Авторский блог Михаил Уткин 10:55 5 февраля 2018

Путь к катастрофе или почему погибла страна.

Это попытка вспомнить Советский Союз, вспомнить с позиции сегодняшнего дня то, что привело страну к катастрофе

Часть первая. Союз нерушимый.

Это попытка вспомнить Советский Союз, вспомнить с позиции сегодняшнего дня то, что привело страну к катастрофе. Это воспоминания человека рожденного в середине пятидесятых годов прошлого века, который кандидатскую диссертацию защищал еще при социализме, а докторскую уже при капитализме.

По телевизору очередной треп обо всем и ни о чем. Среди дискутирующих и два кандидата в президенты. Вдруг один из них заявляет: «Советский Союз погиб из-за двух предателей, Горбачева и Ельцина». Все согласно закивали. Видите, как все оказывается просто. Пара предателей и нет страны.

В таком случае у меня предложение к нашей власти: наступите на горло собственной песне, не воруйте пару месяцев, а сэкономленные миллиарды направьте на подкуп пары предателей. Вокруг куча русофобских государств. Та же Украина, прибалты, русофобская Германия, которую вы создали своими руками. Развалите хоть одно из них с помощью этих предателей. Что, слабо? Оранжевые технологии говорите? Читали, слышали , знаем. Возьмите на вооружение и эти технологии. Опять не получается? Быть может к предателям и технологиям необходимо еще что-то очень важное, без чего уничтожить страну невозможно?

Давайте перенесемся в Советский Союз 1969-1971 г. Город Мирный (космодром Плесецк) Архангельской области. Там я учился последние 4 года в школе, а отец, полковник, командовал авиационным полком. Как и любой командир части, он был членом партии. К этому членству полагался обязательный джентельменский набор: газета Правда, журнал Коммунист, как военному еще газета Красная Звезда, как летчику журнал Вестник воздушного флота(из тех, что в киосках не продается). Был, кажется еще журнал Коммунист вооруженных сил, но он мне как-то совсем не запомнился. Все это я, старшеклассник, читал. Ну как читал? Журнал Коммунист читать было невозможно. Пытался несколько раз, потом бросил. Вообще не представляю, как можно было это читать. Отец его тоже не открывал. Журнал шел сразу в макулатуру. Насколько я знаю, в семьях моих друзей он шел туда же. Кажется, из этого журнала вышел Его Тимурович Гайдар. Тогда понятно, почему он был слегка долбанутый на голову и ненавидел свою страну. В Красной звезде иногда попадались интересные материалы. Самым интересным для меня был журнал Вестник воздушного флота. Почему-то запомнилась одна статья слушателя военной академии из ГДР (была такая страна) о возможности атомной бомбардировки с вертолета.

Газета Правда была достаточно нудной и вечно поучающей. Но был очень длительный период, когда буквально в каждом номере выходила статья, где поливались грязью китайские экономические реформы и китайские коммунисты. Доставалось им, главным образом, за отступление от светлых идеалов марксизма-ленинизма. Надо сказать, что читал я эти статьи с интересом. Писали их люди способные. Был в этих статьях, говоря современным языком, драйв.

Китайцы столкнулись с серьезными экономическими и политическими проблемами и начали их решать, что вызвало категорическое неприятие верхушки КПСС. Власть оказалась у теряющих адекватность стареющих людей, которые уже не могли реагировать, в отличие от китайцев, на вызовы времени.

Слабым оправданием для руководства страны было то, что еще сохранялись небольшие темпы экономического развития. Конечно, эти темпы намного отставали от 15% во времена Хрущева, что позволило ему объявить коммунизм через 20 лет.

Нельзя сказать, что все в руководстве страны не понимали к чему все идет. В 1965-1970 гг была предпринята попытка реформы известная как реформа Косыгина. Реформа не была такой радикальной как в Китае, но даже такая половинчатая встретила бешеное сопротивление значительной части партийного и советского руководства. Кроме того начался рост доходов от продажи нефти, что позволяло маскировать экономические проблемы. Из беседы Косыгина с главой правительства Чехословакии Штроугалом в 1971 г: «Ничего не осталось, все рухнуло….Реформу торпедируют. Людей, с которыми я разрабатывал материалы съезда, уже отстранили… и я уже ничего не жду»

И так отказ от назревших реформ партийным и советским руководством был первым и важнейшим шагом к уничтожению страны.

А теперь перенесемся в начало восьмидесятых годов. В моей жизни произошли серьезные изменения: закончил институт, начал работать, женился, появились дети. Серьезные изменения произошли и в экономике. Практически прекратился экономический рост. Внешне это выражалось в том, что многие товары, выключая продовольствие, на глазах становились дефицитом. Помню разговор у бабушки. Обсуждали то, что не стало хорошей рыбы, осталась одна треска. Но вскоре и треска стала дефицитом. Минтай и хек за хорошую рыбу тогда не считались. Иногда к нам приезжали родственники. Возвращаясь домой, они везли из Москвы мясо. Причем не в какую-то глухую деревню, а в Свердловск и Актюбинск. В Москве тоже были проблемы с продовольствием, но по сравнению с провинцией было гораздо лучше. Именно тогда появились знаменитые колбасные электрички, на которых жители окружающих областей ехали в Москву за продуктами.

К концу советской власти эта проблема приобрела уже крайнюю остроту даже в Москве. Прекрасно помню, как мы всей семьей ходили в магазин и занимали 4 очереди: я, жена и дети. В одной давали макароны, в другой рыбу, в третей колбасу, ну и так далее. Когда подходила очередь, продавцы выбрасывали фасованный товар в тележки и на прилавок как собакам, и народ бросался и выхватывал товар из рук друг у друга. Что уж говорить про талоны на спиртные напитки, на которые выдавались талоны и народ выстаивал в эти отделы огромную очередь.

Все это происходило на фоне совершенно отупляющей и хамской партийной пропаганды. Бетонными буквами «Народ и партия едины», «Партия наш рулевой», «Дело Ленина живет и побеждает», «Течет вода Кубань реки, куда велят большевики». Помню, возвращался в Москву из Астрахани на поезде. На домах вдоль железной дороги огромными буквами коммунистические лозунги: «Слава КПСС» «Да здравствует героический рабочий класс», «Да здравствует коммунистическая партия Советского Союза». На последнем доме какой-то шутник написал краской «Да здравствуют арбузы». Причем власть не испытывала тех проблем, которые испытывал народ. Спец совхозы в Крыму выращивали для них экологически чистые фрукты. Осетров к их столу подавали исключительно сибирских, а не пропитанных нефтью каспийских. На спец фермах разводили спец скот на мясо. Спец цеха выпускали спец продукты, включая алкогольные напитки и водку. А лечила их спец медицина. Интересно, что эту систему полностью сохранила и нынешняя власть. Корзинка с колбасой от Сечина Улюкаеву как раз из этой серии. Вы же не думаете, что эти люди будут питаться тем же фальсификатом, что и быдло.

Дальше наступил период смерти партийных старичков, которые управляли страной. Это были очень старые и тяжело больные люди. Брежнев после инсульта еще и плохо говорил. По слухам он просился на пенсию, но окружающие старперы были категорически против. В этом случае они теряли власть. Ни о каком реагировании на вызовы времени речи быть не могло. В таком возрасте большинство людей больше озабоченны регулярностью собственного стула, а не судьбами государства. Страна сползала в пропасть. Как –то так сложилось, что во время похорон очередного генсека я всегда был в операционной, окна которой выходили на знаменитое Ходынское поле. В советское время там было построено несколько авиационных заводов. Во время опускания гроба очередного генсека включались все заводские гудки. Каждый раз в окно операционной я наблюдал, как в это время поднимались в воздух огромное количество ворон и уносились куда-то с громким карканьем.

На нашем сайте есть несколько любителей диктатуры пролетариата. Что же, давайте посмотрим, в чем это диктатура выражалась на практике. После окончания института и интернатуры я получил распределение на Московскую скорую помощь. Одна вещь меня удивила практически сразу: зарплата водителя скорой помощи ощутимо превосходила зарплату врача, а тем более фельдшера. Кроме того водителю ежемесячно доплачивались так называемые носилочные деньги. Считалось, что если нет физически крепких родственников, то он должен нести носилки с лежачим больным. На деле врач и фельдшер таскали носилки ничуть не реже водителя, а среди водил были и такие, кто воспринимал просьбу об эвакуации носилочного больного как личное оскорбление, но это не имело значения. Водила был пролетариат, а у нас, как известно, его диктатура. Независимо от стажа и опыта врача он не мог угнаться за зарплатой водителя.

Другой, более наглядный пример был передо мной аж целых 8 лет, пока я работал в Онкологическом институте им. П.А.Герцена. Мой ежедневный рабочий путь пролегал через метро Динамо, далее до института пешком. Каждый раз, заходя в метро, я видел объявление, что требуется дежурная по станции с зарплатой 160 рублей. Моя была 130. Дежурная по станции стояла не перроне, и после посадки или освобождения вагона специальной палкой с кругом подавала знак о возможности отправки поезда. Вторая дежурная сидела и наблюдала за эскалаторами, в случае необходимости их включала или отключала. Сейчас эти должности, похоже, в метро ликвидированы. Как видим работа, не требующая ни образования, ни знаний. Но они тоже считались пролетариатом. Проходили годы, рос профессиональный стаж, иногда государство прибавляло зарплату, но всякий раз заходя в метро, я узнавал, что зарплата дежурной по станции тоже повысилась и, все равно, выше моей. Не изменила эту ситуацию даже кандидатская диссертация и только когда я перешел работать на кафедру и стал получать после 190 рублей 300, мне удалось сделать невозможное. В те времена зарплата профессора, заведующего кафедрой, полковника ВВС, и квалифицированного рабочего на оборонном производстве составляла около 400 рублей. Именно в то время я вывел железное правило диктатуры пролетариата: заработная плата обратно пропорциональна образованию. К слову, в то время в прессе даже велась дискуссия о том, что телевизоры и радиоаппаратуру должны ремонтировать инженеры, так как им надо платить меньше, чем рабочим. Примеров можно приводить много, но за неимением места оставим и эту проблему.

Следующую часть можно назвать маразм социалистической системы. Не думаю, что многие из нынешнего поколения знают, что автомобиль в Советском Союзе был больше роскошью, чем средством передвижения. В свободной продаже их почти не было, и действовала система распределения по организациям. СССР был единственной страной в мире, где подержанный автомобиль стоил на рынке дороже, чем новый. Если вы работали в системе связанной с властью, или обслуживали ее ( например Союз писателей), то вашим организациям регулярно выделялись новые автомобили Достаточно было купить один. Через 3-5 лет вы его перепродавали по цене превышающий новый автомобиль и на эти деньги покупали следующий. И так всю оставшуюся жизнь. Правда, хорошо? Только не тем, кто не имел доступа к кормушке и вынужден был покупать подержанную машину на рынке. Если даже вы могли купить новую машину, то надо было сразу гнать ее на сервис или к знакомому частному мастеру на так называемую протяжку. Дело в том, что многие болты и гайки были попросту до конца не закручены.

Мой брат, работавший в горбачевское время в ген консульстве в Польше рассказывал, как к ним пришла Волга с Горьковского автозавода. Она предназначалась для перевозки ген консула. По его словам, в контейнере лежали отдельно многие гайки, болты и целые не прикрученные части. Как он выразился, это был набор сделай сам.

Если вы останавливались у магазина, в который надо было зайти, то снимали с машины дворники и наружные зеркала, чтоб их не сперли. Существовало даже такое слово: скоммуниздить.

В общественной жизни маразма тоже хватало. В нашем институте, например, исключили из комсомола молодую сотрудницу за то, что она вышла замуж за иностранца. Иностранцем оказался болгарин. Заведующего одной из лабораторий уволили по представлению КГБ за то, что он читал книгу Солженицына, которую ему привез из-за границы брат. Можно продолжать и продолжать.

Отдельно надо бы отметить роль спецслужб в уничтожении страны, но слишком мало данных. Хотя на сегодня и известно, что Юрий Владимирович Андропов, единственный еврей (по отцу) в руководстве страны, собрал команду киллеров, среди которых были и Горбачев и Шеварнадзе и другие, сыгравшие выдающуюся роль в разрушении государства.

И так подведем итоги. Конечно, против Советского Союза работали могущественные силы. В его развал были вложены огромные деньги. Но это не главное. Страна была разрушена изнутри. В первую очередь тупостью и неспособностью отвечать на вызовы времени несменяемой престарелой коммунистической верхушкой. Огромную роль в развале сыграла неспособность власти обеспечить даже минимальный разумный уровень потребления и замещающий это потребление отупляющей пропагандой. Важным фактором было и то, что власть не испытывала тех же лишений, что и народ. Себя любимую она хорошо кормила и поила. Важнейшую роль в развале страны сыграла верхушка спецслужб.

К началу горбачевских времен коммунистический маразм уже достал народ. Власти почти никто не верил. С другой стороны маразма в коммунистическом Китае было даже больше, чем в Союзе. Мы хоть с воробьями не воевали. Причин для разрушения не было, были причина для серьезных реформ. В стране просто не оказалось ответственной элиты. И это, как покажет будущее – порок нашей страны независимо от общественного строя. И последнее. Кто-то на сайте Завтра в свое время писал, что если бы в Советском Союзе были Пятерочки, Дикси и строительные рынки, страна бы не распалась. Вполне возможно.

Часть вторая. Россия.

Капитализм, да и приход к власти Владимира Владимировича Путина я встретил, работая на кафедре в институте, переименованном вскоре в академию. Заведовал кафедрой профессор Алексей Владимирович Иванов. Человек он был необычный. Известный торакальный хирург. Одновременные операции на двух легких – это его заслуга. Характер у него был тяжелый. Кроме того он очень уж дружил с зеленым змием. Но была у него одна черта, которая меня поражала: невероятная способность к анализу. Причем к анализу не только научному, но и анализу любых, в том числе политических проблем. Казалось еще нечего анализировать, еще появляются легкие и непонятные дуновения ветерка, но он мог их объединить, проанализировать и сделать выводы.

Еще в те времена, когда только начиналось движение на север (африканцы в Европу, азиаты в Россию) он говорил, что это объективный процесс и его нельзя остановить. Особенно меня поразило, что когда Путин и его питерская группировка только пришли к власти он предсказал многое из того, что они совершат. К сожалению, я не могу развить эту тему, потому что человека нет в живых, а говорить от имени покойника последнее дело. Приписать ему можно любые слова. Скажу очень коротко. Меня поражает, как много в этих предсказаниях сбылось. В частности он говорил, что эти люди будут работать не столько в интересах государства, сколько в интересах своей группировки и своего кармана. Мы, более молодые сотрудники, спорили с ним и говорили, что это же чекисты, государственники. Этого не может быть. Профессор только посмеивался. Последнее, что хочу сказать на эту тему – это его уверенность в том, что правление этой группировки приведет к распаду России. К огромному сожалению, сегодня я с этим полностью согласен.

После таких разговоров я стал внимательно присматриваться к Владимиру Владимировичу. Как человек много лет сочетавший практическую работу с научной и обладающий, в связи с этим, определенным типом мышления, я долго ждал, что президент объявит цель своего пришествия на должность. Как в науке. Цель исследования, задачи исследования. Ждал напрасно. Либо нечего было сказать, либо цель такова , что о ней нельзя говорить. Дальше- больше. Оказалось, что большинство указов президента не выполняются, а он к этому относится, мягко говоря, странно. То есть никак. Приглядевшись внимательнее я понял, что это игра в хорошего царя (президента) и плохих бояр (правительство).

Я никогда не руководил крупным коллективом. В подчинении у меня было человек сорок в лучшие годы, не больше. Но я представить себе не могу, чтобы я отдавал распоряжения в подчиненной мне реанимации, а подчиненные их игнорировали. Все бывало, приходилось и пинками выставлять посторонних, начинавших командовать там исходя из административной должности. Я бы за такие вещи, которые позволяет себе правительство по отношению к указам и распоряжениям президента просто отрывал башку. Как самое гуманное – увольнял бы. Это же дискредитация власти. Но он не делает этого. Значит, есть какая-то причина.

Давайте посмотрим на конкретном примере, как это делается. Президент знает, что народ задолбала оффшорная аристократия. Он выступает и громко заявляет, что необходимо вернуть деньги из оффшоров в страну. Тут появляются как черти из табакерки Зюганов, Жириновский и прочие политики, которые говорят: «Ах-ах-ах. Какое счастье. Народ этого давно ждал». Шум, гам. Затем собирается правительство и, образно говоря, показывает президенту средний палец. Как это прикажете понимать? Президент молчит. У меня есть только одно объяснение. Президент и правительство разыгрывают спектакль по заранее согласованному сценарию. Опять хороший царь и плохие бояре. Особенно меня поразила ситуация, когда президент и премьер ездили на Дальний восток. Там и один и другой обсуждали возможность доставки рыбы и морепродуктов в европейскую часть России. И кончилось все это ничем. Очень хотелось им сказать: «Если вы даже этот вопрос не можете решить тогда уйдите. Народ найдет тех, кто знает, как доставить в Москву тихоокеанскую селедку и горбушу».

Примеры можно множить и множить. Осталось проверить одну вещь. В советские времена генсек мог нести любой бред. Система была такова, что все брали под козырек и неслись этот бред наполнять смыслом и содержанием. Достаточно вспомнить Хрущева с его кукурузой или Горбачева с массовой вырубкой виноградников. Интересно, а переделка Ту 160 в гражданский самолет будет выполняться. Будут ли на это затрачены миллиарды и миллиарды в СКВ. И если будут, то сколько бабла на этом будет распилено.

В последнее время в российской политике появилась одна странность. Геннадий Андреевич Зюганов сделал на удивление умный и тонкий ход. КПРФ выдвинула кандидатом в президенты человека объединяющего патриотические силы, вменяемых коммунистов и даже представителей малого и среднего бизнеса. Впервые появился общенародный кандидат. Зюганов наконец понял, что подобно китайцам надо строить рыночный социализм, а вот стратегические природные ресурсы необходимо национализировать и поставить на службу всему народу. И власть по- настоящему испугалась. Кандидата мочат во всех СМИ, на телевидении, в интернете. Нетрудно догадаться, кто в нашей стране может отдать приказ о тотальной диффамации. Воровская группировка, укравшая у народа природные ресурсы, конечно власть из рук не выпустит Они пойдут на любые фальсификации, если надо зальют страну кровью, но бабло не отдадут. Все повторяется, все как в конце советского периода. Несменяемая группировка, захватившая власть теряет адекватность и ведет страну к очередной катастрофе.

Как-то приснился мне странный сон. Среди поля под дождем на коленях стоял пожилой человек. Его довольно длинные седые волосы были мокрыми и спутавшимися. Струи воды стекали по лицу, на котором были видны бородавки. Лицо его мне показалось очень знакомым. Приглядевшись, я увидел, что по лицу стекает не вода, а слезы. Он тянул руки к небу и причитал: «Отец родной, хочу развития, развития хочу». Ветер уносил вдаль слова, и только эхо вдали повторяло: развития- ития- ия- я. Дальше была тишина.

1.0x