Сообщество «Экономика» 15:50 20 апреля 2017

России необходима экономика для народа, а не для избранных

Рекомендации современной правящей элите о том, как направить экономическую систему России на благо россиян.

Стратегическое планирование, полагаем, следует рассматривать как один из элементов совершенствования российской экономической модели. Для понимания того, что необходимо совершенствовать, следует сравнить текущее состояние объекта с состоянием за определенный прошедший период. Своеобразными реперными точками возьмем 1990 и 2015 годы. Позволим себе напомнить некоторые показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы в России за прошедшие 25 лет.

Прошедшая четверть века с момента смены социалистической модели на капиталистическую показала полную несостоятельность навязанной Западом России и всем постсоветским республикам либерально-олигархической системы. Так, глубина спада 90-х годов составила по РФ 44%, по Украине – 62%, по Грузии – 77% и т.д. В материале приводятся показатели из отчетности Росстата, данные авторитетных международных организаций и публикаций отечественных СМИ. Для того, чтобы объективно ответить на вопрос, какова социально-экономическая ситуация в России на сегодняшний день, приросла или, наоборот, ослабла государственная мощь за эти четверть века, прошедшие с момента развала СССР, следует сравнить следующие факторы:

1) наблюдается прирост или снижение численности коренного населения;

2) рост или падение объемов производства промышленной и сельхозпродукции;

3) увеличение или снижение средств, выделяемых государством на образование, науку, здравоохранение, национальную оборону, инвестиции;

4) повышение или снижение жизненного уровня населения.

По первому фактору следует отметить, что население РФ в целом сократилось на 2,75 млн. человек по сравнению с РСФСР в 1990 году, а без учета миграции, коренное население сократилось на 13,3 млн.

Объемы производства промышленной и сельхозпродукции сократились по всем показателям, за исключением добычи нефти и газа, и даже не достигли показателей, далеко не самого благополучного в советский период 1990 года. Не лучше ситуация и в социальном секторе. По доле расходов ВВП на образование Россия занимает 47-е место в мире, на здравоохранение – 91-е место. При этом бюджетное финансирование на здравоохранение из года в год сокращается, а частное софинансирование соответственно увеличивается, т.к. государство вынуждает население обращаться к платной медицине. По рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) платная медицина не должна превышать 20% от общих затрат на здравоохранение. В развитых странах этот показатель составляет 25%, в слаборазвитых – 30-35%, в России же – 39%. Более того, правительства всех государств мира принимают усилия для приближения к рекомендациям ВОЗ, наше же, наоборот, планирует к 2030 году обязать население РФ оплачивать 50% всех расходов на здравоохранение. Как следствие, по продолжительности жизни Россия за это время опустилась с 82-го на 137-ое место в мире. Видимо, для нашего Правительства статьи Конституции, где записано, что РФ является социальным государством, а медицина бесплатная – пустой звук.

На науку США ежегодно тратит 450 млрд. долларов, Китай – 385 млрд., а Россия – около 40 млрд. При этом на фундаментальную науку вместо необходимого 1% ВВП расходуется 0,16%. Недостаточно выделяется средств и на национальную оборону, что наглядно видно на фоне расходов на эти цели в США, ЕС, Китае и многих других государствах. Призывы же либералов к сокращению расходов на оборону носят явно провокационный характер, так как снижение обороноспособности нашей страны – самый короткий путь к войне.

Реальные доходы населения только за 2014-2015 годы упали на 13%. Падение продолжилось и в 2016 году. В последние годы увеличивается число граждан, проживающих ниже черты бедности. В 2016 году это количество составило 22 млн. человек, или 16 % населения страны. При этом, порог бедности в России в очередной раз снижен Правительством и составляет 9.691 руб. на человека в месяц, в то время как в США и ФРГ этот порог в пересчете на нашу валюту порядка 60 тысяч руб. Как ни парадоксально, но МРОТ в нашей стране определен в 7 тысяч рублей, что ниже прожиточного минимума, а на этот МРОТ живут около пяти миллионов россиян.

Все это привело к преступному расслоению населения на крайне бедных и чрезмерно богатых. Так, средний доход 10% самых богатых граждан больше среднего дохода 10% самых бедных в 15,6 раза, но это официальные показатели Росстата, а фактически этот коэффициент более 20. Во времена СССР коэффициент был 3, в развитых странах – 5.

ВВП Российской Федерации за 25 лет увеличился на 11%, или 0,4% в год, что на уровне погрешности. ВВП Китая за этот же период увеличился в 13,5 раза. ВВП на душу населения у нас в 2011 году составлял 15,6 тыс. долларов США, в 2015 г. – 8,4 тыс. По этому показателю Россия откатилась на 55 место в мире. Но еще хуже то, что по динамике роста ВВП она занимает 180-е место из 190 стран мира.

Инвестиции в РФ составляют примерно 18% ВВП, в Индии – 40%, в Китае – 48%, при этом у нас инвестиции каждый год снижаются на 8-10 процентных пунктов. Это двойной удар как по сегодняшней социально-экономической ситуации в стране, так и по перспективе ее улучшения. Это подтверждается прогнозом на среднесрочный период.

Суммируя все сказанное, можно совершенно объективно утверждать, что постсоветская социально-экономическая политика в России и других государствах бывших республик СССР – это стратегический провал. Те меры, которые предлагает Правительство, и намечает Центр стратегических разработок, учрежденный Президентом РФ, по выходу из нынешнего глубокого кризиса, возможно, позволят экономике выйти из отрицательных показателей по росту ВВП в течение ближайших двух лет, возможно, затем последует рост в 2 – 2,5%. Но, во-первых, нет никакой уверенности в том, что даже этот скромный план будет реализован, а, во-вторых, если и свершится намеченное, то этот рост для нашей экономики ничтожно мал. Учитывая, что у наших партнеров по БРИКС – Китая и Индии – стабильный рост был на протяжении пары десятилетий в пределах двухзначных показателей, отставание России будет просто безнадежным. Нашей стране необходим рост экономики минимум 7-8% в год, а существующая социально-экономическая модель, в принципе, не в состоянии обеспечить показатели выше 2-3%. Доказательством тому служит экономика всех стран, исповедующих «рыночный фундаментализм».

Более того, через 2-3 года даже незначительного роста экономика «упрется в потолок», что неминуемо приведет к очередному кризису, так как никаких структурных изменений государством не планируется, а все негативные факторы будут продолжать функционировать.

Ресурсный потенциал России огромен, но расходуются средства крайне нерационально, как государством, так и асоциально сверхбогачами - на роскошь и увод средств за рубеж.

Государству немедленно следует заняться социальными проблемами в здравоохранении, образовании, культуре и науке, в повышении благосостояния населения, а заявления Правительства, что на решение этих проблем нет средств, совершенно не соответствует реальности.

В нашей социально-экономической системе на вышеперечисленные социальные нужды тратится менее 10% ВВП, в то время как в развитых странах 20-25%. Конечно, при этом госбюджет должен составлять не 30% ВВП, а значительно больше, также, как в странах Запада. Обеспечивать эту пропорцию должны структурные реформы в экономике, эффективное расходование средств, в том числе от продажи на экспорт сырьевых ресурсов, внедрения прогрессивной шкалы налогов на сверхбогатство, борьбы с коррупцией и др.

Сегодня и на Западе пришло понимание того, что нужна новая экономика, которая не будет в услужении банков, корпораций, олигархов и политиков, а будет экономикой масс. Но, что самое удивительное – эта концепция новой экономики нашла поддержку у большой части западной элиты. Программу действий изложил в своей работе «Пришло время для нового экономического мышления» профессор Оксфордского университета Эрик Байнхокер. Даже такой махровый неолиберал как Зб. Бжезинский в своей работе озаглавленной «Закат Запада» убежден, что мировую экономику спасет мобилизация государства и народа.

Высказывания известных западных экономистов и политиков, а также отзывы на наши многочисленные публикации в отечественных и зарубежных СМИ лишний раз подтверждают необходимость срочной смены неолиберальной социально-экономической модели, построенной на экспорте сырья и крайне неэффективно функционирующей в нашем государстве.

Убеждены, что для форсированного выхода из системного кризиса, необходимо на переходный период использовать мобилизационную модель экономики, что неоднократно подтверждалось успешной антикризисной деятельностью ряда государств.

Механизмом для перехода к мобилизационной модели экономики предлагается разработанный нами Обязательный Государственный Заказ (ОГЗ), который планируется, в том числе «снизу» по запросу бизнеса в номенклатуре, и распределяется по предприятиям в плановом порядке независимо от форм собственности на производство продукции, имеющей стратегическое значение для экономической, социальной, политической и военной безопасности страны. При этом государство заключает договоры со всеми крупными системообразующими предприятиями напрямую, а с остальными через региональные и местные власти.

Переход от неолиберальной модели к мобилизационной экономике не требует каких-либо «революционных перестроек» и разрушения существующей системы общественного производства. Частный бизнес не только не сворачивается, но и получает всемерную поддержку, в особенности малый и средний, а также предприятия обеспечивающие выполнение ОГЗ, в том числе, за счет налоговых льгот. Бизнес, получивший ОГЗ, имеет ряд преференций, в том числе стабильное бюджетное финансирование и имиджевый статус как «государственный поставщик».

Переход к мобилизационной модели в то же время совершенно не означает самоизоляцию от внешнего мира. Более того, создаются условия для повышения конкурентоспособности наших товаров на мировых рынках.

Экономическая мобилизация дает возможность концентрации государственных и частных ресурсов для решения задач на приоритетных стратегических направлениях управляемого развития отечественной экономики, уходу от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечению национальной безопасности.

Одной из причин крайне неудовлетворительного состояния социально-экономической ситуации в стране, на наш взгляд, является ошибка (которая больше, чем преступление, как говорят мудрые люди) в том, что правящие неолибералы отвергают возможность стратегического планирования в существующей модели экономики. Они внушили обществу, что стратегическое планирование – это зло, а вмешательство государства негативно влияет на экономику. Однако в ряде развитых стран такое вмешательство неуклонно расширяется и углубляется. Евросоюз практикует регулирование в экономике по ряду позиций жестче, чем это делала советская экономика. В Японии разрабатывают более 10 тысяч общегосударственных плановых балансов, а это значительно больше, чем разрабатывал Госплан СССР. Во многих успешных экономиках мира полномасштабное стратегическое планирование является основой сбалансированной экономики.

Тесное сотрудничество через ОГЗ государства и бизнеса позволяет разрабатывать пятилетние стратегические планы, которые состоят из двух частей. Одна часть носит индикативный характер, т.е. ориентировочный, а вторая, включающая ОГЗ и гособоронзаказ - обязательный. При составлении такого плана принимают участие государство, частный бизнес и ученые, что создает предпосылки для достижения консенсуса в экономической политике. Предлагаемая нами модель экономики является смешанной, т.е. частично плановой и частично рыночной, но при этом государство не руководит частным сектором, за исключением выполнения ОГЗ и гособоронзаказа, которые находятся под жестким контролем отраслевых министерств. Рычагами воздействия на частный сектор является финансовая и бюджетная политика. В свою очередь бизнес, участвуя в составлении пятилетних стратегических планов, понимает и более эффективно решает общие задачи, стоящие перед государством. К тому же, расширяется горизонт планирования, следовательно, бизнес, зная перспективу на пять лет, может увереннее инвестировать в развитие своего производства. Одновременно повышается доверие бизнеса к государству. При этом ничем не ограниченный капитализм, исповедующий исключительно собственную выгоду, против чего сегодня восстает вся мировая общественность, ставится в определенные рамки.

Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешних рынках, государству, учитывая специфику страны, необходимо наряду с мерами по повышению производительности труда и научно-технического развития РФ, проводить политику поддержания внутренних цен на энергоносители и на тарифы при транспортировке грузов внутри страны. Полагаем необходимым установить квоты на экспорт энергоносителей с целью первоочередного насыщения данной группой продукции внутреннего рынка.

Мобилизационная экономика предполагает изменение государственного финансового менеджмента. Существующая финансовая система построена парадоксально, т.к. в настоящее время реальный сектор финансирует банки, а не наоборот. Объясняется это тем, что сегодня выгоднее делать деньги из воздуха, потому что при проведении спекулятивных финансовых операций рентабельность в разы выше, чем при производстве промышленной или сельхозпродукции. Деньги текут туда, где прибыльность выше, и тем более, налоговые ставки одинаковые, что для реальной экономики, что для финансовых спекуляций. Кроме того, заоблачными процентами по кредитам деньги выкачиваются из карманов населения. Отсюда фантастическая сверхприбыль в банках, которая в год составляет около 1 трлн. рублей. К тому же, государство практически ежегодно выделяет на так называемую докапитализацию банковского сектора около 1 трлн. рублей. Сложилась ситуация, когда банки переполнены ликвидностью при нищем государственном бюджете, поэтому только в первом квартале 2017 года банки оставили на своих счетах и вывели за рубеж 19,2 млрд. долларов США. А в целом утечка капитала в первом квартале текущего года выросла в два раза. Невольно напрашивается мысль, не готовятся ли банки к финансовой катастрофе в виде резкой девальвации рубля, в которой очень заинтересовано государство. В таком случае «крайним», как всегда, будет население. Убеждены, что необходимо срочно развернуть финансовый поток в обратную сторону – от банков в реальный сектор, в том числе за счет снижения кредитной ставки и увеличения налога на финансовую спекуляцию в разы.

Таким образом, можно констатировать, что за прошедшую четверть века в России создана неолиберальная экономика, и сформировался правящий класс из чиновников самого высокого уровня и крупных собственников. Эта экономическая модель работает не в интересах государства и народа, а в интересах правящего класса. В этом кроется ответ, почему за 25 лет российская экономика выросла только на 11%, а китайская в 13,5 раз.

Сегодня власть и деньги в руках правящего класса. Он определяет правила игры, и от него зависит решение, какой быть экономической модели, либо экономикой для избранных, либо экономикой для масс. Лишь бы не упустить время и не подвести Россию к событиям 1917 года или 1991 года. Хотелось бы верить, что инстинкт самосохранения у элиты убережет Россию от этих событий.

Котолупов О.А., доктор экономических наук, профессор, академик Крымской Академии наук.

gc_tavross@mail.ru

Адрес: 107045, г. Москва, Малый Головин пер, д.5, подъезд 3, эт.4.

Тел. 8(495)730-03-01

Хриенко П.А., доктор социологических наук, профессор, академик Крымской Академии наук.

t.v.khrienko@mail.ru

Адрес: 295017, РК, г. Симферополь, ул. Фрунзе, дом 8, офис 24

Тел. (978)823-96-17

1.0x