих словах есть что-нибудь с вами не согласное, то лучше сделаете, если не будете сердиться. Тоски и без того много. В прогнившем обществе – ложь со всех сторон. Само себя оно сдержать не может. Твёрд и могуч лишь народ, но с народом разлад за эти два года объявился страшный. Наши сентименталисты, освобождая народ от крепостного состояния, с умилением думали, что он так сейчас и войдёт в ихнюю европейскую ложь, в просвещение, как они называли. Но народ оказался самостоятельным и, главное, начинает сознательно понимать ложь верхнего слоя русской жизни…
Но в том беда, что молодёжь несёт на себе ложь всех двух веков нашей истории… Блажен тот и блаженны те, которым даже и теперь удастся найти правую дорогу!.. Чтобы пойти к народу и остаться с ним, надо прежде всего разучиться презирать его, а это почти невозможно верхнему слою общества в отношениях его с народом. Во-вторых, надо, например, уверовать и в Бога, а это уже окончательно для нашего европеизма невозможно (хотя в Европе и верят в Бога)…»
Фёдор Достоевский, 18 апреля 1879 г.