Авторский блог Александр Нагорный 23:43 26 декабря 2016

Ресталинизация

Сталин не ушёл в прошлое, а растворился в будущем

21 декабря Россия отмечала 137-ю годовщину со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.

Она действительно её отмечала — в той или иной мере. И не только в среде бесправных и обнищавших народных масс, несмотря на десятилетия антисталинской пропаганды сохранивших добрую память об "отце народов" и творце Победы 1945 года, но и "наверху" нашего общества, от мелких чиновников и предпринимателей до кремлёвских коридоров власти и масс-медиа.

У стен Кремля в этот день традиционно на сталинскую могилу возлагаются цветы. Их приносят не только сталинисты и коммунисты, но все, кому чем-то дорог и близок Иосиф Виссарионович. За день проходит несколько тысяч человек. На этот раз там они столкнулись с неким "православным активистом" Дмитрием Цорионовым, более известным как Энтео, и его соратниками, которые демонстративно швырнули свои цветы на землю, выкрикивая проклятия в адрес "кровавого тирана". Их тут же лишили свободы передвижения и передали представителям властей, которые, пожурив нарушителей спокойствия, быстро его отпустили на волю, не применив каких-либо карательных санкций. Либеральные масс-мидии загудели было об этом как о некоем крупном событии, но как-то очень быстро этот гул утих — вследствие полного отсутствия ожидаемой реакции со стороны общества. Где относительно роли Сталина в отечественной и мировой истории, видимо, уже сложился вполне определенный консенсус, в рамках которого и "ультра-сталинизм", и "ультра-антисталинизм" рассматриваются либо как провокация, либо как психиатрическая клиника. Причём этот консенсус оценивает Сталина куда более положительно, чем официальный информационный мейнстрим, позволяющий, например, директору Департамента информации и печати российского МИДа Марии Захаровой публично рассуждать о том, что "руководители, которые уничтожали свой народ, горят в аду в два раза ярче тех, которые уничтожали чужой", повторяя другими словами известный либеральный тезис "Сталин хуже Гитлера".

Прекрасный ответ на этот тезис дал известный публицист Дмитрий Лекух, на очередную журналистскую просьбу кратко сформулировать, чем же вождь Советского Союза отличается от фюрера Третьего рейха, ответивший: "Во-первых, мы вас тогда победили!" И в России, и во всём мире Сталина чтили и будут чтить именно за то, за что его ненавидят либерал-фашисты всех мастей, — за то, что он уничтожил мощную идейно-политическую систему, основанную на тезисе о высшей ценности человеческого неравенства, о том, что цивилизация строится и может строиться только на господстве "сверхчеловеков" над "недочеловеками". Гитлер "всего лишь" предложил одну из версий такого неравенства — Сталин же отрицал все его проявления, включая пресловутый "культ личности" в сталинском СССР. Который, кстати, раздували те же адепты социального и прочего неравенства, который потом начали пинать своими ослиными копытами "мёртвого льва". А уж как записаться в "истинные арийцы", в "новые русские" или в "креативные дельфины", для них особых проблем никогда не составляло.

Сталин родился в день зимнего солнцестояния, на низшей точке космической апостасии. Поэтому многие либералы называют его "сыном Тьмы", как будто забывая, что с этой точки на Земле, наоборот, начинается увеличение светового дня. И нападение гитлеровской Германии на сталинский Советский Союз в день летнего солнцестояния, 22 июня, тоже выглядит не случайным, а вполне обоснованным. Впрочем, как и план "Барбаросса", согласно которому нужно было добиться краха СССР на нисходящей траектории солнца, "молниеносной войной", блицкригом за три-четыре месяца. И многие православные иерархи, бежавшие от революции за рубеж вместе с "белыми", одобряли гитлеровскую агрессию против собственной страны. Впрочем, не отставали от них и католические священники, и униаты, и кто угодно еще. А митрополит Сергий, местоблюститель Патриаршего Престола, в день 22 июня обратился к верующим и всем гражданам Советского Союза с вдохновенной проповедью, в которой были расставлены все точки над i: "Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу". И чьи слова оказались истиной? И не лукавят ли сердцем иные "пастыри", провозглашая, что "нацистов победил народ без проклятого Сталина и вопреки проклятому Сталину"?

Центральным событием празднования, несомненно, стало российское телевидение. Все каналы дали внешне сбалансированные передачи, посвященные сталинской теме, а фокусом оказалось ток-шоу Владимира Соловьева, на котором ведущий 22 декабря собрал людей разных, даже противоположных взглядов: яркого православного антисталиниста протоиерея Димитрия Смирнова, не менее яркого антисталиниста-иудея Евгения Сатановского, либерального поэта и профессора МГУ Игоря Волгина, депутата Госдумы, главного редактора газеты "Культура" Елены Ямпольской, помощника Горбачева Виктора Кувалдина, с которыми, казалось бы, должен был солидаризоваться и израильский спецслужбист Яков Кедми. "Другую сторону" представляли философ и театральный режиссер Сергей Кургинян, историк Армен Гаспарян, а также политолог Алексей Мухин. Казалось, что здесь, как всегда, начнётся словесный хаос, но произошло совсем иное.

Соловьев открыл обсуждение внешне нейтральным вопросом о том, кто он, Сталин, почему до сих не ушёл в прошлое, не стал частью истории, почему его тень до сих пор накрывает собой нашу страну, которую он "принял с сохой, а оставил с ядерной бомбой". И — случилось странное. Все — подчеркну, все! — участники телепередачи, за исключением весьма невнятного Кувалдина, признали значение Сталина для истории нашей страны, тем самым подтвердив ответ на все вопросы, данный Шарлем де Голлем задолго до того, как они были заданы Владимиром Соловьёвым: "Сталин не ушёл в прошлое, а растворился в будущем".

Такой расклад не мог сложиться сам собой. Мы не знаем технологии медиа-производства, но видим её результаты. Российское общество и российское государство перед лицом многочисленных внутренних и внешних угроз стремительно ресталинизируются. Потому что без этого угрозы нельзя отразить, а задачи развития — решить. Здесь нечего предложить народу, кроме фигуры Сталина и Путина как "Сталина сегодня". Готов ли действующий российский президент к такой метаморфозе, покажет время.

1.0x