Стратегическое планирование, полагаем, следует рассматривать как один из элементов совершенствования российской экономической модели. Для понимания того, что необходимо совершенствовать, следует сравнить текущее состояние объекта с состоянием за определенный прошедший период. Своеобразными реперными точками возьмем 1990 и 2015 годы. Позволим себе напомнить некоторые показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы в России за прошедшие 25 лет.
Прошедшая четверть века с момента смены социалистической модели на капиталистическую показала полную несостоятельность навязанной Западом России и всем постсоветским республикам либерально-олигархической системы. Так, глубина спада 90-х годов составила по РФ 44%, по Украине – 62%, по Грузии – 77% и т.д. В материале приводятся показатели из отчетности Росстата, данные авторитетных международных организаций и публикаций отечественных СМИ. Для того, чтобы объективно ответить на вопрос, какова социально-экономическая ситуация в России на сегодняшний день, приросла или, наоборот, ослабла государственная мощь за эти четверть века, прошедшие с момента развала СССР, следует сравнить следующие факторы:
1) наблюдается прирост или снижение численности коренного населения;
2) рост или падение объемов производства промышленной и сельхозпродукции;
3) увеличение или снижение средств, выделяемых государством на образование, науку, здравоохранение, национальную оборону, инвестиции;
4) повышение или снижение жизненного уровня населения.
По первому фактору следует отметить, что население РФ в целом сократилось на 2,75 млн. человек по сравнению с РСФСР в 1990 году, а без учета миграции, коренное население сократилось на 13,3 млн.
Объемы производства промышленной и сельхозпродукции сократились по всем показателям, за исключением добычи нефти и газа, и даже не достигли показателей, далеко не самого благополучного в советский период 1990 года. Не лучше ситуация и в социальном секторе. По доле расходов ВВП на образование Россия занимает 47-е место в мире, на здравоохранение – 91-е место. При этом бюджетное финансирование на здравоохранение из года в год сокращается, а частное софинансирование соответственно увеличивается, т.к. государство вынуждает население обращаться к платной медицине. По рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) платная медицина не должна превышать 20% от общих затрат на здравоохранение. В развитых странах этот показатель составляет 25%, в слаборазвитых – 30-35%, в России же – 39%. Более того, правительства всех государств мира принимают усилия для приближения к рекомендациям ВОЗ, наше же, наоборот, планирует к 2030 году обязать население РФ оплачивать 50% всех расходов на здравоохранение. Как следствие, по продолжительности жизни Россия за это время опустилась с 82-го на 137-ое место в мире. Видимо, для нашего Правительства статьи Конституции, где записано, что РФ является социальным государством, а медицина бесплатная – пустой звук.
На науку США ежегодно тратит 450 млрд. долларов, Китай – 385 млрд., а Россия – около 40 млрд. При этом на фундаментальную науку вместо необходимого 1% ВВП расходуется 0,16%. Недостаточно выделяется средств и на национальную оборону, что наглядно видно на фоне расходов на эти цели в США, ЕС, Китае и многих других государствах. Призывы же либералов к сокращению расходов на оборону носят явно провокационный характер, так как снижение обороноспособности нашей страны – самый короткий путь к войне.
Реальные доходы населения только за 2014-2015 годы упали на 13%. Падение продолжилось и в 2016 году. В последние годы увеличивается число граждан, проживающих ниже черты бедности. В 2016 году это количество составило 22 млн. человек, или 16 % населения страны. При этом, порог бедности в России в очередной раз снижен Правительством и составляет 9.691 руб. на человека в месяц, в то время как в США и ФРГ этот порог в пересчете на нашу валюту порядка 60 тысяч руб. Как ни парадоксально, но МРОТ в нашей стране определен в 7 тысяч рублей, что ниже прожиточного минимума, а на этот МРОТ живут около пяти миллионов россиян.
Все это привело к преступному расслоению населения на крайне бедных и чрезмерно богатых. Так, средний доход 10% самых богатых граждан больше среднего дохода 10% самых бедных в 15,6 раза, но это официальные показатели Росстата, а фактически этот коэффициент более 20. Во времена СССР коэффициент был 3, в развитых странах – 5.
ВВП Российской Федерации за 25 лет увеличился на 11%, или 0,4% в год, что на уровне погрешности. ВВП Китая за этот же период увеличился в 13,5 раза. ВВП на душу населения у нас в 2011 году составлял 15,6 тыс. долларов США, в 2015 г. – 8,4 тыс. По этому показателю Россия откатилась на 55 место в мире. Но еще хуже то, что по динамике роста ВВП она занимает 180-е место из 190 стран мира.
Инвестиции в РФ составляют примерно 18% ВВП, в Индии – 40%, в Китае – 48%, при этом у нас инвестиции каждый год снижаются на 8-10 процентных пунктов. Это двойной удар как по сегодняшней социально-экономической ситуации в стране, так и по перспективе ее улучшения. Это подтверждается прогнозом на среднесрочный период.
Суммируя все сказанное, можно совершенно объективно утверждать, что постсоветская социально-экономическая политика в России и других государствах бывших республик СССР – это стратегический провал. Те меры, которые предлагает Правительство, и намечает Центр стратегических разработок, учрежденный Президентом РФ, по выходу из нынешнего глубокого кризиса, возможно, позволят экономике выйти из отрицательных показателей по росту ВВП в течение ближайших двух лет, возможно, затем последует рост в 2 – 2,5%. Но, во-первых, нет никакой уверенности в том, что даже этот скромный план будет реализован, а, во-вторых, если и свершится намеченное, то этот рост для нашей экономики ничтожно мал. Учитывая, что у наших партнеров по БРИКС – Китая и Индии – стабильный рост был на протяжении пары десятилетий в пределах двухзначных показателей, отставание России будет просто безнадежным. Нашей стране необходим рост экономики минимум 7-8% в год, а существующая социально-экономическая модель, в принципе, не в состоянии обеспечить показатели выше 2-3%. Доказательством тому служит экономика всех стран, исповедующих «рыночный фундаментализм».
Более того, через 2-3 года даже незначительного роста экономика «упрется в потолок», что неминуемо приведет к очередному кризису, так как никаких структурных изменений государством не планируется, а все негативные факторы будут продолжать функционировать.
Ресурсный потенциал России огромен, но расходуются средства крайне нерационально, как государством, так и асоциально сверхбогачами - на роскошь и увод средств за рубеж.
Государству немедленно следует заняться социальными проблемами в здравоохранении, образовании, культуре и науке, в повышении благосостояния населения, а заявления Правительства, что на решение этих проблем нет средств, совершенно не соответствует реальности.
В нашей социально-экономической системе на вышеперечисленные социальные нужды тратится менее 10% ВВП, в то время как в развитых странах 20-25%. Конечно, при этом госбюджет должен составлять не 30% ВВП, а значительно больше, также, как в странах Запада. Обеспечивать эту пропорцию должны структурные реформы в экономике, эффективное расходование средств, в том числе от продажи на экспорт сырьевых ресурсов, внедрения прогрессивной шкалы налогов на сверхбогатство, борьбы с коррупцией и др.
Сегодня и на Западе пришло понимание того, что нужна новая экономика, которая не будет в услужении банков, корпораций, олигархов и политиков, а будет экономикой масс. Но, что самое удивительное – эта концепция новой экономики нашла поддержку у большой части западной элиты. Программу действий изложил в своей работе «Пришло время для нового экономического мышления» профессор Оксфордского университета Эрик Байнхокер. Даже такой махровый неолиберал как Зб. Бжезинский в своей работе озаглавленной «Закат Запада» убежден, что мировую экономику спасет мобилизация государства и народа.
Высказывания известных западных экономистов и политиков, а также отзывы на наши многочисленные публикации в отечественных и зарубежных СМИ лишний раз подтверждают необходимость срочной смены неолиберальной социально-экономической модели, построенной на экспорте сырья и крайне неэффективно функционирующей в нашем государстве.
Убеждены, что для форсированного выхода из системного кризиса, необходимо на переходный период использовать мобилизационную модель экономики, что неоднократно подтверждалось успешной антикризисной деятельностью ряда государств.
Механизмом для перехода к мобилизационной модели экономики предлагается разработанный нами Обязательный Государственный Заказ (ОГЗ), который планируется, в том числе «снизу» по запросу бизнеса в номенклатуре, и распределяется по предприятиям в плановом порядке независимо от форм собственности на производство продукции, имеющей стратегическое значение для экономической, социальной, политической и военной безопасности страны. При этом государство заключает договоры со всеми крупными системообразующими предприятиями напрямую, а с остальными через региональные и местные власти.
Переход от неолиберальной модели к мобилизационной экономике не требует каких-либо «революционных перестроек» и разрушения существующей системы общественного производства. Частный бизнес не только не сворачивается, но и получает всемерную поддержку, в особенности малый и средний, а также предприятия обеспечивающие выполнение ОГЗ, в том числе, за счет налоговых льгот. Бизнес, получивший ОГЗ, имеет ряд преференций, в том числе стабильное бюджетное финансирование и имиджевый статус как «государственный поставщик».
Переход к мобилизационной модели в то же время совершенно не означает самоизоляцию от внешнего мира. Более того, создаются условия для повышения конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках.
Экономическая мобилизация дает возможность концентрации государственных и частных ресурсов для решения задач на приоритетных стратегических направлениях управляемого развития отечественной экономики, уходу от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечению национальной безопасности.
Одной из причин крайне неудовлетворительного состояния социально-экономической ситуации в стране, на наш взгляд, является ошибка (которая больше, чем преступление, как говорят мудрые люди) в том, что правящие неолибералы отвергают возможность стратегического планирования в существующей модели экономики. Они внушили обществу, что стратегическое планирование – это зло, а вмешательство государства негативно влияет на экономику. Однако в ряде развитых стран такое вмешательство неуклонно расширяется и углубляется. Евросоюз практикует регулирование в экономике по ряду позиций жестче, чем это делала советская экономика. В Японии разрабатывают более 10 тысяч общегосударственных плановых балансов, а это значительно больше, чем разрабатывал Госплан СССР. Во многих успешных экономиках мира полномасштабное стратегическое планирование является основой сбалансированной экономики.
Тесное сотрудничество через ОГЗ государства и бизнеса позволяет разрабатывать пятилетние стратегические планы, которые состоят из двух частей. Одна часть носит индикативный характер, т.е. ориентировочный, а вторая, включающая ОГЗ и гособоронзаказ - обязательный. При составлении такого плана принимают участие государство, частный бизнес и ученые, что создает предпосылки для достижения консенсуса в экономической политике. Предлагаемая нами модель экономики является смешанной, т.е. частично плановой и частично рыночной, но при этом государство не руководит частным сектором, за исключением выполнения ОГЗ и гособоронзаказа, которые находятся под жестким контролем отраслевых министерств. Рычагами воздействия на частный сектор является финансовая и бюджетная политика. В свою очередь бизнес, участвуя в составлении пятилетних стратегических планов, понимает и более эффективно решает общие задачи, стоящие перед государством. К тому же, расширяется горизонт планирования, следовательно, бизнес, зная перспективу на пять лет, может увереннее инвестировать в развитие своего производства. Одновременно повышается доверие бизнеса к государству. При этом ничем не ограниченный капитализм, исповедующий исключительно собственную выгоду, против чего сегодня восстает вся мировая общественность, ставится в определенные рамки.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках, государству, учитывая специфику страны, необходимо наряду с мерами по повышению производительности труда и научно-технического развития РФ, проводить политику поддержания внутренних цен на энергоносители и на тарифы при транспортировке грузов внутри страны. Полагаем необходимым установить квоты на экспорт энергоносителей с целью первоочередного насыщения данной группой продукции внутреннего рынка.
Мобилизационная экономика предполагает изменение государственного финансового менеджмента. Существующая финансовая система построена парадоксально, т.к. в настоящее время реальный сектор финансирует банки, а не наоборот. Объясняется это тем, что сегодня выгоднее делать деньги из воздуха, потому что при проведении спекулятивных финансовых операций рентабельность в разы выше, чем при производстве промышленной или сельхозпродукции. Деньги текут туда, где прибыльность выше, и тем более, налоговые ставки одинаковые, что для реальной экономики, что для финансовых спекуляций. Кроме того, заоблачными процентами по кредитам деньги выкачиваются из карманов населения. Отсюда фантастическая сверхприбыль в банках, которая в год составляет около 1 трлн. рублей. К тому же, государство практически ежегодно выделяет на так называемую докапитализацию банковского сектора около 1 трлн. рублей. Сложилась ситуация, когда банки переполнены ликвидностью при нищем государственном бюджете, поэтому только в первом квартале 2017 года банки оставили на своих счетах и вывели за рубеж 19,2 млрд. долларов США. А в целом утечка капитала в первом квартале текущего года выросла в два раза. Невольно напрашивается мысль, не готовятся ли банки к финансовой катастрофе в виде резкой девальвации рубля, в которой очень заинтересовано государство. В таком случае «крайним», как всегда, будет население. Убеждены, что необходимо срочно развернуть финансовый поток в обратную сторону – от банков в реальный сектор, в том числе за счет снижения кредитной ставки и увеличения налога на финансовую спекуляцию в разы.
Таким образом, можно констатировать, что за прошедшую четверть века в России создана неолиберальная экономика, и сформировался правящий класс из чиновников самого высокого уровня и крупных собственников. Эта экономическая модель работает не в интересах государства и народа, а в интересах правящего класса. В этом кроется ответ, почему за 25 лет российская экономика выросла только на 11%, а китайская в 13,5 раз.
Сегодня власть и деньги в руках правящего класса. Он определяет правила игры, и от него зависит решение, какой быть экономической модели, либо экономикой для избранных, либо экономикой для масс. Лишь бы не упустить время и не подвести Россию к событиям 1917 года или 1991 года. Хотелось бы верить, что инстинкт самосохранения у элиты убережет Россию от этих событий.
Котолупов О.А., доктор экономических наук, профессор, академик Крымской Академии наук.
Адрес: 107045, г. Москва, Малый Головин пер, д.5, подъезд 3, эт.4.
Тел. 8(495)730-03-01
Хриенко П.А., доктор социологических наук, профессор, академик Крымской Академии наук.
Адрес: 295017, РК, г. Симферополь, ул. Фрунзе, дом 8, офис 24
Тел. (978)823-96-17