Авторский блог Андрей Ведяев 21:26 21 декабря 2018

Расколотый материк

Чекистский анализ романа Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ"

РАСКОЛОТЫЙ МАТЕРИК
Недавно в центре Москвы был открыт памятник писателю Солженицыну. Первыми цветы к его подножью возложили вдова писателя и президент России Владимир Путин, который сказал: «Он (Солженицын) очень четко разделял подлинную настоящую народную Россию и особенности тоталитарной системы, которая принесла страдания и тяжелые испытания миллионам людей». И с этим нельзя не согласиться – если учесть, что по данным материалов СД, которые мне довелось изучать, на территории Германии к концу войны находилось не менее 12 миллионов советских граждан, включая военнопленных, «остарбайтеров» и довоенную эмиграцию. Власти Третьего рейха неоднократно предпринимали попытки использовать этих людей как центр русской цивилизации, противопоставляя ее большевистскому режиму Сталина. «Место Русского народа в семье европейских народов, его место в Новой Европе будет зависеть от степени его участия в борьбе против большевизма, ибо уничтожение кровавой власти Сталина и его преступной клики — в первую очередь дело самого Русского народа», — говорилось в Смоленском обращении русского комитета генерала Власова. И это было серьезной угрозой – недаром на приеме в Кремле 24 мая 1945 года генералиссимус Сталин поднял тост «за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа». Но и родившаяся в недрах Третьего рейха идея евроцентрической «русской» цивилизации не канула в Лету – одним из ярчайших ее представителей и стал писатель Солженицын. Сегодня его изучают в школах и называют русским классиком. Но так ли это – с этим вопросом я обратился к Валерию Юрьевичу Киселёву, секретарю Союза писателей России, полковнику запаса, ветерану группы специального назначения КГБ СССР «Вымпел». Валерий Юрьевич владеет несколькими иностранными языками, имеет чёрный пояс по карате, мастер спорта по рукопашному бою, серебряный призёр чемпионата США по «защитной стрельбе», лично участвовал во многих боевых антитеррористических операциях. На фотографии, сделанной в Ассоциации ветеранов внешней разведки, он справа. И вот оказалось, что Валерий Юрьевич буквально на днях закончил написание статьи о Солженицыне и предложил мне опубликовать ее в газете «Завтра» — что я с радостью и делаю.

Очерк по итогам открытия памятника А.И. Солженицыну в Москве.

«Опыт художественного исследования в 2018 году писателя В. Киселёва книги Александра Исаевича Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ 1918-1956"»

(Исследование проводилось по книге, вышедшей в издательской группе "Азбука - Артикус", в 2014 году. 672 стр. (I-II части), 640 стр. (III - IV части). Под редакцией Н.Д. Солженицыной)

Книга Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ 1918-1956» начала свою жизнь с первых записей самого писателя в 1958 году, а сама, очень обстоятельная работа над нею, длилась до 1967 года. Это был путь воспоминаний своей тюрьмы длиною в девять лет, да и позднее произведение дополнялось, переписывалось не только предложениями, а даже целыми главами, вплоть до самой смерти автора. Она стала главной «ношей души» писателя Солженицына. Она была главной его идеологией и болью своей потерянной жизни, проведённой в лагерях страны Советов длиною в девять лет. Она, эта книга, – «выжала» его почти до остатка и сделала непримиримым врагом СССР – диссидентом1) власти навсегда… Солженицын даже в конце своей жизни не смог отделаться от ненависти к советскому режиму, советскому строю и... всему! советскому, а значит читай русскому народу (да, русскому народу, потому что другого народа в СССР в нашей стране уже и не жило).

* * *
Итак, сначала о самом авторе: Александре Исаевиче Солженицыне. Года его жизни: 1918 - 2008. Принято считать: А.И. Солженицын – выдающийся русский писатель XX века, классик отечественной литературы!.. В этом уверены многие.
Другой вопрос, – что не весь народ с этим согласен... Я в данном случае – абсолютно не ангажированный ни властью, ни обстоятельствами человек, пытающийся объективно сделать свой вывод о книге, об авторе. А также об Истине времени… Тем более: сам, находившийся в условиях теперешнего ГУЛАГа, а точнее, просидев год в тюрьме Лефортово, имею абсолютное право на познание и Своей Правды – тоже!
Начал я читать книгу Солженицына в Лефортово! Я познаю «страну моей тюрьмы» через ощущения собственные, поэтому: «сила литературного эксперимента» по отношению к внутренним суждениям и Солженицина, и своим размышлениям – у меня очень, очень убедительная! А продолжение – точнее, окончание своего исследования – я проводил уже в 2018 году, назначенном властью сегодняшней России как год Солженицына. Ну, что ж… Вы хотели, чтобы мы о нём вспоминали? Пожалуйста. Это мой опыт художественного исследования и книги и личности Солженицына…

* * *
В 1970 году А.Д. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия – с ёмким, пафосным представлением автора: «За нравственную силу, с которой он продолжил традиции великой русской литературы». Это время высшей точки развития холодной войны систем социализма и капитализма, и присуждение премии по литературе являлось признаком награждения главного предателя одной системы – то есть: «бочкой варенья и корзиной печенья...» с прославлением всех качеств «мальчиша-плохиша».
Одновременно Нобелевским комитетом подчёркивалось у номинанта кипение праведного желания за скорейшее уничтожение СССР, а заодно и всех до единого друзей системы социализма и идеологии коммунизма. Солженицын и есть один из тех главных генералов, победивших Советский Союз. Генерал Идеологических войск, уничтожавших большевизм и сталинизм.
Задумайтесь над оценкой, которая дана Нобелевским комитетом автору. Это – характеристика некого качества человека А.И. Солженицына… Качества борца «против». Здесь нет оценки писателя, по крайней мере – она не указана, поэтому о его писательских способностях попробую судить я сам… (Хотя какой из меня судья, когда я сам, как вы уже знаете: сижу в Лефортово и жду суда… Судить будут меня, – Солженицына поздно. Он, Александр Исаевич, всё что мог – уже написал, что хотел – сказал, что заслужил – получил…) Тем важнее, что его уникальные человеческие качества, конечно, – особенные… Разобраться в них предстоит и мне тоже, как человеку качеств, как оказывается, – «не особенных». Но, он – мой современник. И, во множестве схожести событий, наполняющих наши жизни. Я не мог с ним общаться и видеться по определению разности наших устремлений построения общества и государства. Он – победитель, я – проигравший. Я – офицер КГБ СССР, коммунист… Он – диссидент, писатель и… как оказывается: великий гражданин России (по определению класса врагов СССР).
Мне сегодня, по крайней мере, для себя и людей моих убеждений и Смыслов предстоит наконец ответить на вопрос: Близки ли хоть в чём-то убеждения Его и мои? Есть ли сходство отношения к жизни и выстраивания наших таких разных или всё же близких Смыслов? Понимаю ли я Его мысли? И это для меня – «лефортовского школьника», – главное!
Ну и, кроме всего, мне как литератору и писателю предстоит, конечно, тоже для себя и на своём уровне – оценить его писательский, литературный, да и «человеческий» талант, который определяется как умение предвидеть, понимать суть времени, видеть дальше остальных. Хотелось бы понять его творческий потенциал и владение словом, умения выстраивать образы правды и возможность гения – передачи Смыслов…

Почитаем, подумаем… всё запишем и: вам поведаем…

Ну, а вам, мои дорогие читатели, – предстоит оценивать мои размышления и, сделанные выводы от очень, очень (!) громкой книги русской литературы и мировой борьбы против Советского Союза…

* * *

В маленьком предисловии, аннотации к книге, жена, друг и последовательница его духа Наталья Дмитриевна Солженицына написала: «… Книга – о крови, о поте, о слезах, о страданиях, о безнадёжности, а её закрываешь с ощущением силы и света. Она показывает: «Человек во всех обстоятельствах может оставаться человеком. Даёт ощущение, что наш народ не кончился, мы прошли нижнюю точку, мы прошли катарсис2). Исправлять жизнь будет трудно, но возможно»
Слова её – очень сильные, вызывающие трепетную веру в Гений писателя и дающие надежду на уникальное «вкусное» чтение!
И последнее, что я обязан сказать перед тем, как прочитаю первую фразу книги и затем начну делиться своим исследованием, следующее: у меня с Александром Исаевичем уж очень много общего, несмотря на полную, кажущуюся, несхожесть… Он и я воевали; он и я были в эмиграции за пределами России; он и я сидели в тюрьме; он и я писатели… Качество этих «он и я» очень разные. И война разная и эмиграция непохожая, и тюрьмы наши совсем не одинаковые и писатель я пока, по сравнению с ним, – никем не признанный… Но это и есть основа, за которую мне будет легче зацепиться в отличии от многих других исследователей его творчества. Есть, именно в этом: начальная, одинаковость платформ, с которой возможно осуществить отсчёт понимания ощущений, мыслей и смыслов…
Я готов к общению с книгой и к разговору (конечно заочному) с Александром Исаевичем.
Я готов понимать его!

* * *

Начало книги. Первая строчка…
Очень сильное, ёмкое и умное посвящение… Дух захватывает! Да и само предисловие автора и его объяснение: почему он берётся за эту работу, открывает мне смысл моего всего предыдущего сомнения по жизни: о социализме, Сталине, репрессиях и, вообще, о том времени…
В качестве отступления необходимо сказать: мой, тот прошлый смысл, – был прост: я уверен, что репрессии режима СССР были вынужденной мерой для защиты строя. По Ленину: «Каждая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет защищаться!» Я согласен, что с врагами государства надо было бороться и необходимо было их уничтожить. Сталинские репрессии – это продолжение революции и классовой борьбы пролетариата и иных классов за своё существование. Сказанное шепотом слово против большевиков, вождя, строя и страны – подразумевалось: как позиция из которой вырастет враг… и этого не прощали! Порою, это доходило до чудовищного маразма и бреда, но … НО! Это – классовая борьба двух идеологий. Она – жестока и стала кровавой. И смысл этой борьбы: был только один – кто кого победит. Это, – всё, сказанное выше, есть Смысл того далёкого происходящего. Смысл – почему это было…
Я понимаю, также, что оговоры, кляузы, доносы, как элементы «морали» в это же самое время, становились огромной проблемой самого общества. Недостойной человеческих отношений. Вряд ли это поощрялось большевиками. Но это оказалось методом борьбы нечистоплотных, а отнюдь не методом противоборства одного класса над другим…
Всё это я знаю.
Но что мне говорит Солженицын в предисловии к своей книги между строк? Какой я уловил Смысл его «внутреннего крика души» о причинах того почему он взялся за перо: «Я, автор, хочу вам рассказать о новой стране, которую может быть не все разглядели за «торжеством социалистических завоеваний», но, она – есть! И называется: тюрьма, лагерь, ГУЛАГ… Живут в ней граждане – ЗЭКИ. И я, умоляю ответить для себя нужным нам всем, миру, человечеству «Страна счастья», под названием СССР… «там, где гордо дышит человек», когда существует страна ГУЛАГ, в которой не существует ни закона, ни правил, а только страх и смерть?»
Эти страшные слова А. Солженицына, сталкивая мои с ним смыслы, говорят исследователю: «Прав Александр Исаевич! Не хочу соглашаться, но… – прав!.. Не так должна была развиваться страна под названием “Страна счастья”».
Но, как литератор, – вижу: умеет он писать, умеет убеждать внимающего ему, всего лишь несколькими строчками. Чувствует: почему и как стоит выстроить фразу и… доказать читателю свою правду. Сразу видно – и талант писателя, и особенность человека – гражданина страны… В моём понимании: «Кто он?» – это уже весомое доказательство.
Конечно, он – диссидент… Такие как он и он сам, в первую очередь, продолжая ту же классовую борьбу, жили, писали и: уничтожили СССР! Теперь известно точно: «Он победил!» Вернее, победили его Смыслы, которые проникли во все головы граждан «страны Счастья» и дали возможность в 80-е и 90-е годы уже и не вмешиваться в развал Советского Союза с помощью вооружённой защиты или организации новой революции. Это, кстати, один из вариантов ответа на многочисленные вопросы и тогда, и сегодня: «А почему так произошло? Почему СССР так легко погиб?»
Один из ответов: потому что такие писатели, как Солженицын А.И., – писали такие книги, как «Архипелаг ГУЛАГ». Вот и ещё один не промежуточный вывод моих исканий: «Знайте люди! Именно писатели решают главные задачи истории… Берегите писателей! Любите писателей! Бойтесь писателей!»
Но был ли Солженицын такой раньше?.. Или стал таким борцом лишь после ГУЛАГа?
А может быть именно тюрьма и лагерь сделали его таким?

* * *

Да, безусловно, Солженицын – гений! Такой вывод я делаю не потому, что он уже признан всеми, а потому, что я, как любой читающий человек, вправе сам сказать или признать некого, мною познающего, как уникальность явления человечества и гениальность. Да, – именно таких называют Гениями… Причина этого смысла для меня проста… Потому что я научился читать книгу не строчками, фразами и предложениями… а – выискивая за фразами и событиями, – Смыслы, которые закладывает автор, иногда невольно (это бывает…), а чаще именно своей волей, умом и талантом. Во многих книгах таких смыслов находишь лишь пару фраз во всём произведении, но и на том уж спасибо говоришь: «За умную книгу…», а здесь… В «Архипелаге…» – один Смысл за другим… Не сюжет или размышления становятся главными, а то что скрыто между строчек: уже на второй странице первой главы (арест)… Я поражаюсь открытию, которое всегда у всех было и есть рядом, но до этого было таким не приметным. По крайней мере – я такого не замечал: «Мы все ходим рядом со страной, которая находится за забором, у которого ты каждое утро и вечер, оказывается проходил… И ни разу даже не задумался – а что там? За этим забором живёт твоя судьба… И зовут её – тюрьма!»
Это высказано не словами автора, а моими… Но как он гениально наталкивает твой ум на эту уникальную смысловую находку: – забор!.. В этой находке он – велик!
Вы скажете: «Ну и что? Кто в России не знает пословицу “от тюрьмы да от сумы – не зарекайся?” Все знают… И к тюрьме у нас все готовы… Но мы живём в мирной жизни, счастливой семье, лучшей стране, а не в тюрьме народов. Мы гипотетически все знаем об этом заборе, но на то и гений писателя – сказать это такими словами, чтобы уже не забывалось… Красиво сказать. Небольно напомнить про боль (я-то в Лефортово сижу, читаю… восхищаюсь… радуюсь, что «уже за забором жизнь осваиваю»). Смыслы улавливаю. Гением любуюсь…
– Я! За что здесь? – Вы скажете: «Ну это только к тебе относится…»
– Да, да… Ко мне! – отвечу я – Но, главное, что ВЫ сами никогда не ошибетесь в поиске своих Смыслов, когда ваше прошлое и настоящее разделятся забором и совсем другой судьбой…
Никому не хочу пожелать плохого. Живите счастливо… Но забор-то есть! И за него попадают не из-за того, что ты что-то сделал. Когда происходит так – всё понятно. А когда тебя сажают невиновного – вот тогда приходит откровение. Тогда забор приобретает другой смысл… Второй Смысл!
В качестве шутки сообщу вам новость: «Если тебя сажают и обещают обязательно разобраться – знайте: уже разобрались…»
Вот так. Рядом с текстом автора я и буду выискивать и писать текст своих исследований… Именно в этом я вижу ещё одну особенность гения автора. Он даёт мне пищу для моего ума, живость моей мысли, удовольствие от сознания, как будто бы он разговаривает со мной на равных. Это и есть то, что ищешь в книге. Это то, за что ты любишь книгу и ни с чем её не можешь сравнить. Это то, почему книга становится неповторима. Именно эта книга, именно сейчас.
Как хорошо, что эта книга не попалась мне в «Самиздате», когда она существовала в СССР, где-нибудь в середине 70-х годов… Если бы я её прочитал тогда – моя жизнь, наверное, строилась бы совсем по другим принципам… Солженицын пишет и громит советскую систему не путём рассказа о личностях, судьбах, человеческой справедливости и т.д. Нет, он косит огромной писательской косой всю советскую траву обещаний Октябрьской революции. Смертельно косит! Наповал! Страшно становится, когда хоть чуть задумаешься над тем, что происходило… Мы, что? Этого не знали?
Разве мы не знали, что шла борьба классов за выживание одних путём уничтожения других? Знали! А почему нашей реакции не было? Никакой!
Наверное, ответ такой: «Мы были на стороне класса победившего и сами участвовали в той классовой борьбе, которую вели против контрреволюции, врагов народа и предателей страны. Мы были убеждены в правоте этой борьбы» Но оказывается, что в этом постулате что-то отсутствует. Не хватает окончания… Поэтому для объяснения происходящего обязательно нужен такой писатель… Для нашего умственного пищеварения необходим желудочный сок в виде книги, которая помогает переваривать.
И – о, ужас! Когда начинаешь «переваривать прочитанное», то и сам становишься и диссидентом, и врагом, и контрреволюционером против большевиков… После чтения возникает вопрос: «За что? И почему убивали невиновных? Ведь главное для нас – справедливость! Обещали справедливую власть и равенство… Обманули?»
Вот видите, как я начинаю изменяться, читая книгу. Я уже уверен: «Всё происходящее умело спрятали за классовой борьбой! Если бы те, кто с самого начала кинулись в революцию, хоть на мгновение проникли умом и взглядом в будущее, кто бы пошёл за партией Ленина? Более грандиозного развода собственного народа я не знаю… Большего предательства сложно представить».
Это же надо! Какие противоположные мысли роятся в моей голове. Только что, до начала чтения, я был ещё другим человеком, а – сейчас!

* * *

И вдруг – новый поворот!
События повествования книги начинают раскручивать Смыслы в совершенно другую сторону! Теперь: «За!» репрессии и за ту борьбу, которую советский народ вёл против врагов народа…
А ведь Солженицын, видимо, стремился к обратной реакции читателя. Но обратимся к стр. 237 книги, на которой Александр Исаевич, что называется, цифры выдал: «И таких вооружённых наших соотечественников, поднявших оружие против своей Родины… было не менее 800 тысяч! 800 тысяч советских граждан входили в боевые организации, целью которых была борьба против советского государства…» (отсылка к первоисточнику: Jürgen Thorwald. Wen sie verderben wollen. Der Versuch einer Geschichte der deutschen Eroberungs- und Besatzungspolitik in der Sowjetunion, Stuttgart 1952). Около того (такую же цифру) приводят и другие!
А это означает одно. На советское государство действительно напала внутренняя контрреволюция. И государство защищалось с помощью спецслужб НКВД, СМЕРШ и патриотически настроенных граждан, которых назвали обидным словом «сексот». Может быть, надо было сдаться? Чего это вдруг государство решило защищаться…
Всё-таки книгу «Дети Арбата-2» – то есть мой вариант3) – писать надо. А то, начитавшись Солженицына, весь запал защищать Сталина пропадает. Уж очень сильно и хорошо Александр Исаевич по Смыслам проходится… Убедительно. Но вот приведенный им факт количества врагов – сразу всё ставит на своё место.
Да, и ещё по поводу количества всех репрессированных. Солженицын приводит какие-то невообразимые цифры – миллионы… А у меня засела в голове цифра из недавно раскрытых архивных данных: всех приговорённых к исключительной мере (расстрелу) за период с 1919 до 1953 года было 600 тысяч… Как вам такая цифра?
Конечно, цифра огромная. Но – эта цифра с поля боя, где и одни, и другие воюют не на жизнь, а на смерть.
А чуть раньше Солженицын рассказывает о хорошем парне, с которым они вели долгие политические беседы в камере на Лубянке – Ю. Евтуховичем (не знаю, настоящая или вымышленная фамилия). Оказывается, этот друг-сокамерник – один из преподавателей школы Абвера, трудился в ней аж два года и забросил в советский тыл сотни диверсантов. Он – кто? Невинно репрессированный? Герой, заблудившийся за кого воевать? Ведь для таких как Евтухович и ещё 800 тысяч явных врагов, власовцев, и строился ГУЛАГ – еще до нападения фашистов на СССР! Народ, партия, Сталин, НКВД знали точно, что такие были, есть и будут!
После этой главы – вся книга Солженицына летит к чёрту со своей логикой невинно убиенных режимом Сталина…
Это ему, Солженицыну, в камере Юрий Евтухович две недели рассказывал о своей невиновности и в экстазе правды поведал, как сначала в концлагере художником был в течении года, а потом два года в школе диверсантов преподавал. А Солженицын – знай своё: Сталин злодей, СМЕРШ плохой, НКВД несправедливое… И понятно, почему один другого складно убеждает о недопустимости репрессий…
Стр. 252 «…их хотели обвинить изменниками Родине…». Какое замечательное недоразумение усмотрел Солженицын! Прелесть!
Но Солженицын – гений, потому что он тут же переворачивает всё снова «с ног на голову или с головы на ноги…» Закружить, запутать, сбить с толку, правдой и подтасовкой, это – умение высшего качества.
Стр. 254. «…Даже самые ёмкие из нас способны объять лишь ту часть правды, в которую ткнулись собственным рылом». Да-а… Супротив этого и возразить нечего!
А я всё спрашиваю: «В стране не было ни вредительства, ни отравлений, ни шпионажа, ни врагов? Но, ведь были же… Так что? Евтуховича – простить?»
Занятно, что Солженицын, категорически отрицательно настроен против повести Михаила Шолохова «Судьба человека». Для всех нас известная история пленного Ивана Соколова и его побега… Так вот: Александр Исаевич говорит: «Чушь, выдуманная полностью галиматья, которой в СССР быть не могло… Ивана должны были посадить в ГУЛАГ и на этом – вся правда жизни…»
Напомню, что из власовцев, полицаев и прочей нечисти… общей численностью один миллион триста тысяч человек (по данным английских историков), участвующих в войне против СССР, во время войны и после нее за измену Родине, антисоветскую деятельность и шпионаж было осуждено не более 400 тыс. человек. Остальным же после профилактики было дано право жить в стране дальше...
Главное различие моей позиции и позиции Солженицына – в том, что Александр Исаевич утверждает: «Сталин виноват в том, что, борясь за Советскую власть против шпионов и врагов, он заодно уничтожил тысячи невиновных, чтобы поймать и наказать одного реального врага!» Если это так, то это ужасно! А если на тысячу врагов было несколько случайных и невиновных?
Судьба каждого в отдельности человека – уникальна. Судьба невиновно осуждённого ужасна в своей несправедливости… Я с этим безусловно согласен. А, значит, главное, – разобраться в цифрах. То есть статистика, только честная, – становится главной в этом споре. По крайней мере в моём внутреннем поиске Истины… Правда Солженицына мне видна. Правда режима Сталина – тоже понятна… Так где же Истина?
Поэтому книга из художественного повествования превращается в публицистику, исследование. И, следовательно, на первое место выходят факты, цифры, правда реальных событий, а не вымысел автора и тюремно-лагерный фольклор.
Соврал, обманул – значит нарушил негласный договор между автором и читателем.

* * *
Но автор «Архипелага» по-прежнему убеждает всех, что советский народ находился в большевистской неволе: в городе мол рабский труд на заводах и фабриках, в деревне – колхозный плен, трудодни, полный беспредел НКВДешников. Солженицын уверяет, что этот народ был готов взять в руки оружие во время войны с фашистами и восстать против советской неволи… Кстати, на это рассчитывал и Гитлер… Проблема в том, продолжает Солженицын, что Гитлер: недостаточно опирался на предателей режима СССР. «Не разглядел! – говорит Солженицын, – а то бы Сталин проиграл…»
А вот это ложь. Во-первых, проигрывал или выигрывал не Сталин и большевики, – а народ… Знал ли народ, что он в рабстве у большевиков? Сомнительно. Но то, что русских уничтожают фашисты, он видел собственными глазами. Во-вторых – не чувствовал себя Советский народ в неволе. Это болезненное умозаключение Солженицына, основанное на собственной обиде за своё предательство строя во время войны. Да, да. Предательство! Во время войны против страшного врага у него в личных вещах органы госбезопасности находят тезисы планов Троцкого по свержению власти, рассуждения в письмах к товарищу, что нами управляют неправильно, жертвы огромные в войне… Ну кому, как не капитану артиллерии, со своей позиции недалеко от деревни Глупово виднее, как управлять фронтом и государством…
Советский народ жил с энтузиазмом строителей новой жизни, с песнями, а ещё с памятью, что из землянок недавно вышел, безграмотность победил… Да, пел, потому что сам строил новую жизнь! И это – главная заслуга социализма.
Да ещё и в войне страшной выстоял, не согнулся и не поддался!

* * *
Первые две части книги «Архипелаг ГУЛАГ» были прочитаны мной с таким большим трудом и внутренней болью, что, пожалуй, худшего последствия для своих поисков Смыслов я и не ожидал… Вопреки предсказаниям Н.Д. Солженицыной в аннотации к изданию… Никаких светлых чувств и надежд даже близко не появляется. Мрак… Ужас! Расстройство за действия власти Советов. Жалко невинных людей… Вот ощущения от чтения. В этом меня убеждает Солженицын.
Но зато – огромное количество смысловых находок, которые я сейчас записываю, и это – факт… Правда, все они – пессимистические!
За следующие Ш и IV части берусь с содроганием и огромным неудовольствием.
Чёрная книга, про чёрные страницы истории, написанная чёрным человеком. Теперь я не произношу слова «гений», потому что Гений творит Добро. Чёрного гения признать нельзя…

Я – не могу признать!

* * *
В главе П книги Ш, на стр. 64, есть страшный случай со священниками, привезёнными на Соловки, и отправленные далее, в глубь СЛОНа4) на остров Заяцкий. Солженицын говорит об этой ужасной трагедии православных священников как-то вскользь. Череда смерти, страха, безысходности следует в его повествовании как перечисление чего-то уже обычного и привычного… Автор сам должен находиться в ужасном состоянии, почти сходить с ума.
Я не могу не остановиться на этом особо. Итак! По рассказу автора, привезённые «истинно-православные» (кавычки не мои, авторские… Я бы их не ставил, потому что они подразумевают обратный смысл – якобы те, о ком идет речь – не истинные, не православные – В.Ю.) в 1930 году, которые жили по канону Патриарха Тихона, провозгласившего анафему Советской Власти… А, значит! Отрекшиеся от всего Советского, потому что всё советское идёт от антихриста… Сегодня это называется свобода вероисповедания, свобода выбора и много других свобод… Тогда это называлось сектантством (потому что церковь, чтобы выжить в 30-х годах, уже переориентировала свои призывы… Но, это другая тема… Мы на ней не будем пока останавливаться – В.Ю.). А ещё это были – враги народа (кстати, тоже любопытная штука: «Враги народа» – из самого народа. Это, как «Пчёлы против мёда!»). Так вот, отправляя их на остров Заяцкий, им не выдали никакой еды, типа они сами отказались, потому что из рук антихриста нормальный человек ничего взять не может! И там на острове они все до одного приняли мученическую голодную смерть… Все!
Их было немного. Может 30 или 50 человек. Старшему из них, ведшему паству свою на подвиг Веры – восемьдесят лет. Каковы по возрасту были другие, я не знаю. Но, они приняли смерть свою как данность бытия и были счастливы что умирают, зная за что… Какое счастье быть рядом с такими людьми… Вот и я мечтаю быть с ними. Но, не с Солженицыным и Евтуховичем, а с Православными священниками на острове Заяцкий.
Правда, право быть с ними в те дни рядом – надо заслужить!
Было ли понимание у палачей СЛОНа, что они для этих «глупых верующих» (теперь кавычки мои, потому что они не только НЕ глупые, а они – истинно мудрые, Святые – В.Ю.) делают огромную услугу – возможность погибнуть за веру и стать святыми? Несвятыми святыми! Они вошли в историю Веры Православной, как Великий отряд мучеников.
И вот, читая эти строки, я выбираю во всей книге этот маленький эпизод – как главный. Как Смысл борьбы! Смыл Веры! Смысл – каким быть человеку… Но, это – борьба не Солженицына. Это – борьба Веры против безверия.
Ради этого знания, может быть, я и мучаюсь с отрицательной энергетикой всей книги. Этот сюжет как искра откровения Бога и вдохновения Души, придающая и силы, и бодрости, и Веры и… Смысла всего существования…
И моего тоже!
Найти в грязном чистое. Это – искания истины. Но это и подтверждение уничтожения праведников. А значит верности слов и смысла книги «Архипелаг ГУЛАГ». А значит и многогранности писателя Солженицына.
А значит, – и его правды тоже.

* * *
Чем дальше читаешь, тем сильнее угнетает повествование «Архипелага». Этот гнёт, как от воздействия какого-то шума, то ли белого, то ли очень чёрного, приводит к мысли: Солженицын пишет свою книгу, как будто бы создаёт религию… И его книга, это – описание «его религии». Он свято верит в то, что описывает. И не удивительно – ведь это его вера!
Эту веру он внушает нам…
Посудите сами: в книге собраны многие правдивые факты и беззакония, и жестокости, и глупости тюремщиков. Но рядом факты гипертрофированные, для усиления жесткости ситуации. Весь ужас сконцентрирован близко, в одном месте. Всё так?
И да, и нет.
Система трансформации преступников трудом существует в любом государстве. А также и унижением, ограничением прав и свобод со стороны власти. Но Солженицын огульно выдает все это за преступление Советского государства. Архипелаг – как смысл наоборот. Причём, не говоря почти ничего, что – наказание не случайно. Оно за преступление. А у него в ГУЛАГе – сплошь «случайные» люди. Которые не были предателями, изменниками, врагами… Вот они все и описываются со второй части их скитаний. И, конечно, любой читатель, а особенно русский, с чувством обострённой справедливости и совестливости, начинает жалеть человека и престает воспринимать его как государственного преступника.
Есть и вторая сторона соЛЖЕницынской религии. И становится она главной из-за долгого соприкосновения с этой длинной и страшной книгой. Ты начинаешь сам бояться такой жизни! А вдруг, когда-то, по какой-то причине это случится и с тобой! Как говорится, от сумы да от тюрьмы… Так что – каждому страшно. И именно поэтому у тебя появляется устойчивое негативное отношение к происходящему. А происходящее – все заключённые ГУЛАГа. Ты уже на стороне «героев». Хотя это власовцы и предатели Родины. Возникает «хельсинский синдром заложника», здесь он и срабатывает. Нам жалко всех, мы боимся и мы уже на стороне обиженных… Отпустите! Снизьте гнёт! Где права человека? Возникают чувства, которые все без исключения на стороне несчастных зеков.
Поэтому я и говорю о религии. Умом понимаешь одно, но веришь другому, потому что достало до души и сердца через чувства… Получается: «Мне не надо объяснять, что как было в том государстве… Я чувствую, что это было так, как рассказывает автор… Я Верю!»
И голову здесь включать уже и некому, и… просто не получается. Да и общество после таких книг верит уже Солженицыну, а не кровавому палачу Сталину.
И уничтожить эту веру Солженицына – невозможно. Он главный Миссия её. Он чистый проповедник её. Он генерал врагов против большевизма и диссидентов. У него сотни последователей, и за спиной стоят огромные государства против моего осмысления и понимания… И имя им – легион…
Страшная сила!

* * *
Но вот на 209 стр. третьей части Солженицын сам уже, устав от описания «Архипелага», пытается спросить себя, а для чего он описывает всю эту грязь, мерзость, и ужасы? И говорит: «И эту книгу из одного сознания долга – потому что в моих руках скопилось слишком много рассказов и воспоминаний и нельзя дать им погибнуть… Совсем не верю, что она объяснит правду нашей истории тогда, когда ещё можно будет что-то исправить… В разгар работы над этой книгой меня постигло сильнейшее потрясение жизни: дракон вылез на минуту, шершавым красным язычищем слизнул мой роман, ещё несколько старых вещей и ушёл за занавеску… И с душой, разорённой я силюсь кончить это исследование… И выиграть время для моего потайного запыхавшегося пера, для окончания вот этой книги».
Солженицын силится докончить писать, а я «силюсь дочитать». Противно!
Как же я не завидую автору, когда он работал над рукописью. Сколько тяжелых часов, дней и лет он провёл в этой жизни. Сначала на зонах ГУЛАГа, а затем всё это вспоминая и переживая ещё раз…
Бедный, несчастный Александр Исаевич! Такую помойку жизни пройти и оставить при этом чистую душу своей веры. Не каждому дано.
Только через такие испытания и рождаются – писатели!
Вот это то положительное, что мне удалось выяснить в результате моего исследования Александра Солженицына, как человека устремлённого и его огромного труда.

* * *
Но только с 260 стр. второго тома (книга Ш) Солженицын проявляется как писатель, дающий оценку людям, характерам, личностям… Он начинает описывать людей. Вот о генерале авиации М.В. Дешнике, враче. Описывает и умело, и очень живо, и глубоко, копая суть человека.
Умело, очень умело…
До этого книга не воспринималась как художественная. Это скорее публицистика или самая длинная в мире газетная статья на злобу дня в войне смыслов социализма и капитализма. Проблески художественной литературы начинают появляться лишь изредка, когда есть живые люди и их поступки.
В лагере и тюрьме даже самый отъявленный преступник время от времени тоже совершает человеческие благородные поступки. За девять лет своей «шарашки» заключённый Солженицын насмотрелся многого. И подлых и благородных поступков. Но в его повествовании в основном грязь и мрак человеческих отношений. Он всё видит с точки зрения заключённого и снизу ямы чувств обиженного Роком.
А как бы хотелось другого. Другого взгляда на жизнь.
Ведь марксизм обещал счастья всем! Вспомните: «…Государство должно видеть в любом нарушителе ещё и человека с горячей кровью и солдата, защищающего отечество, и члена общины и отца семейства, «существование которого священно». Государство калечит само себя, когда оно делает из гражданина преступника…» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения в 29 томах Л. Гос. Изд-во 1928-1946, т. 1 стр.233).
У Маркса нет противоречий. Нет противоречий и в основном смысле автора об ущербности большевизма, коммунизма, сталинизма и ГУЛАГа… А вот в моих исканиях Смысла – полный разброд. Из-за «моего метания» в поисках Истины… Ведь какие замечательные слова Маркса об отношении к гражданину… Просто – прелесть! И вот я, отсидев в Лефортово, вновь обдумываю эти слова. Я, знающий свою невиновность и воочию наблюдающий, как государство «относится» ко мне! И все мои Смыслы опять нарушены и «плывут». Ведь сегодня не сталинское время. Ведь я же не в ГУЛАГе. Я же в другой тюрьме другой страны… Или я заблудился во времени и потерялся в пространстве? Или не существует правильного государства вообще? Почему здесь и сегодня моё существование никого не интересует? Всё, – как у Солженицына! Что – по-другому? Кормят меня лучше? Так ведь меня не это интересует, так же, как тогда – зека-Солженицына… Меня интересует Истина! Истина по отношению ко мне!
Нет! У Солженицына всё наоборот. Его интересует режим лагеря и давление на него жизни заключённого. За что сидит он – Александр Исаевич знает!
А, я…?
Ладно, истину из-за непредвиденных «штормов жизни» я выведу сам. А чтобы вывести и вычленить свои Смыслы – мне судьба и Бог специально преподаёт эти уроки… Прямо так и говорит свыше: «Пока не вызубришь тему Смыслов… – не отпущу!» Вот, сижу – учусь, зубрю… догадываюсь о предназначении… Но! Обидно от родного государства получать не за что…
Но именно поэтому я знаю точно, что книгу-исследование А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в другом месте я бы не осилил. Не хватило бы ни сил, ни воли, ни терпения её дочитать… Только в таких условиях, каких я есть теперь, её возможно прочитать всю и без остатка надежды бросить… Только в таких условиях и мысли правильные приходят в голову и есть возможность их донести до читателей… Своё исследование провести.
Никаких сомнений! Всё ради одного, всё ради поиска Смысла моей жизни… Ведь кроме всего прочего я также не случайно по утрам одновременно с «Архипелагом» читаю по нескольку страниц и Евангелия, и Корана, и пишу своё восприятие от прочитанного, насыщаясь всеми мудростями Священных книг. Конечно, и книг нобелевских лауреатов…
А вот эта статья из Уголовного Кодекса! Тогда 58, а сегодня 159.
Она и тогда, и сегодня трактуется законодателем очень широко. Применима и тогда, и сейчас ко всем, всегда, в любой ситуации… Возможно отменить весь остальной уголовный кодекс и всё равно на всех хватит обвинений и умыслов, особенно если сегодня через ст. 30… Просто прелесть, а не уголовный кодекс! Покажите мне любого ещё не осуждённого человека, организуйте мне встречу с ним, чтобы поговорить… И его очень легко посадить! Но ведь это же – бред!
Если тогда существовала классовая борьба, и я хоть как-то (нет, не как-то, а даже очень…) понимаю происходившее, то что за борьба происходит в нашем государстве сейчас? Если тогда автор доказывал, и это его – основной Смысл книги и ГУЛАГа, – что брать и арестовывать можно любого человека в стране, который был идеологическим врагом большевиков, коммунистов и – сажать. И что доказывать его вину не надо. Он виноват уже тем, что он против социалистического строя, а поэтому он – враг! И это есть классовая борьба, но… Почему сегодня не надо смотреть на вину также? (… Да, да – это я о себе! Ведь никто не слышит и, даже, не читает моё дело…) Неужели ничего не изменилось? Какая мельница, непонятная мне, продолжает молотить и перерабатывать зёрна человеческих судеб? Что в сегодняшнем обществе не так? Если не так в обществе социализма, «не так по Солженицыну» был Сталин, большевики… То – теперь?
Нет, нет! Я не верю в происходящее сегодня – но также я не верю в написанное Солженицыным… Я не верю, что это вообще может происходить! Ни со мной, ни в ГУЛАГе… Враньё… Что-то здесь не так, кто-то запутывает Смыслы и подтасовывает факты… Или как? «Попасть под «родной топор» и оправдывать его разумность», – это уже высказывание писателя Солженицына (стр. 346 (ч. Ш). Так это же как будто бы и моя теперешняя мысль?
Вот какой удивительный Смысл вытекает отсюда: «Как увидеть то, в чём пострадал – и не понять причины?.. Или понимать, почему пострадал – и не видеть в чём виноват…»

* * *
А теперь возвращаясь к главному: «Кто виноват в репрессиях?»
Не Сталин. Не лидер…
Сам же Солженицын всем повествованием множество раз доказывает это. Это классовая борьба, устроенная партией рабочего класса (правда, рабочих и крестьян там уже не было), начатая Лениным… Это и «красный террор», и последующие внесудебные аресты. Конечно, странно само понятие право в период революции и войны! Прав тот, у кого нож длиннее и храбрости для убийства больше, а о совести и не заикайся… Что было бы, если бы вместо Сталина был бы Троцкий? Даже гипотетически предположить страшно. Но сама классовая борьба бы не прекратилась! Любой внутренний переворот только бы ухудшил ситуацию с арестами, тюрьмами и казнями… Слава Богу, что проверить это никогда не удастся.
Так что, Сталин – это не худший вариант?
Любое новое историческое событие для страны «налетает» неожиданно! Может кто-то и ждал, и готовил революцию, но… даже для большевиков она (февральская) оказалась неожиданной. Ленина застала в Швейцарии, так он от неожиданности сглупил и согласился в опломбированном немецком вагоне через Германию рвануть… Если бы ждали революцию, такую бестактность к собственной биографии не допустили бы. До сих пор его этим попрекают… Поэтому «неожиданность» такой классовой борьбы внутри страны и для Ленина – Зиновьева – Сталина – Троцкого была тоже как «снег на голову». А потом, когда сами у власти оказались (не верили, а случилось), надо было защищаться – вот кровь и полилась…
Возьмите известную Французскую революцию 1782 года. Сколько голов отрубили? Только Наполеон беспредел остановил… А Гражданская война севера и юга США? Если назвать количество казнённых тогда? Так что Сталин может ещё и «младенец» среди правителей. Поэтому у многих посаженных и оставалась вера в ошибки и незнание происходящего у вождя…
Вот как у меня сегодня… Наш лидер Путин сегодня не знает о беспределе системы?
Понятно, что и Сталина, и строй Социализма подставляют под ложь для того, чтобы унизить страну в целом. И эту критику репрессий возглавляют, как всегда, «друзья» нашей страны… Сегодня их принято называть – «партнёрами». Здесь, как и выше, по понятным причинам я ставлю кавычки… Нет у нас в этом смысле ни друзей, ни партнёров… И диссиденты не наши друзья. Возможно, по глупости, но они навредили своей родной стране, убив главные смыслы государства. Справедливость. Интернационализм. Доброту. Они, и в этом я уверен, хотели, как лучше. Хотели исправить зло. Хотели? Только вот получилось: исправляли одно зло, пришли к другому. К криминальному капиталистическому злу пришли… А, заодно, страну убили, развалили и разграбили…
Прямая аналогия с 1917 годом намечается.
А может специально Александр Исаевич так долго рассказывает и так сгущает краски?.. Хотя, чего сгущать чёрное! Но, всё-таки? Может автор специально «гипертрофирует» до предела?.. По-другому нам, нашему народу и не понять! Как ещё крикнуть – «караул!». Это же мы сами над собой издевались. Сами лагеря, суды и зоны создали, возвели и смотрели на это без осуждения. И охранники тоже из нас же.
Вот теперь и понятно, что все это его страдание над «Архипелагом» – от множества раз повторённой потерянной личной жизни от сидения… Личная обида, месть.
И главное, на мой взгляд – совсем не то, что «ГУЛАГ» существует. А причина боли автора в том, что он попал туда. И то, что бесполезно и бессмысленно прошли годы жизни, которые можно было бы посвятить чему-то хорошему… Хотя бы просто нормальной жизни. И именно я, сидя в Лефортово вот уже восемь месяцев, знаю теперь это точно! Дошло до сознания, души и сердца. Дошло до самых корней мозгов. А у него-то за девять лет!
Солженицын знает, что сидит безвинно. К сожалению, не один он такой… Государство считает, что он виновен – и даже не сомневается в этом. А вот Александр Исаевич знает, что он невиновен! Он знает, как и современное общество сегодня, что за мысли сажать неправильно. Он знает точно, что он не был согласен с тем, что творилось в Советском Союзе тогда. Но он, думая о неправедности строя и лидера, одновременно жил, строя социализм, и даже воевал, защищая Отчизну, а тем самым и строй! Конечно, жаль потерянного времени. Как не хочется жить с ущемлённым человеческим достоинством, быть быдлом и бесправным. Это есть главное унижение человека. Особенно человека, сидящего не за что! Вот это простить нельзя! Этого простить государству Солженицын не может.
Отсюда и книга, и вся последующая жизнь, жизнь как доказательство и борьба против строя Сталина и большевизма… Сильнейшей в этом смысле является его глава «ЗЭКи как нация» (этнографический очерк Фан Фаныча). Здесь от боли, живущей в нём, и от усталости жить с этой болью появляется некий сарказм… Попытка представить все в виде фельетона. И, по-моему, получилось неплохо и достаёт до глубины души.
А я продолжаю метаться между «за» строй и Сталина, и «против» такого вот ГУЛАГа…
Наверное, однозначного ответа нет… И строй должен был защищаться, и классовая борьба требует жертв. Но и людей жалко… Очень жалко!
Без книги Солженицына понять это было бы невозможно. Невозможно так остро и с такой страшной правдой разобраться во всех за и против.
Кто ты, автор «Архипелага»?
Чёрный писатель, сгустивший краски над моей Родиной, чтобы её разрушить? Или витязь на распутье, увидевший пути, пойти по которым – смерть свою найти…

* * *
Заканчивая на этом свой очерк о книге Соженицына «Архипелаг ГУЛАГ», я ощущаю внутри лишь двойственное чувство как об эпохе Сталина, репрессиях, ЧКГБ5), так и об авторе книги. И все эти двусмысленные «за» и «против». И верю, и не верю… Но и в уме, и в душе ужас от этих строчек, от этой книги, от дней, проведённых мной как читателем в ГУЛАГе…
Сам автор пишет: «Это было ощущение народного испытания – подобно татарскому игу» (стр. 581). Сказано сильно. Метко. Прямо в десятку!
Есть главный приказ на зоне, который зэк даёт сам себе: «Дожить!» Поэтому: не болеет, не сгибается, успевает ещё и посмеяться над жизнью своей и… доживает. А вот когда выходит и, думает, вот жизнь-то теперь будет… Умирает! Умирает потому, что в жизни, после такого испытания – уже ничего и не хочется. И больше нет приказа «дожить!»
«Воля портит, неволя учит» – есть такая русская пословица. Ведь в тюрьме есть время вспомнить все свои грехи и неправедные поступки. Оцениваешь их. Жизнь свою в мечтаниях строишь правильно! На воле в окружении какого-никакого изобилия ты не успел бы задуматься о таких вещах. Разве что в церкви…
И Солженицын говорит о науке «тюрьмоведении». Наука важная! Хоть в школе её вводи, как обязательный предмет.
Вот далее автор на стр. 584 приводит текст: «… В тюремном вестнике, дореволюционном автор Лучинский пишет: «Тьма делает человека более чувствительным к свету; невольная бездеятельность возбуждает в нём жажду жизни, движения, работы; тишина заставляет глубоко вдуматься в своё «я», в окружающие условия, в своё прошлое и подумать о будущем».
Но тюрьма и лагерь (зона) отличаются по своей сути. Есть, конечно, и общее, но больше различий. Зона и лагерь обществом превращены в бесплатную рабочую силу. Дармовые рабы, умеющие делать любую грязную работу. Этим общество само себя и «поедает», самоуничтожает.
В государстве будущего такого быть не должно!

* * *
Ну и ЗАКЛЮЧЕНИЕ… оно же освобождение… из Лефортово.
Хотя как можно освободить свободного человека? Освободить от чего? Я всегда был свободен душой… Я всегда чувствовал себя как птица, которая временно просто не хочет летать… Это не вы меня посадили в клетку… Это у меня нет потребности летать. Некуда лететь. Незачем! Поэтому и свобода ваша мне не нужна! Я – и так самый свободный человек на Земле! Я свободен Душой!
Свобода Души намного выше и приятнее свободы передвижения в пространстве и места жительства… Вы даже не представляете, насколько это разные свободы.
И ещё одна замечательная свобода – это свобода того, что тебя нечего уже лишать! Ты уже ничего, кроме тазика и железной миски, не имеешь, а всё остальное, что у тебя есть в виде застиранных тряпок, сношенных штанов и тапочек, стало уже таким неважным, что, лишаясь этого, ты становишься только ещё более богатым… Богатым от прикосновения вечной и непродажной Души… О, если бы вы только знали, какая это замечательная и неповторимая Свобода.
Свобода Честной Души!
И тот же правильный вывод делает Солженицын: не результат важен в жизни, а то, как мы его добились. Не что сделали, а как… Тем самым разрушая социалистический постулат: «Не важно, как – главное дай результат»!
Ведь и я в своей жизни стремился к результату. А надо бы – к душе. И чтобы в дороге, в погоне за результатом не потерять главное человеческое качество: «Быть человеком…» Не коммунистом, не миллионером, не известным и успешным, а – главное быть человеком! Всё остальное – только приложение, чаще ненужное.
Нельзя пожертвовать любовью к семье, укладом жизни предков, смыслами своей жизни и самой душой ради комсомольской стройки, завода, самого общественного строя, партии. Нельзя! А если это происходит? Значит над нами опять проводят эксперимент.
Надо вернуться к духу своего мудрого народа… Жить не потерей своего человеческого достоинства, а силой предков и верой в божественное начало и, как главное, определяющее в жизни – любовь.
И хорошо мне было, сидящему в тюрьме Лефортово, потому что этой моей настоящей свободы отпущен большой срок… Его отпущено, как говорит Солженицын, тебе «с лихвой… ты напитался им месяцами, годами, позади, впереди и благодатной, успокаивающей жидкостью разливаются по твоим сосудам – терпение.» (Стр. 590).
И ты всем и навсегда готов простить всё, что они сделали против тебя… И от этого только счастлив. Как замечательно, что у те6я хватило терпения и времени теперь это понять. Наконец понять и простить…
Появилась всё понимающая мягкость твоей вечной Души, твоего большого и честного сердца… (да, да… честного – ты ведь это знаешь точно)… твоих суждений.
Ты – будучи в страшном месте и будучи слабее всех, тебя прижимающих, стал сильнее всех, а главное сильнее своих слабостей и страхов. И научился быть сильным, понимая слабость окружающих. Ты научился перенимать слабость других, превращая её в мудрость и сострадание…
Не спеши задавать вопросы… Ответов нет ни у тебя, ни у других. Теперь ты точно не знаешь ни границ радости и счастья, ни граней настоящего горя и беды…
Всё стёрто!
Солженицын советует (стр. 591): «Вспомни всё, что ты делал плохого и постыдного, и думай – нельзя ли исправить теперь?» А ведь за эти слова я снова готов его полюбить, опять считать его и гением, и великим писателем.
Вообще из «Архипелага» читать надо только его часть четвёртую – остальное быстро, быстро пролистывать. Четвёртая часть – это философия и мировоззрение мудрого человека… Так, на стр. 596, его фраза: «Благословение тебе, тюрьма!» Никогда, ни при каких других обстоятельствах эту фразу бы я не понял, не окажись я в Лефортово сам! И только здесь я понимаю и очищение своё личное и своё «преступление», за которое сижу… Поймите – не то, которое совершал для следователя и которого не было на самом деле, а то, которое совершал в душе своей множество раз, каким и считаю своё зло против человечества… Это – мои поступки: не честные и не благовидные. Нет среди них ни убийств, ни краж имущества, ни чего-то другого преступного... Но есть неблаговидность поступков, мерзость отношений к другим людям, гордыня и зазнайство. И, наверное, ещё что-то… За это и «мотаю» свой срок. Это моё истинное наказание. Но только Бог и только Он мне Судья и исполнитель… Он и посадил. Поэтому и тюрьма – благословение тебе!

Я очищаюсь… Я изменяюсь… Я понимаю!
Вот, поэтому, втайне, я мечтал сесть в тюрьму…
Как дико и ужасно это звучит! Но это – правда! И мне сейчас за неё не стыдно…
Тюрьма сегодня – это моё благословение! Как вода иссохшей Земле…
Спасибо тебе Господи! Что ты исполнил мою просьбу…
При тесноте телу в камере, – какие ты открываешь просторы душе и уму…!

* * *

А теперь вывод.

Солженицын утверждает (стр. 619), что с 1918 до 1953 года, за 35 лет Советской власти, в ГУЛАГе пересидело сорок миллионов человек… А тех, кого посадили, оговорили примерно двадцать миллионов доносчиков. Можно убрать из этой статистики детей, стариков – хотя можно и не убирать. Дети за 35 лет выросли, а «старшие» 35 лет назад были совсем молоды… Война гражданская убила миллионов двадцать и Отечественная – 27 миллионов… За границу убежали… В любом случае, цифры говорят – в этом участвовали все! Вся страна сидела, доносила, дрожала от страха… И сделать с этими цифрами ничего нельзя… Это – самая страшная правда Советской власти времён Ленина – Сталина, большевиков и ВЧК-НКВД… Но не КГБ – комитет появился в 1954 году. Но, всё равно – ужас! За это, видимо, и Нобелевская премия – можно было сойти с ума, узнав все это.
Но вот зачем автор предлагает и нам тронуться мозгами? Ни один нормальный человек не сможет прочитать сей опус от начала и до конца. Любой скажет – либо это ложь, либо, испытав в душе глубокий испуг, просто отложит книгу в сторону. Он просто не сможет выдержать такую боль, такую несправедливость, такую безысходность. И у него появится Вера в Солженицына как человека, прошедшего всё до конца и возвестившего истину о СССР и Сталине. И этот новообращенный будет думать, что это – рак общества! Ржа, разъедающая всех вместе и каждого из нас в отдельности… Поэтому 90-е годы прошлого века и падение СССР были предопределены неслыханным доселе разрушением душ. Некому было сражаться за коммунистов, отстаивать строй… Сгнили, закостенели, опустошились… Перестали быть людьми.
На то автор и «мучил» читателя целых тысяча триста страниц своего романа, растолковывая то, что сам прошёл, увидел, понял… И очень переживал, – чтобы остальные поняли…
Сам из-за этого чуть с ума не сошёл. Но и чуть не тронулся от надежды, – что не достучится…
После такого понимания – и о народе нашем как о каком-то особенном, и о великом пути нашем, тоже нестандартном, – говорить о смыслах жизни в России становится трудно… Народ, над которым такой эксперимент сотворили, а он выжить умудрился, смеяться над собой не разучился, – не поддаётся пониманию. А книги, подобные «Архипелагу», только окончательно запутывают истину, превращая в правду только то, что выгодно избранным.
У меня своя правда – и после «Архипелага», и после Лефортова. Смогли ли мы вам помочь разобраться – судите сами.
И всё же – интересно, что там внутри у нашего народа таится?

Примечания

1) ДИССИДЕНТ м. лат. иноверец или раскольник, вообще, не принимающий господствующего исповеданья. (Из словаря Даля) Уверен, уважаемый читатель, что понятие диссидент для вас знакомо, но словарь Даля уж слишком хорошую характеристику слова высказывает. А если слово такое – то и качество человека-диссидента легче видится.

2) В обыденной жизни понятие «катарсис». употребляется, как синоним понятия «очищения». По Фрейду, это – освобождение от болезни через сильные эмоции.

3) Автор Очерка замыслил переписать книгу А. Рыбакова «Дети Арбата» с теми же героями, но с вариантом реальных действий главного героя, как участника группы борьбы против СССР…

4) Соловецкий Лагерь Особого назначения

5) Аббревиатура, придумка автора статьи соединяющая воедино ЧК, КГБ, ГБ

1.0x