Авторский блог Василий Шахов 10:55 20 июля 2017

Радонежский, Пушкин и школа духовности-3

Дистанц-лекторий МТОДУЗ (Троицк-в-Москве) проф. В.В.Шахова. Школа духовности.

ВАСИЛИЙ Ш А Х О В

РАДОНЕЖСКИЙ, ПУШКИН И ШКОЛА ДУХОВНОСТИ – 3

…………………………………………………………………………………………………..

А. С. Пушкин. «В начале жизни школу помню я...»

* * *

В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.
Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.
Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
Ее чела я помню покрывало
И очи светлые, как небеса.
Но я вникал в ее беседы мало.
Меня смущала строгая краса
Ее чела, спокойных уст и взоров,
И полные святыни словеса.
Дичась ее советов и укоров,
Я про себя превратно толковал
Понятный смысл правдивых разговоров,
И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.
Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.
Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры —
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.
Другие два чудесные творенья
Влекли меня волшебною красой:
То были двух бесов изображенья.
Один (Дельфийский идол) лик младой —
Был гневен, полон гордости ужасной,
И весь дышал он силой неземной.
Другой женообразный, сладострастный,
Сомнительный и лживый идеал —
Волшебный демон — лживый, но прекрасный.
Пред ними сам себя я забывал;
В груди младое сердце билось — холод
Бежал по мне и кудри подымал.
Безвестных наслаждений ранний голод
Меня терзал — уныние и лень
Меня сковали — тщетно был я молод.
Средь отроков я молча целый день
Бродил угрюмый — всё кумиры сада
На душу мне свою бросали тень.

1.

ЗАВЕТЫ И УРОКИ ДУХОВНОСТИ

Хотелось бы отослать читателя к недавней превосходной публикации ОЛЬГИ ШАХОВОЙ «Игумен земли Русской. Протоиерей Андрей Ткачев о великом святом.

18 июля Церковь чтит Преподобного Сергия Радонежского».

ЗАВЕТЫ И УРОКИ ДУХОВНОСТИ… Вряд ли кому придёт в голову отрицать общеславянское, всероссийское значение нравственно-духовного наследия СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО… Если бы не бездействовали просветительско-методические структуры «вертикали» Минкульта и Минпроса, то в школах, сузах и вузах звучало бы весомое и мудрое слово Сергия Радонежского… Не оказались бы в забвении великие уроки духовности, человечности, бескорыстия, самоотверженности, «печали не о своём горе», чуткости к боли всего сущего, подлинного равенства людей…

Духовность в Древней Руси. Из века - в век.

Молчат гробницы, мумии и кости.

Лишь Слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья,

Умейте же беречь, хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бесценный – Речь.

ИВАН БУНИН. «С л о в о».

Когда-то Максим Горький предлагал писать «Истории деревень». Шаги Истории самой… Наши далёкие предки жили общинно-родовым строем; они сообща обрабатывали землю, выжигали и корчевали лес, осушали болота, пахали землю, сеяли пшеницу, просо, ячмень, рожь, овес, гречиху, коноплю, лен; они разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали мед диких пчел, яйца птиц; в тёплое время года - грибы, орехи, ягоды, корни и травы.

Характернейшее свойство их мировосприятия - обожествление сил природы. Беспредельно авторитетны и беззаветно почитаемы - языческие боги: Перун - творец мира, бог грома и молнии; Хорс, или Ярило - божество солнца; Стрибог – ветра; Дажьбог Сварожич – света, тепла, блага, славы и богатства; Велес – скота; Мокоша – домашнего очага; Купала – земных плодов; Лада – любви; Коляда – торжества и мира.

Сокровенно почитались рощи и колодцы, даже отдельные деревья. Для наших отчичей и дедичей мир был населен добрыми и злыми духами (берегыни и упыри, лешии и водяные, домовые и русалки).

Поляне первые среди восточнославянских племен прозвались «Русью». «Мужи и мудрые и смысленые» («Повесть временных лет»). Вятичи, древляне, дреговичи, дулебы, кривичи, поляне, радимичи, северяне…

Арабский врач и историк конца Х1-начала Х11 века Шараф аз-заман Тахир ал-Марвази не без симпатии повествовал: «Что же касается ар-Русийи, то… они народ сильный и могучий… Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов…».

Летописи, легендарные сказания, дружинные предания, воинские повести, лиро-эпические поэмы, княжеские биографии (в них «оживают» события тысячелетней давности). «Страна городов» - Русь. Наши отчичи и детичи – и их высокая одухотворенность, нравственность. Об этом говорят в своих трудах крупнейшие представители академической науки В.Н. Татищев, Н.И. Новиков, Евгений Болховитинов, К.Ф. Калайдович, Ф.И. Буслаев, Н.С. Тихонравов, А.Н. Пыпин, А.Н. Веселовский, А.А. Шахматов, В.Н. Перетц, В.М. Истрин, Н.К. Никольский, А.С. Орлов, В.П. Адрианова-Перетц.

«Историческая память» восточнославянских племён уходит на несколько столетий вглубь. Из поколения в поколение передавались предания и легенды о расселении славянских племён, о противоборстве славян и аваров («обров»), об основании Киева, об овеянных немеркнущей славой деяниях первых князей, о далёких походах Кия, о мудрости вещего Олега, о хитрой и решительной Ольге, о благородном доблестном Святославе.

Возникшее в Х1 столетии летописание, вобрав мифологию, реалии и факты исторического эпоса на несколько веков (фактически вплоть до эпохи Петра Великого) явилось не только погодовой записью-фиксацией текущих событий. В структуре («недрах») летописей эволюционировало русское сюжетное повествование, развивались элементы публицистических жанров.

Сошествие на Русь «божественной благодати» «великое и дивное» дело – крещение Руси. «Слово о законе и благодати» Иллариона. Князь Владимир - по собственному побуждению ( а не по наущению или совету). Владимир – «учитель и наставник». Принятие «благодатной веры» «до нашего языка русского доиде». Креститель Руси – деятель вселенского масштаба «равноумен», «равнохристолюбец» самому Константину Великому, императору «двух Римов» - Восточного и Западного. Владимир – рядом с апостолами Иоанном, Фомой, Марком, которым принадлежит заслуга обращения в христианскую веру других стран и земель.

Письменность и литература «пришли» на нашу Русь вместе с принятием христианства. Великие первооткрыватели-«книжники» (византийские и болгарские миссионеры, а также их русские ученики и сподвижники) осуществляли колоссальную задачу доступного истолкования, популяризации новой религии; для строящихся церквей

были насущно необходимы богослужебные книги.

Процесс христианизации приводил за собой коренную переориентацию, перестройку мировоззрения, мировосприятия русичей. Решительно отвергались бытовавшие ранее представления о происхождении и устройстве вселенной. Жизненно необходимой оказывалась потребность в литературе, которая излагала бы христианскую трактовку всемирной истории, по-христиански истолковывала бы космогонические проблемы, давала бы принципиально другое (а именно христианское) объяснение явлениям природы, быту и бытию человека.

Потребность в умелых писцах( с к р и п т о р и и - корпоративные объединения книжников).Старейшая из дошедших до нас рукописей (Остромирово евангелие) переписывалась более полугода – с октября 1056 до мая 1057 года. П а т р и с т и к а – (греч. – отец) произведения авторов, почитаемых как «отцы церкви». Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Великий, Григорий Нисский, Афанасий Александрийский. Писатели-г о м и л е т ы (авторы поучений и проповедей); памятники у ч и т е л ь н о й литературы («Златоструй»). Та же - «Лествица» Иоанна Лествичника; идея книги – содержащиеся в ней поучения словно ступени, ведущие к идеалу «духовных совершенств». П а н д е к т ы – сборники библейских и святоотческих изречений-цитат по тематическому принципу. А п о к р и ф ( греч. – тайный, сокровенный) – сочинение, рассказывающее о библейских персонажах или святых ( однако не входившее в круг памятников, почитаемых как священное писание или официально признанных церковью). Х р о н о г р а ф - памятник, излагающий всемирную историю

С сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». 1826.

«Толковый Словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля…

У М… Общее название познавательной и заключительной способности человека , способность мыслить; это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотение, любовь, страсти

На то человек на свет родится, чтобы жить своим умом. Кичливый человек умишком своим и Божьи дела пересудачивает.У всякого свой ум и разум, свой царь в голове.

Голодной куме хлеб на уме. Что на уме, то на языке. И от ума сходят с ума. Ум за разум заходит.Ум без разума – беда. Доходит ум и до Бога. Счастье без ума – дырявая сума.

Дай Бог с умным потерять, не дай Бог с дураком найти!. Умная ложь лучше глупой правды. Свой дурак дороже чужого умника. В умницы не попал и из дураков не вышел.

«П р о р о к» М. Ю. Лермонтова:

«С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи.

Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!». 1841.

УМЫШЛЯТЬ, УМЫСЛИТЬ ЧТО…Надумать, придумать, выдумать, замыслить, задумать, решиться сделать что, умудрится, ухитриться… - Умыслив в поле пахать, стали собираться. Человек умышляет снаряды, приспособляя их к делу. Как умыслим завтра: утро вечера мудренее. И умыслил (Фёдор) ехать, тело брата своего погребсти…

УМЫШЛЯТЬ, УМЫСЛИТЬ НА КОГО… Посягать, замышлять, задумать вред, зло, крамолу… - Да сотворите ему (лжесвидетелю) яко и он умысли сотворити противу брата своего… Умышляющий человек понуро глядит. Строя ковы и козни, он умышлял на брата своего…

УМЫШЛЕННИК, УМЫШЛЕННИЦА, УМЫШЛИТЕЛЬЮ УМЫШЛИТЕЛЬНИЦА…

Злоумышленник, готовящийся на какой-либо злой, зловредный поступок, крамольник…

Умышленники на князя собирались по ночам…

УМУДРЯТЬ, УМУДРИТЬ… Делать мудрым, искусным, дать ума, догадки, уменья, находчивости; научить, надоумить… Ученье наставляет и умудряет человека. Нужда умудряет. Кто умудрил пчелу и муравья?..

«П р о р о к» М.П. Розенгейма:

«Когда Господь открыл мне вежды И скверну мира показал, Когда, испуганный, одежды Я, полный скорби, разорвал; Когда в порыве сокрушенья, Бежать в пустыню я хотел, Чтобы не видеть униженья, И черноты, и грязи дел, - Тогда, сверкая мне из тучи, И гласом гнева и суда Он, малодушному, могучий, Изрек мне грозное: «Куда?!.. Куда?» - воззвал он громогласно, Куда, лукавый человек, Бежишь в пустыню безопасно Влачить бесплодно жалкий век?

Не сокрушенье, не молитвы, Мне нужен истины пророк, - Мне нужен муж для смелой битвы, Мне нужен молот на порок! Не это рабское бессилье Потребно смелому бойцу. Иди пред злобу и насилье И с ними стань лицом к лицу!..» И я пошёл. Вражду, гоненье Я видел, знал и перенес; Я слышал пошлое глумленье, И вопли гнева и угроз,

И фарисея шепот желчный, И вой бессмысленный глупца; Но я иду – набат немолчный Глаголов правды – до конца. Не кроюсь, пусть в меня каменья Бросают ближние мои, - Иду без злобы и смущенья, Во имя правды и любви. 1860-е годы.

1.0x