Авторский блог Виктор  Власов 15:16 24 октября 2017

Родитель – мой вечный учитель

Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство

«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство», – сказал один известный человек, писатель и философ. Трудно не согласиться. Кто ещё сильней «привязывает» нас к труду, нежели любящий родитель – только школьный учитель и в итоге сама жизнь. Человека можно назвать по духу родным, если он помог полюбить учение и труд. Если не полюбить в прямом смысле, то хотя бы научиться терпеть и быть благодарным любому добряку, который прикладывает усилия ради нашего блага.

Когда беседую на перемене с грамотным и понимающим родителем, то вспоминаю слова коллеги – Виталия Воронкова, заслуженного учителя РФ:

– Родитель – мой вечный учитель! Многие наши беды от того, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо» или «нельзя».

Вроде бы, второе предложение из диалога сказал товарищ Сухомлинский (я воспользовался поисковиком в интернете), однако Виталий Алексеевич Воронков убеждает меня в том, что эти слова пришли ему в голову задолго до прочтения трудов известного педагога.

Важную роль родителей в воспитании детей признаёт Светлана Николаевна Бабичева – учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия №84». И очень важно, с её точки зрения, вовлечь родителей в воспитательный процесс любого классного коллектива, поскольку союз единомышленников (учителей и родителей учащихся) — залог эффективного взаимодействия школы и семьи.

Знаете, почему? Потому что действительно грамотный родитель ценится на вес золота, как редактор, журналист, депутат или по обыкновению достойный человек.

– Согласие между учителем и учеником – настоящая драгоценность! – присылает мне слова Конфуция мой друг и мастер ниндзюцу Борис Штуров. После беседы со Светланой Николаевной я как бы невзначай выясняю у товарища степень важности родителя-сэнсэя перед родным ребёнком.

Очевидно, лучше вам, дорогие родители, тоже послушать мнение этого светлого учителя русского языка и литературы. Проблема-то взаимодействия школы с родителями, привлечение их к совместной деятельности по образованию учащихся в наши дни – невероятно важна!

Наша гимназия, начинает Светлана Николаевна. – это учебное заведение, которое представляет родителям возможность принимать участие в процессе организации внеурочной деятельности школьников. Являясь социальными заказчиками гимназии, родители имеют возможность влиять на её деятельность, участвовать в повседневной жизни своих детей, в управлении жизнедеятельностью классных коллективов.

Никакой рекламы учебного заведения. Лишь мнение и усилия над собой, поверьте.

Многолетний опыт работы в роли классного руководителя позволяет мне сделать вывод, что заинтересованность и успешность детей напрямую зависят от участия их родителей в любом мероприятии класса. Участие родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел, акций, спортивных соревнований, субботников даёт возможность превратить их в общее дело для всех сторон образовательного процесса: детей, их родителей и учителей.

Где вы, Светлана Николаевна, обсуждаете важность этого процесса?

На родительских собраниях, Виктор, мы обсуждаем, как организовать воспитательный процесс в классе так, чтобы помочь детям утвердиться в жизни, как позаботиться о богатстве их внутреннего мира, формировании нравственных качеств. Что важно для родителя? Это здоровье ребёнка: и физическое, и моральное, и, несомненно, духовное. Поэтому одним из основных направлений моей деятельности стало духовно-нравственное.

Как стимулировать совместную деятельность ученика и родителя?

Ежегодно ученики совместно с родителями готовятся к участию в городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества», размышляя над вечными вопросами добра и зла. Родители приходят поддержать своих детей во время выступления на чтениях, что тоже, на мой взгляд, немаловажно, чтобы показать школьникам, что родителям интересна их жизнь, что они заинтересованы в том, чтобы их сыновья и дочери выросли добрыми, неравнодушными, умеющими сострадать и приходить на помощь нуждающимся.

В каких акциях или экскурсиях родители и ученики принимают участие?

Вместе с родителями в рамках благотворительной акции «Рукавичка добра» мы, например, посетили приют для бездомных животных «Омские хвостики». Поездка оставила неизгладимое впечатление, пробудила чувство сострадания к животным, желание помогать братьям нашим меньшим, быть ответственными за их судьбу.

Также яркое впечатление в памяти учеников и их родителей оставляют экскурсии, в том числе в храмы нашего города и Омской области. При этом важно отметить, что некоторые дети впервые посещают храмы именно во время этих классных экскурсий. Организуя туристические туры по другим городам России, я обязательно включаю в программу посещение храмов. Во время весенних каникул 2012 г. в составе туристической группы, отправившейся в Санкт-Петербург — Царское Село — Пушкинские горы, было 20 детей и 3 родителей. Мы посетили много достопримечательностей, в том числе Собор Святых Петра и Павла (усыпальницу дома Романовых), Исаакиевский и Казанский соборы, Святогорский монастырь в Пушкинских горах (с посещением Некрополя Ганнибалов-Пушкиных). В 2013 и 2014 годах мы посетили ряд европейских стран: Польшу, Германию, Люксембург, Чехию, Францию, Австрию, где имели возможность познакомиться с историей, культурой, религией других народов мира.

Что вам удастся сделать в этом году?

двойной клик - редактировать изображение



На осенних каникулах мы собираемся посетить Санкт-Петербург. Программа тщательно продумана и построена в соответствии с возрастом шестиклассников. К поездке идёт кропотливая подготовка детей. Одна из предстоящих экскурсий в особняк Румянцева на экспозицию «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». Накануне мы встретились с омским писателем Н. П. Седовым, прочитали и обсудили его книгу «Пашка-козявочник» о сверстнике ребят, умершем в дни блокады. А. А. Зенков один из родителей класса, увлечённый историей, готовит для детей классный час о страшных страницах блокадного Ленинграда. Кстати, это будет уже второй классный час о Великой Отечественной войне, который подготовлен Александром Александровичем. В прошлом году после совместного участия пятиклассников и их родителей во всероссийской акции «Бессмертный полк» в классе прошёл необычный классный час, на котором мы не только говорили о войне, но и пели военные песни под гитару.

Планируя в этом году поездку в Санкт-Петербург, добавляет Светлана Николаевна, – мы включили в программу и посещение мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина, чтобы познакомиться с литературно-монографической экспозицией «Жизнь и творчество А.С.Пушкина». Также побываем в г. Пушкине, посетим Екатерининский дворец и Мемориальный музей — Лицей. О лицейских годах жизни великого поэта дети узнают как на уроках литературы, так и из познавательной программы, которую для нас по нашей просьбе подготовили сотрудники библиотечного центра «Культура Омска», с которыми мы сотрудничаем.

Как вы готовите детей к посещению храмов в Санкт-Петербурге? Не всем ведь интересно и не все знают, как себя вести.

В дни туристической поездки с целью знакомства с «всея России украшениями» и формирования уважительного отношения к православным ценностям мы планируем посетить Исаакиевский собор, храм Спас-на-крови, Казанский собор и храм в бывшем Царском Селе, где ежедневно, пока учился в лицее, молился А.С.Пушкин. Чтобы подготовить детей к посещению этих святых мест, мы решили организовать экскурсию в Храм всех Сибирских святых в нашем городе и 6 октября 2017г. посетили его всем классом в сопровождении 7 родителей. Настоятель храма отец Николай провел духовную беседу с детьми и их родителями, рассказал об истории церкви и о чудотворных иконах в храме, а также о том, как правильно себя вести, находясь в святом месте.

Детям интересно слушать священнослужителя?

Дети с большим вниманием тогда слушали отца Николая, задавали интересующие их вопросы, рассматривали убранство церкви. Затем ребята побывали в воскресной школе, которая располагается вблизи храма. Директор школы Конюшева Наталья Владимировна показала детям учебные классы и рассказала, какие предметы преподаются в воскресной школе. Радостно, что мудрыми помощниками в организации таких поездок являются родители учеников. Кстати, отец Николай — родитель одного из учеников нашего класса. И Станиславу было очень приятно вместе с батюшкой встречать нас в храме и сопровождать в воскресную школу. А когда мы писали сочинение-описание помещения, Стас рассказал в нём о посещённой нами церкви и описал её, ещё раз напомнив одноклассникам о памятной поездке.

Чем эти поездки важны для детей?

Подобные поездки, на мой взгляд, являются важными и в рамках патриотического воспитания школьников, поскольку позволяют расширять представление детей о родном крае и формировать гордость за свою малую родину, желание трудиться на её благо.

Какие ещё мероприятия и праздники родители помогают организовывать в гимназии?

В нашей гимназии традиционно проводятся классные часы, посвящённые Дню защитника Отечества, выводу советских войск из Афганистана, Дню Великой Победы над фашистской Германией. В рамках этих декад проходят классные часы, конкурсные программы: «С песней по жизни», «Чтобы помнили», «Парад войск». Вместе с родителями и детьми мы пишем сценарии, готовим костюмы, проводим репетиции. Для участия, например, в смотре строя и песни класс готовит название, девиз, маршевую песню, отрабатывает команды, а родители шьют единую форму и обязательно приходят поболеть за своих детей. Проведения праздника ученики очень ждут и вместе с родителями получают колоссальный опыт дружеского общения и массу положительных эмоций.

Ежегодно ко Дню Защитника Отечества в гимназии № 84 проводится военно-спортивный праздник «Зарничка», большую помощь в организации которого оказывают родители на всех этапах – начиная от подготовки команды и заканчивая организацией чаепития на свежем воздухе.

Какие конкурсы вы проводите, мотивируя ценности семьи?

Традиционным стало участие учеников в конкурсах сочинений: «Моя любимая семья», «История моей семьи в истории моей страны», «Я помню! Я горжусь!», «Истории Великой Победы» и другие. Дети с родителями перелистывают страницы своих семейных альбомов, вспоминают о родственниках, которыми гордится их семья, и рассказывают об этом в своих сочинениях. Эти работы мы отправляем на различные историко-литературные конкурсы. Лучшие сочинения публикуем в литературно-художественном альманахе «Лира», который сами выпускаем в гимназии. Приятно, что авторами творческих работ являются не только ученики, но и их родители. Сейчас идёт сбор материалов для 6-го выпуска «Лиры».

Традиционными в гимназии являются интеллектуально-творческие игры «В гостях у Деда-краеведа» и «Моё родное Прииртышье», готовясь к которым, дети вместе с родителями изучают историю родного края. По окончании игр, которые в субботний день проводятся в парке культуры и отдыха САО или на спортивной площадке гимназии, родители организуют чаепитие на природе, что опять же способствует сплочению коллектива: детского и родительского.

Важным направлением в деятельности учителя считается и общекультурное развитие школьников. Дети любят встречаться с интересными людьми, среди которых омские поэты и писатели. С теплотой вспоминают ребята творческие душевные встречи с Татьяной Николаевной Андринской, Николаем Петровичем Седовым, поэтом-самородком Ольгой Петровной Воронцовой. Мы с большим удовольствием уже много лет сотрудничаем с библиотечным центром «Культура Омска». Родители учеников сопровождают нас и на спектакли в различные театры города.

Большой популярностью у учеников пользуются проводимые вместе с родителями шахматно-шашечные турниры, соревнования по пионерболу. Сколько эмоций получают и дети, и взрослые! Сколько гордости испытывают родители за детей, а дети за родителей!

Таким образом, вовлекая родителей в воспитательный процесс, удаётся создавать в классе атмосферу, благоприятную для развития каждого ученика, добиваться сплочения классного и родительского коллективов, формирования уважительного отношения детей к родителям, установления тесных связей между семьёй и гимназией. А родители своим участием в жизни класса помогают детям становиться более активными, милосердными, целеустремлёнными и социально значимыми.

Приглашаем в нашу православную группу вк: https://vk.com/pravirtish

1.0x