Авторский блог Андрей Аганин 22:22 11 октября 2018

Ронинизм, или Российский кемализм как он есть

В том реальном, а не об…аемом СССР, который не по политическим триллерам знаю, наверное, не только я, но и, надеюсь, знает Виктор из Приморья, невозможно было даже обсуждать такие «семнадцать стрел» (вдруг почему-то вспомнился фильм «Семнадцать мгновений весны», главным заказчиком которого выступал именно Андропов) без того, чтобы нарваться на, мягко говоря, крупные неприятности
0

 двойной клик - редактировать изображение

1. После отказа от сохранения Османской империи Турецкая Республика, как бывшее имперское ядро, быстро стала менять своё прежнее лицо. В школах было введено совместное обучение. Турчанки сняли чадру. Якобы весьма прогрессивной мерой кемалистов было стремление уравнять женщин в правах с мужчинами, предоставление женщинам права на образование, занятие должностей, избирать и быть избранными в органы государственной власти. Среди женщин появились адвокаты, врачи, судьи. В 1930 году женщинам было предоставлено право выборов в муниципалитеты, а в 1934 году – в парламент (появление на турецком политическом Олимпе Тансу Чиллер в 1990-е годы – закономерный результат политики эмансипации женщины в Турецкой Республике).

В 1934 году Великое национальное собрание Турции (ВНСТ; турец. Türkiye Büyük Millet Meclisi – TBMM) принял закон о введении фамилий (прежде турки имели лишь имена). Мустафа Кемаль получил фамилию Ататюрк – «отец турок» (отныне никто в Турецкой Республике не имел права носить такую фамилию). Закон 1934 года упразднял титулы и старые формы обращения: паша, бей, эфенди. Например, Кемаль Бей или Кемаль Ататюрк.

Одновременно шло активное наращивание политических и торгово-экономических связей Турецкой Республики с европейскими государствами. Усиление влияния последних, навязывание «сверху» реформ в стране, где большая часть населения исповедует ислам и с недоверием относится к европейцам, вызывало недовольство и протесты. Иногда к подавлению традиционалистов привлекалась армия. Тем не менее, постепенно, исподволь на образ жизни значительной части населения, особенно элиты, всё большее воздействие оказывали западная культура, техника, товары.

В ряде трудов турецких учёных кемализм Мустафы Кемаля Ататюрка понимается шире, он рассматривается как определённая интернациональная модель для развивающихся государств. Следует отметить, что кемализм иногда понимается не только как идеологическая система, но и как путь развития Турецкой Республики в период её преобразования из полуколониальной феодаль­ной Османской империи в буржуазно-национальное государство. На симпозиуме в Стамбульском университете, посвященном 100-летию со дня рождения М.К. Ататюрка (май 1981 года) отмечалось, что кемалистская модель экономического развития – это один из примеров борьбы государства третьего мира не только за политическую, но и экономическую независимость. М.К. Ататюрк, действуя в рамках сложившейся в Турецкой Республике социально-классовой обстановки, исходя из объективных потребностей независимого национального развития, стремился преодолеть традиционную отсталость своей родины и на базе развития производительных сил обеспечить ей экономическую самостоятельность. Однако экономическая политика М.К. Ататюрка требует более доскональной работы исследователя.

Турецкие авторы полагают, что в условиях 1920-х годов М.К. Ататюрк не видел других путей экономического возрождения страны кроме превращения её, по подобию Европы, в «страну богатых», фабрикантов, банкиров, крупных фермеров, деловых людей.

Ах, как всё это напоминает нам что-то такое знакомое по второй половине 1980-х годов, как позднесоветские завышенные и ничем не обоснованные ожидания капиталистического рая на фоне искусственно создаваемого (запускаемого) всеобщего общественного невроза, которым, кстати, так и не удалось оправдаться нигде: ни на территории бывшей Османской империи, ни на постсоветском пространстве, ни в бывших социалистических государствах Восточной Европы.

В основе политических взглядов М.К. Ататюрка был патриотизм и национализм. Реформируя мусульманское государство, устаревшие структуры последнего в истории халифата, М.К. Ататюрк опирался на национальную идею. Религиозные традиции в его идеологии играли вспомогательную, отнюдь не первостепенную роль. До сих пор опыт построения Турецкой Республики, в которой конституционно обозначены рамки религиозной сферы (притом сфера эта ограничена), – уникален, М.К. Ататюрк не нуждался ни в религиозном, ни в квазирелигиозном обосновании реформ. Патриотизм М.К. Ататюрка был лишен религиозных черт, он выступал против панисламизма, пантюркизма. Начав формироваться в условиях Османской империи под влиянием (чего?) европейского либерализма и турецких просветителей XIX века, его убеждения крепли в ходе борьбы против султанского режима за национальную независимость Турции (М.К. Ататюрк – турок, скукоживающий вроде ему родное государство). Он продолжил и ускорил тенденцию турецких реформаторов, направленную на постепенное вытеснение религиозных организаций из государственных сфер. Это известно и нам по истории Российской Империи в период 1905 – 1917 годов.

Можно констатировать, что два наиболее важных фактора определяли сущность мировоззрения и практической деятельности М.К. Ататюрка: антиимпериалистическое движение турецкого народа (это отнюдь не антиимпериалистическое движение колониальных народов!!!) и приверженность идейным ценностям капиталистического Запада. И это нам опять-таки известно по истории СССР в период 1985 – 1991 годов.

Смерть М.К. Ататюрка в 1938 году не остановила процесс вестернизации, но заметно снизила его темпы. В конце 1930-х годов складывалась иная геополитическая обстановка в мире и совершенно другое положение внутри страны. Под воздействием внешних и внутренних факторов нарастал раскол в правящей элите и турецком обществе. Вестернисты и традиционалисты, перегруппировав силы, повели борьбу за альтернативные концепции развития, за приобщение к своим идеям масс населения. И это нам тоже известно по 2000 – 2010 годам в Новой России.

 двойной клик - редактировать изображение

2. Говоря о М.К. Ататюрке, нельзя не остановиться на вопросе о дёнме.

Дёнме (турец. dönme, буквально – отступники) – каббалистическая секта, вышедшая из иудаизма, основанная еврейским религиозным деятелем XVII века Якобом Керидо (‘возлюбленный’, 1650 – 1690 годы, Александрия, Египет), последователем каббалиста, одного из самых известных еврейских лжемессий Шабтая Цви (также известного как Амира, или Мехмет Эфенди (ивр. ‏שַׁבְּתַי צְבִי‏‎, по другой транскрипции Саббатей Цеви, Саббатай Цви; 1 августа 1626 года, Смирна, Анатолия, Османская империя – 30 сентября 1676 года, Дульчиньо, Румелия, Османская империя), лидера массового движения XVII века, охватившего многие еврейские общины и получившего его имя – саббатианства, еретического направления иудаизма, а также брата его последней жены Шабтая Цви.

Секта была основана в 1683 году в городе Салоники (отсюда другое принятое в Турции название секты – Selânikli). Согласно учению дёнме, Шабтай Цви является Мессией (от ивр. ‏מָשִׁיחַ‏‎, машиах; др.-греч. Χριστός, христос, – буквально «помазанник»). Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну. Вслед за основателем, формально перешли в ислам и сектанты.

 двойной клик - редактировать изображение

Позже с учением дёнме познакомился Якоб Франк (ивр. ררנק, при рождении Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович); 1726 год, село Королёвка, Подолия, ныне Тернопольская область, Украина, – 1791 год, Оффенбах, Германия, польско-еврейский религиозный деятель, создатель еврейской мессианской группы сторонников Шабтая Цви) и сам заразился идеей мессианства и Святого Отступничества, вызвав массовый переход польских евреев в католичество.

В конце XVII – начале XVIII веков дёнме раскололись на ветвь из Измира (Измирлар) и ветвь Якоба Керидо (Якоблар), ученика Шабтая Цви.

В 1716 году часть измирларов объявили сына Якоба Керидо, еврейского каббалиста, саббатианца, жившего в Салониках, руководителя секты дёнме Берахию Руссо (в другой транскрипции Берехия, Брухия, Берахия, Брухия; после принятия ислама – Осман-баба, 1676 – 1726 годы), воплощением (гилгулем) Шабтая Цви, так образовалась группа каракашлар (турец. karakaşlar – чернобровые). В 1720 году возникла группировка капанджилар (турец. kapancılarвладельцы весов), отвергающая авторитет Якоба и Берахии. Тут надо вспомнить и российского эстрадного певца Авраама Руссо (настоящее имя – Абрахам Жанович Ипджян; 21 июля 1969 года, Алеппо, Сирия), он также – из дёнме.

Различные группы дёнме находились в ссоре и не роднились одна с другой. Уже в XIX веке немало дёнме ассимилировались.

 двойной клик - редактировать изображение

Браки дёнме заключали только внутри общины, что привело к частичной генетической рецессии. Дёнме поддерживали младотурок в начале XX века, тогда министром финансов стал предводитель каракашларов Мехмет Джавид-бей (1875 год, Салоника – 8 августа 1926 года, Анкара), османский экономист, редактор и политик.

 двойной клик - редактировать изображение

Во время греко-турецкого обмена населением приверженцы дёнме были причислены к мусульманам и вынуждены были покинуть город Салоники.

В современной Турции весьма популярны слухи (которые, однако, нигде открыто не обосновывались), что М.К. Ататюрк вышел тоже из рядов дёнме, и что его сторонники мстили правившему в 1876 – 1909 годах султану Османской империи и 99-й халифу Абдул-Хамиду II (также Абдул-Гамид, осм. عبد الحميد ثانی‎ – Abd ül-Hamîd-i sânî, турец. İkinci Abdülhamit; 22 сентября 1842 года – 10 февраля 1918 года, Константинополь) за то, что он препятствовал в Палестине еврейского общественного и политического деятеля, основателя Всемирной сионистской организации, провозвестника еврейского государства и основоположник идеологии политического сионизма деятельности Теодора Герцля (нем. Theodor Herzl, венг. Herzl Tivadar; ивр. ‏בנימין זאב הרצל‏‎, Биньямин Зеэв; 2 мая 1860 года, Будапешт – 3 июля 1904 года, Эдлах, Австрия, похоронен в Иерусалиме), журналиста, писателя, доктора юриспруденции. Радикальные исламисты обвиняют в революции турецких кшатриев трёх врагов – «сионистов, масонов и дёнме».

Так или иначе, дёнме принадлежали к интеллектуальной элите и при этом оставались закрытым сообществом, что приводило к появлению различных слухов и подозрений в заговорах, которые не надо думать, что не могли иметь реальных места и времени. К концу XX века дёнме полностью интегрировались в светскую Турцию и перестали заключать браки исключительно внутри общины. Сейчас замкнутый характер имеет только группа каракашларов.

Отношение еврейской общины Турции к дёнме было резко отрицательным: члены секты рассматривались как окончательно порвавшие связь с иудаизмом отступники. Однако в быту дёнме и евреи нередко поддерживали нормальные отношения.

 двойной клик - редактировать изображение

Сейчас в Турции проживают около 2 500 дёнме. В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел Турецкой Республики (30 июня 1997 года – 12 июля 2002 года) и бывший министр культуры Турецкой республики (7 июля 1995 года – 6 октября 1995 года) Исмаил Джем Ипекчи (турец. İsmail Cem İpekçi).

Турецкие антисемитские движения всегда атаковали дёнме, их также обвиняли в организации всеобщего заговора и в том, что они – тайная сила, которая управляет турецким правительством. И это тоже нам так знакомо по нашей отечественной действительности последних ста с небольшим лет.

Турецкий журналист и активист дёнме Ильгаз Зорлу, основавший в 2000 году издательство «Zvi Publishers», хотел признания его евреем, но еврейский религиозный суд, при рассмотрении дел руководствующийся еврейским религиозным правом, бейт-дин (иногда бейс-дит, ивр. ‏בית דין‏‎) отказался признавать его евреем без полного обращение нееврея в иудаизм, а также связанного с этим обряда гиюр (ивр. ‏גִּיּוּר‏‎) и отверг его претензии. И. Зорлу заявил, что принял иудаизм в Израиле, и подал иск об официальном изменении в его документах вероисповедания с ислама на иудаизм. Суд удовлетворил его требования 7 августа 2000 года. Это также вызвало скандал, в частности, из-за того, что он сотрудничал с антисемитскими активистами, такими как Мехмед Шевкет Эйги (турец. Mehmed Şevket Eygi).

 двойной клик - редактировать изображение

3. Итак, вернёмся к отечественным ронинам. Возможно, задуматься об идеологической связи и даже преемственности ронинов-1917 и ронинов-1991. Ведь ронины-1991 были идейными последователями, скорее всего, ронинов-1917 2.0, не так ли? Ронины-1917 могли опередить своих турецких коллег, хотя вроде бы находились с ними по разные стороны не баррикад, но окопов Первой Мировой войны, однако, осуществляли по отдельности аналогичные реформации-заговоры в своих обществах. Как думаете, отсутствовал ли в описываемой ситуации бенефициар в лице умной обезьяны, сидящей на вершине холма и наблюдающей за тем, как в долине дерутся два тигра? Ведь существует же крылатая фраза, принадлежащая всё-таки, может быть, и не самому величайшему стратегу, но Мао Цзедуну: «Умная обезьяна сидит на вершине холма и наблюдает, как в долине дерутся два тигра» (聪明的猴子坐在山顶上,手表两只老虎在山谷中战).

Но ронины-1917 к нашему счастью, об…ались. И какая-то невидимая рука не рынка, но Провидения спасла после 1917 года остатки Российской Империи от судьбы Османской империи. Но отечественные ронины после всего произошедшего не успокоились и длительные годы изучали опыт турецких коллеги из denme ve şirket (дёнме & Co), чтобы предпринять ещё одну попытку того же самого.

 двойной клик - редактировать изображение

Добились ли эти заговорщики своего?… Ну чего они, собственно, добились? Личного обогащения? Но тогда они не заговорщики, а обыкновенная банда. А это не так или как минимум не вполне так. Разрушения своего государства во имя торжества государства американского (1991 год) или британского (1917 год)? Но тогда они – никакие не заговорщики, а банальные иностранные агенты. Что, опять же, как минимум не вполне соответствует подлинному статусу этих людей, их мировоззрению, целеполаганию и самооценке. Многолетние искания, призванные дать сколько-нибудь внятный ответ другим или хотя бы себе на этот вопрос, контакты и длинные доверительные беседы с авторами апокрифов, которые в той или иной степени, прямо или косвенно соприкасались с заговором, всё более и более убеждали, что в его ядре находились элитные спецслужбистские «сгустки», обладавшие и вроде бы немеркантильным, стратегическим целеполаганием, и волей к осуществлению своего, на субъективный взгляд, вполне преступного, но далеко не элементарного замысла. За вычетом огромного числа деталей и вариаций, их логика в общих чертах может быть сведена к следующим «семнадцати стрелам» позднесоветского (российского) кемализма:

1. Капитализм оказался живуч. Капитализм оказался гораздо более гибок и жизнеспособен, чем это можно было предположить.

2. Капитализм перестроился, трансформировав человека. Коммунистическая революция на Западе не произойдет именно по этой причине. Запад научился добывать для своего населения необходимый ресурс, эксплуатируя весь остальной мир. Запад обеспечил своему населению определённый уровень благосостояния. Запад создал человека-потребителя и насытил элементарные потребности созданного им человека, обезопасив себя от восстания усыпленных потребительством масс.

3. Экзистенциальный тупик потребительских установок. СССР не может грабить мир так, как грабит его Запад. А значит, он не может и насытить потребности своего потребителя. Любая же другая модель человека, не требующая потребительского благоденствия и основанная на аскетизме и мобилизации, потребует слишком радикальных перемен, несовместимых ни с интересами правящего политического класса, ни с благодушными чаяниями очень крупных социальных групп. При этом подобная трансформация (накалённая идеальная воскрешённая мессианская страсть, радикальное очищение достаточно подгнивших и размагниченных элит), скорее всего, приведёт к ядерной войне с Западом. Вообще, любой негибкий сценарий – и с возвращением к мессианству, и без возвращения к оному – сделает крайне, бесповоротно вероятной большую ядерную войну на рубеже XX и XXI века.

4. Угроза исламизации значительной части населения СССР. Сильный идеологический разогрев населения маловероятен и чересчур опасен. Отказ от этого разогрева неизбежно приведёт к поощряемому Западом неотрадиционализму. При этом существенная часть нерусского населения станет всё в большей степени попадать в орбиту ислама.

5. Повышение доли исламизированного населения СССР за счёт естественного роста. Именно в той части СССР, где наиболее активно будут протекать процессы исламизации, рост населения окажется особенно бурным.

6. Обречённость на следование в фарватере Запада, что предопределяет замену социокультурного ядра. Раньше или позже любой сценарий развития СССР, кроме чересчур опасного мобилизационно-мессианского, потребует той или иной демократизации. Бурный рост исламского населения приведёт к тому, что демократически избранная власть может перейти к ставленнику этой части советского населения. Это роковым образом скажется на судьбе уменьшающегося собственно русского населения.

7. Угроза утраты Восточной Европы, совмещённая со страхом расширения в направлении Азии. Социально-экономические процессы рано или поздно потребуют еще большего расширения СССР. При этом восточно-европейские государства будет всё труднее удерживать в зоне коммунистического влияния, потому что именно на них будет наиболее пагубно сказываться соблазн западного потребительства. Расширяться придётся в Азию. А это окончательно поставит крест на русской коммунистической сверхдержаве. Не зря ведь И.В. Сталин так боялся слияния СССР с коммунистическим Китаем, равно как и любых других слишком плотных отношений с коммунистической Азией.

8. Возрастающие риски ядерной мировой войны из-за необходимости расширения в направлении Азии. Любое расширение советской сверхдержавы в сторону Азии (а без этого вскоре нельзя будет удержать социально-экономические позиции в глобализирующемся мире) резко усилит риск ядерной мировой войны. А он и без этого растёт с каждым годом.

9. Некапиталистическое развитие сопряжено с громадными издержками для советского общества, но особенно запредельными – для его элиты. Сочетание потребительства с развитием эффективно только в пределах современного западного капитализма. Попытка же развиваться на принципиально иных основаниях сопряжена со слишком высокими издержками для советской элиты. Да и для всего общества. Если же не включить никакого механизма развития, то проигрыш капитализму становится неминуемым.

10. Предпочтение в пользу партнёрства с ФРГ посредством сдачи ГДР и многого другого. Исходя из «первых девяти стрел», оптимальным является вариант вхождения СССР в Европу. При этом лучшим партнёром, естественно, является Германия как наиболее мощное европейское государство. Ради укрепления отношений с Германией можно пожертвовать очень и очень многим. Прежде всего, конечно же, ГДР. Но – и не только.

11. Предопределённый дуплет из сдачи Средней Азии и возврата к капитализму во имя модернизации. Вхождение в Европу потребует возврата СССР на капиталистический путь, отделения от СССР избыточно азиатских окраин, проведения в освобожденной от этих окраин России форсированной капиталистической модернизации.

12. Появление возможности устранения несовместимости России и Европы при стратегической мощи первой. Возврат России к капитализму снимет тканевую несовместимость между Россией и Европой. Войдя в Европу, Россия станет самым мощным европейским государством. Вдобавок ко всему – подавляюще превосходящим другие европейские государства в плане совокупной военно-стратегической мощи.

13. Вхождение Европы в Европу предопределит уход их неё США. После построения в России «нормального» капитализма и вхождения России в Европу у американцев не будет никаких оснований для военного присутствия в Европе.

14. Потенциал экономического чуда Евро-России. Европейско-российское государство будет самым мощным на планете. Объединение русского сырья с немецкой промышленностью способно сотворить экономическое чудо.

15. Рост Евро-России обрушит влияние США. Как только начнётся бурный рост российско-европейского государства, США сильно ослабнут или даже рухнут.

16. Доминирование России в составе Евро-России. В объединённой российско-европейской сверхдержаве Россия будет самым сильным слагаемым.

17. Дальше будет видно, что делать потом. Когда это всё произойдет – подумаем, как распорядиться оказавшимися в наших руках возможностями.

Таково вкратце содержание «семнадцати стрел» позднесоветского (российского) кемализма.

В том реальном, а не об…аемом СССР, который не по политическим триллерам знаю, наверное, не только я, но и, надеюсь, знает Виктор из Приморья, невозможно было даже обсуждать такие «семнадцать стрел» (вдруг почему-то вспомнился фильм «Семнадцать мгновений весны», главным заказчиком которого выступал именно Андропов) без того, чтобы нарваться на, мягко говоря, крупные неприятности. Кто-то обязательно кому-то сообщит о странном начинании. Встревоженность странностью подобного начинания наложится на разного рода карьерные и прочие моменты, могущие тогда стать несовместимыми со свободой или жизнью. И тогда пиши, что пропало.

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой