Авторский блог Василий Шахов 12:13 12 ноября 2019

Региональные Пантеоны Памяти: Тверь, Конаково, Юрьево-Девичье

Исторические горизонты в контексте региональной культурологии. Тверь, Конаково, Юрьево-Девичье...

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПАНТЕОНЫ ПАМЯТИ: ТВЕРЬ, КОНАКОВО, ЮРЬЕВО-ДЕВИЧЬЕ

Радуга над Юрьево-Девичьим

(исторические горизонты в контексте региональной культурологии)

Паромная переправа через Волгу. Дважды в году (из-за ледостава и

весеннего половодья) Юрьево-Девичье отрезалось от «большого» мира, от Правобережья.

Поблизости приютилась деревенька Юрятино ( Юрьево-Девичьего сельского совета).

В окрестностях – деревеньки Новенькая, Заборье.

Белокрылые чайки над волжскими плёсами. Заливные луга с вопрошающими из

поднебесья чибисами: «Чьи вы? Чьи вы? Чьи вы?»

Волжане привыкли к комплиментам по адресу великой русской реки. Но всё-таки

какой-то таинственно-волшебной магией отзывается из глубин столетий эхо былых

метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,

колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец

здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей

«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –

Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-

тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,

тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня

В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта

песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,

ухни! Ух!..»).

Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -

полноценная общеобразовательная средняя.

В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,

знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,

разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».

Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических

очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,

А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина

М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей

русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним

Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии

наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:

«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал

много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,

ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес

имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его

похождения», его знаменитые «Крылатые слова».

Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то

пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в

отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому

наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же

Верхневолжье.

В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,

Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков

бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:

кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,

хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу

пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили

Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко

ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах

заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на

чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,

а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,

Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют

бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,

как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями

подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,

как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.

«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна

вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни

названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,

долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,

лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…

В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца

Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь

Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.

дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,

Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –

сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это

строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.

…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия

Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались

оружие и провиант для народного ополчения.

…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой

дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»

Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была

перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,

закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена

успешная контратака.

…Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий

падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и

прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного

возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…

метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,

колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец

здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей

«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –

Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-

тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,

тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня

В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта

песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,

ухни! Ух!..»).

Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -

полноценная общеобразовательная средняя.

В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,

знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,

разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».

Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических

очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,

А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина

М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей

русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним

Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии

наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:

«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал

много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,

ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес

имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его

похождения», его знаменитые «Крылатые слова».

Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то

пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в

отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому

наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же

Верхневолжье.

В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,

Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков

бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:

кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,

хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу

пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили

Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко

ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах

заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на

чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,

а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,

Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют

бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,

как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями

подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,

как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.

«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна

вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни

названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,

долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,

лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…

В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца

Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь

Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.

дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,

Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –

сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это

строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.

…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия

Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались

оружие и провиант для народного ополчения.

…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой

дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»

Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была

перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,

закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена

успешная контратака.

…Уже почти семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий

падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и

прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного

возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…

метафор, былевых уподоблений, изобразительно-выразительной пластики: - «О Волга,

колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я…»…- некрасовское признание. Уроженец

здешних мест знаменитый «крестьянский поэт» Спиридон Дрожжин скажет в своей

«Родине»(1871): «Кругом поля раздольные, Широкие поля, Где Волга многоводная –

Там родина моя». Песенно-чарующие строки посвятит Волге уроженец ярославско-

тверской земли Иван Суриков ( автор знаменитейших песен «Что стоишь, качаясь,

тонкая рябина» и «Степь да степь кругом»). «Врезалась в память» волжанам песня

В.П. Богданова «Дубинушка» («И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям Эта

песня пошла по наследству; Чуть на лад что нейдёт, так к дубинушке там

Прибегаем как к верному средству: «Ухни, дубинушка, ухни! Ухни, березова,

ухни! Ух!..»).

Основанная в 1891 году школа, с 1936-го – семилетка, с 1994-го же -

полноценная общеобразовательная средняя.

В е д а т ь… «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

поясняет значение этого слова – «знать, иметь о чмлибо сведение, весть, ведомость,

знание». Слово-понятие «в е д е н и е» комментируется им как «знание, познание,

разумение, сведение, понимание, состояние ведающего».

Здешние места «запортретированы» в художественно-этнографических

очерках Сергея Васильевича М а к с и м о в а (1831-1901), ценимого Л. Толстым,

А.Островским, И. Тургеневым, А. Чеховым. Его книги, по мнению тверитянина

М. Салтыкова-Щедрина, должны стать настольными «для всех исследователей

русской народности». Сам уроженец Верхневолжья С. Проезжий (псевдоним

Максимова), избранный в 1900 году почётным членом Российской Академии

наук по отделению русского языка и словесности, Сергей Васильевич говорил:

«Я в самом деле странствовал долго, забирался далеко, видел много и написал

много. В деревню я унёс свою любознательность, изучал беспомощную нищету,

ласковую и любившую меня с малых лет». Серьёзный краеведческий интерес

имеют его очерковые книги «Бродячая Русь Христа ради», «Куль хлеба и его

похождения», его знаменитые «Крылатые слова».

Юрьево-Девичьи были и сказы: эхо столетий

«Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то

пойдёт оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в

отставку, и в Петербург, и на край света», - подтверждение гоголевскому

наблюдению этнографы и культурологи многократно находили в том же

Верхневолжье.

В том же Юрьево-Девичьем, в том же Кузнецове, во всех этих Калязиных,

Кимрах, Талдомах, Волоках, Жабнах, Погорельцах, Старицах испокон веков

бытовали присловья, пословицы, поговорки о том, как жили-были пращуры:

кровельщики, бурлаки, ямщики, ловцы-звероловы, рыбаки, каменщики,

хлеборобы-землеустроители. Бывалоче предки рака со звоном встречали, козу

пряником кормили, щуку с яйца согнали, на рогах онучи сушили, на сосну лазили

Москву смотреть. Бывалоче пращуры, дедичи и отчичи мешком солнышко

ловили, беса в солдаты отдавали, барана в зыбке качали, в трёх соснах

заблуждались, соломатой мост обломили; петуха на канате кормили, чтоб на

чужую землю через межу не перешёл; сено с колокольным звоном встречали,

а воеводы не заметили; радуга у них ушат воды выпила.
В том же Юрьево-Девичьем, в тех же Бродах, Лужках, Озерцах, Лисициных,

Медведухах, Воробьёвых участники фольклорных экспедиций фиксируют

бывальщины и народно-философские небылицы: как толокном Волгу замесили,

как телёнка с подковой съели, как в кошеле воду варили, как небо кольями

подпирали, как батьку на кобеля променяли, как блинами острог конопатили,

как корову в баню тащили, как хаживали по клюкву, по клюкву, по красную клюкву.

«Земли родной минувшая судьба»… Необычайно любопытна и познавательна

вся эта юрьево-девичья, кузнецовско-канаковская ономастика и топонимика. Одни

названия профессий и ремёсел поражают воображение: бортники, колокольники,

долбёжники, бревенники, огуречники, колошники, кружевницы, дегтярники, углежоги,

лапотники, суконщики, камзольники, гусятники, тележники…

В Юрьево-Девичьем чтят Георгия Победоносца

Одна из духовно-архитектурных жемчужин Верхневолжья – церковь

Георгия Победоносца в селе Юрьево-Девичье. «Московский герб: герой пронзает гада.

дракон в крови. Герой в луче. – Так надо. Во имя Бога и души живой Сойди с ворот,

Господень часовой! Верни нам вольность, Воин, им – живот. Страж роковой Москвы –

сойди с ворот! И докажи – народу и дракону – Что спят мужи – сражаются иконы» - это

строки стихотворения, написанного Мариной Цветаевой 26 апреля 1918 года.

…В 1611 году здесь был один из сборных пунктов ополчения князя Дмитрия

Пожарского и гражданина Козьмы Минина. В 1812 году здесь концентрировались

оружие и провиант для народного ополчения.

…В ноябре 1941 года здесь проходила линия фронта. Воинам 185-ой стрелковой

дивизии был дан приказ: «Остановить врага в районе села Завидово любой ценой!»

Четыре дня шли кровопролитные бои. Дорога на Конаково и Большую Волгу была

перекрыта. Здесь совершил подвиг сержант В я ч е с л а в В а с и л ь к о в с к и й,

закрывший своей грудью амбразуру вражеского дота; тем самым была обеспечена

успешная контратака.

…Уже семь десятилетий отделяет нас от дня Победы. Семь десятилетий

падали росинки-слезинки с гроздей черёмухи и сирени. Семь десятилетий улетали и

прилетали перелётные птицы. Родившиеся в год Великой Победы достигли пенсионного

возраста. Неумолимое время… Годы и десятилетия… Тревожно-болевое эхо былого…

1.0x