Авторский блог Богдан Самоенко,  Николай Преображенцев 00:39 5 октября 2016

Религиозные аспекты Четвёртой Политической Теории

Четвертая Политическая Теория призвана разбить богоборческие тенденции своих предшественниц, осуществив возвращение к Традиции

Если мы говорим о религиозных аспектах Четвертой Политической Теории (далее - 4ПТ), то в первую очередь следует указать на реабилитацию ей мифа и религии. 4ПТ не стремится загнать в подполье все иррациональные основания, как это делают 1ПТ (либерализм) и 2ПТ (марксизм). Наоборот, 4ПТ говорит о том, что именно религия знаменует возврат к традиционной философской школе, которая зиждется на трудах Платона, обозначившего движение «сверху-вниз»: бытийствует лишь эйдос, идея, а мир есть лишь ее отражение. В данном контексте идея по-настоящему существует, а материя существует лишь в той степени, в которой отражает идею. Православное мировоззрение (шире - мировоззрение авраамических религий) повторяет платоновскую вертикаль, ставя на место эйдоса Бога-Отца, а качество материи соотнося с соответствием Божественных заповедей.

Достаточно очевидно, что капитализм и концепт индивида являются в корне богоборческими явлениями, потому как ставят материю над идеей, над Богом. Капитализм узаконивает ссудный процент и единственным стремлением индивида выделяет тягу к стяжательству. Еще Аристотель предупреждал об опасности того, что деньги из меры обмена могут стать самоценностью. В своих работах «Иерусалимский храм» и «Мировая кабала» Валентин Катасонов планомерно показывает развитие и утверждение капиталистических идей в западном обществе. Он отвечает на вопрос, как получилось, что в средневековой Европе никого бы не удивил висящий на воротах на въезде в город человек с табличкой «давал деньги под процент», а сегодня банкир, читай - ростовщик, является самой авторитетной профессией. Христос в свое время ясно дал понять, что «не можете служить Богу и мамоне», поэтому количество богатств у человека в качестве показателя любви Бога к человеку (как это установлено у протестантов) является для православного, мягко сказать, логическим противоречием.

Также Русская православная церковь не может мириться с восприятием человека как индивида (Джон Локк, Томас Гоббс), поскольку последний должен быть лишен всех коллективных идентичностей, в том числе и вероисповедания. Сама же эгоистическая потребленческая установка индивида есть смертный грех, так как эгоизм есть форма гордыни человека, считающего, что его личные интересы могут стоять над интересами Церкви, под которой понимается весь православный народ. Это коротко о критике оснований 1ПТ.

2ПТ только углубляет материалистический взгляд на мир, утверждая, что любая Церковь лишь прикрывает Богом эксплуатацию пролетариата буржуями. Однако при отрицании религии 2ПТ сама выступила как новая религия, где на место Бога-Отца встала идея победы Коммунизма, на место сына Божьего - пролетариат, а его пророком, соответственно, явился Карл Маркс. Религиозность 2ПТ лучше всего проявилась на практике в стране, где она впервые победила - в России. Именно у нас 2ПТ так удачно наложилась на мессианские начала русского народа, увидевшего в коммунизме возможность для преображения мира.

Здесь стоит вспомнить Федора Достоевского, очень верно заметившего подспудную цель Зверя, уничтожающего традиционные религии. В своем «Дневнике писателя» за 1873 год он пишет: «Как социалисту … Белинскому, прежде всего, следовало низложить христианство; он знал, что революция непременно должна начинать с атеизма. Ему надо было низложить ту религию, из которой вышли нравственные основания отрицаемого им общества». В самую точку - разрушаем религию, разрушаем нравственные основания общества и делаем с его раздробленными частями что хотим!

В свою очередь 3ПТ (национализм / фашизм) берет на вооружение идеи капиталистического пути и концепцию индивида. Только такие индивиды имеют определенную культурную идентичность, называемую нацией. Нация же есть абсолютно механистический концепт, объединяющий людей в государство (etat-nation) по признаку наличия паспорта и единой идеологии. Провал подобного подхода явствует на примере современной Франции, власти которой стали вести политику интеграции представителей колониальных сателлитов в свою культуру, давая им европейское образование и установки. Итог можно узреть, зайдя в парижское метро: отважные могут проехать 3-4 станции от центра, чтобы понять - представители сателлитов не стали французами, они отторгают современную европейскую культуру и ищут этническую идентичность в собственных гетто и мифах.

4ПТ ставит «права народов» (Карл Шмитт) выше «прав человека», критикует концепт etat-nation, утверждая права этносов и субэтносов на развитие в рамках единого народа, имеющего общую для этносов цель (религиозную, цивилизационную, государственную). Такой народ и образует государство 4ПТ, в котором органически развивающиеся этносы сохраняют свою самобытность, являя пример «цветущей сложности» (Константин Леонтьев).

Крайне важным моментом в критике 1ПТ и 2ПТ служит признание обеими необходимости низложения государства. В частности, 1ПТ устами Адама Смита утверждает, что повсеместное свертывание государства произойдет в результате того, что оно является преградой для трансграничного движения капитала, который индивиды должны свободно перемещать по миру, чтобы каждый из них мог стать представителем среднего класса. Кстати, сегодня в усилении власти транснациональных компаний над мировыми процессами мы видим воплощение розовой мечты смитианцев. 2ПТ готовит нас к мировой революции, в результате которой победит пролетариат, несущий на своих плечах коммунизм. А при коммунизме все будет (надо только подождать), только не будет государства. Оно отпадает за ненадобностью, есть лишь мировая коммуна.

Здесь мы должны обратить свой взор к одной из основополагающих идей православной церкви - к идее Катехона, «удерживающего от», а именно православного государя, не допускающего прихода Антихриста. Государство в данном случае играет сакральную роль. Уничтожение государства знаменует приход Зверя.

Прекрасный образ, характеризующий развитие / деградацию западного мировоззрения, нашедшего свое конкретное воплощение в 1ПТ и 2-х других, дал Александр Дугин, которого дополнил Катасонов. Итак, традиционное мышление видит в центре мира Бога, символ Бога - это круг, сакральная геометрическая фигура, центр которой везде, а окружность нигде. Философия Нового времени (далее - ФНВ) ставит в центр мира уже не Бога, но человека. Вспомните Витрувианского человека Леонардо да Винчи, стоящего в центре круга. Справедливости ради стоит отметить, что данный философский ход открыл человечеству новые горизонты для осмысления мира - открытия в науке и технике. Однако человеческая мысль, не обращаясь более к Божественному источнику истины, ссохлась до того, что в конце XVIII - начале XIX века в центр мира встал уже даже не человек, но продукт его мыслительной деятельности, а именно техника (паровой двигатель, кольт). То, чего нет в материи, того и нет вовсе - говорит нам позитивная наука. Последним этапом, свидетелями которого стало уже и наше общество является постановка в центр мира - денег. По теме вспомнить и надпись на долларе, характеризующую оборот вспять божественной модели «от Бога к материи»: «Из многого единое», т. е. от материи к…

В качестве подведения итогов:

1. Богоборчество, утвердившееся в ФНВ (которая легла в основание всех трех политических теорий), может быть следствием того, что человечество (его западная часть) просто переживало свою юность, что в сравнении с жизнью человека, отвечает возрасту 14-16 лет, когда «Папа-дурак». Возможно, причиной такого отношения к Отцу стал нерешенный в западной схоластической школе вопрос теодицеи, допущения Богом зла (кстати, с успехом и внутренней красотой решенный в православии, когда зло идет не от Бога, а от выбора человека, которому Бог даровал свободу воли). Грех - это не предмет творения, который соответствует плану Бога, однако грех, как и все остальное, подчинено власти Бога. Значит, по Божьему попущению возможна и Святая Инквизиция. В своем поведении человек эпохи ФНВ действительно выглядит как подросток, который назло переворачивает на 180 градусов все законы, даруемые ему Отцом.

2. Будем надеяться, ребенок перестанет увлекаться сатанизмом в разных его формах и повзрослеет. Для этого нам, Церкви и государству нужно в первую очередь обратить внимание на сферу образования, так как именно там создается связь поколений посредством передачи опыта и взгляда на мир. Восточная мудрость гласит: «Хочешь победить врага - воспитай его детей». Сегодня янычары капитализма воспитываются в стенах школ и университетов, выходя из которых, они устремляются на штурм своего Константинополя. Чтобы остановить это движение, мы должны разбить герменевтические круги трех политических теорий, разбить эти теории на элементы и взять лучшее, широко обсуждая данные вопросы.

Поэтому перед нашей Церковью (мирянами, а в особенности священнослужителями) стоит сверхзадача - заполнить образовавшийся в душе идейный вакуум. Для этого в первую очередь требуется создать корпус гуманитарных наук, во главе которого будет стоять русская философия, уже существующая, но не явленная миру системно, построенная на началах во многом альтернативных западному дискурсу; делать ставку на личное общение вместо виртуального, на работу с молодежью, на сферу общественно-политическую с требованиями ориентировать внутреннюю госполитику в соответствии с положениями православия и других ортодоксальных традиционных религий России.

3. Именно на плечах Церкви лежит сегодня самая сложная задача - борьба и победа над духовным Антихристом. Владимир Путин своим появлением в начале 2000-х удержал нашу страну от падения в бездну и показал себя хорошим кшатрием. Однако, сегодняшняя Россия уж слишком напоминает Россию эпохи правления Александра Керенского, в той части, когда было установлено буржуазное демократическое государство и РПЦ получила свободу. Но бояться надо не революции (или, по-современному, майдана), потому как наши силовики и спецслужбы будут держаться за внутреннюю стабильность, памятуя о 90-х, а мягкого скатывания в ситуацию, когда новые поколения просто не смогут понять, прочувствовать истины православия. Битва тем и опаснее, что враг не виден на первый взгляд. Поле битвы добра и зла - душа каждого из нас. И сегодня за нами даже не Москва, а нечто большее…

Николай Преображенцев

1.0x