РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАНТЕОНЫ ПАМЯТИ: ТВЕРЬ, КОНАКОВО, ЮРЬЕВО-ДЕВИЧЬЕ
Радуга над Юрьево-Девичьим
(исторические горизонты в контексте региональной культурологии)
Паромная переправа через Волгу. Дважды в году (из-за ледостава и
весеннего половодья) Юрьево-Девичье отрезалось от «большого» мира, от Правобережья.
Поблизости приютилась деревенька Юрятино ( Юрьево-Девичьего сельского совета).
В окрестностях – деревеньки Новенькая, Заборье.
Белокрылые чайки над волжскими плёсами. Заливные луга с вопрошающими из
поднебесья чибисами: «Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?»
Волжане привыкли к комплиментам по адресу великой русской реки. Но всё-таки
какой-то таинственно-волшебной магией отзывается из глубин столетий эхо былых
метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,
колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец
здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей
«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –
Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-
тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,
тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня
В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта
песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там
Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,
ухни! Ух!..»).
Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -
полноценная общеобразовательная средняя.
В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,
знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,
разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».
Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических
очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,
А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина
М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей
русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним
Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии
наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:
«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал
много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,
ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес
имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его
похождения», его знаменитые «Крылатые слова».
Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то
пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в
отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому
наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же
Верхневолжье.
В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,
Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков
бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:
кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,
хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу
пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили
Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко
ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах
заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на
чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,
а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,
Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют
бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,
как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями
подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,
как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.
«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна
вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни
названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,
долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,
лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…
В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца
Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь
Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.
дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,
Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –
сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это
строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.
…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия
Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались
оружие и провиант для народного ополчения.
…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой
дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»
Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была
перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,
закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена
успешная контратака.
…Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий
падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и
прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного
возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…
метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,
колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец
здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей
«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –
Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-
тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,
тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня
В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта
песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там
Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,
ухни! Ух!..»).
Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -
полноценная общеобразовательная средняя.
В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,
знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,
разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».
Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических
очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,
А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина
М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей
русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним
Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии
наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:
«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал
много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,
ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес
имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его
похождения», его знаменитые «Крылатые слова».
Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то
пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в
отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому
наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же
Верхневолжье.
В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,
Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков
бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:
кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,
хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу
пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили
Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко
ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах
заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на
чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,
а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,
Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют
бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,
как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями
подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,
как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.
«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна
вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни
названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,
долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,
лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…
В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца
Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь
Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.
дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,
Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –
сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это
строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.
…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия
Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались
оружие и провиант для народного ополчения.
…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой
дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»
Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была
перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,
закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена
успешная контратака.
…Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий
падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и
прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного
возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…
метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,
колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец
здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей
«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –
Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-
тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,
тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня
В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта
песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там
Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,
ухни! Ух!..»).
Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -
полноценная общеобразовательная средняя.
В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,
знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,
разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».
Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических
очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,
А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина
М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей
русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним
Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии
наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:
«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал
много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,
ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес
имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его
похождения», его знаменитые «Крылатые слова».
Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий
«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то
пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в
отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому
наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же
Верхневолжье.
В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,
Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков
бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:
кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,
хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу
пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили
Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко
ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах
заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на
чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,
а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,
Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют
бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,
как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями
подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,
как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.
«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна
вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни
названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,
долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,
лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…
В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца
Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь
Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.
дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,
Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –
сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это
строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.
…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия
Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались
оружие и провиант для народного ополчения.
…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой
дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»
Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была
перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,
закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена
успешная контратака.
…Уже семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий
падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и
прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного
возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…