Пушкин в ЦДЛ. Часть I
Авторский блог Владимир Бушин 14:23 17 декабря 2018

Пушкин в ЦДЛ. Часть I

отверзлись вещие зеницы…
17

Четвертого декабря в Москве состоялся пленум Союза писателей России, посвященный шестидесятилетию его создания. Он состоял  из двух частей: было утреннее деловое  заседание, прошедшее в помещении Союза на Комсомольском проспекте,13,  и вечернее, которое правильнее назвать тожественным вечером  – в Клубе писателей на Большой Никитской.

Пленум предваряло весьма знаменательное  деяние по почину председателя Союза Николая Федоровича Иванова: на территории шолоховского Музея-заповедника в станице Вешенской силами Союза незадолго до юбилея был разбит большой фруктовый сад: посадили  60 яблонь и 35 груш. Яблони - это юбилей Союза, а вместе с грушами 95 деревьев – это в честь юбилея Ростовской писательской организации. Прекрасно! Саженцы лучших зимостойких сортов  нам подарил Федеральный научный Центр имени Мичурина. Там оказалось немало щедрых почитателей русской литературы. Уж какое им спасибо! Вот лет через пять взглянул бы на встающий  сад Михаил Александрович, послушал бы шелест его молодой листвы… Да еще если бы в компании с Григорием и Аксиньей, Макаром Нагульным  и дедом Щукарем, Давыдовым да бедовой Лушкой…

А съехались писатели в столицу со всех концов страны от Камчатки до Калининграда. Сейчас в Союзе больше 8 тысяч членов. Что ж, для 145-миллионной страны это не так уж и много, хотя во всем Советском Союзе, во всех вместе 15 его республиках «инженеров человеческих душ» было поменьше, и были они покрупней: Горький, Толстой, Леонов, Смеляков, Исаковский, Твардовский, Бондарев… Но вот что особенно печально и тревожно: среди этих  8 тысяч  насчитывается писателей до 35  лет, т.е. ровесников Лермонтова, Есенина и Шолохова, уже написавшего «Тихий  Дон», всего 4 %.  А 96% - ровесники или  уже старше Пушкина! И немало старше Толстого...

Многие делегаты рассказали с трибуны о жизни, о делах  в своих отделениях Союза. Немало в их речах было горьких слов о нынешнем трудном положении писателей: о сложности  издания книг, о ничтожных тиражах, о мизерных гонораре или о полном отсутствии его, о бытовых неустройствах… Но все-таки не везде так уж худо, кое-где власть поддерживает, помогает. И тут были названы имена высокопоставленных товарищей, думающих о писателях: губернатор Иркутской области Сергей Левченко, коммунист, мэр Новосибирска Анатолий Локоть, тоже коммунист,  губернатор Орловской области Андрей Клычков, опять коммунист, губернатор Белгородской области Евгений Савченко, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов…

Не так давно был такой случай. Английский актер Сэм Лессер, приехав в Ясную Поляну и все рассмотрев в ней, решил, что это очень подходящее место для создания Шекспировского театра, где  ставились бы пьесы английского классика на родном английском языке. Какая многозначащая перекличка двух гениев разных эпох! Какой прекрасный символ дружбы двух великих держав! Мистер Лэссер так загорелся своей идеей английского внедрения в усадьбу Толстого, что согласился работать в этом театре при месячном окладе всего  в 25 тысяч рублей. Сотрудница музея с толстовской фамилией  Вронская заявила, что все сотрудники с восторгом встретили замысел иноземца. В интернете можно прочесть, что посильное участие в деле приняли наши артисты и режиссеры – Сергей  Гармаш, Вениамин Смехов, Ингеборге Дапкунайте,  Елизавета Боярская, да тут ещё почему-то  и хирург Лео Бокерия…

Да, прекрасный планчик, бесподобный культуртрегерский энтузиазм…. Но вот ведь какая закавыка: Толстой не терпел Шекспира, считал все его пьесы несуразными, фальшивыми. Понятно, что об этом могут  не знать Гармаш или Смехов, но ведь, судя по делу, это неведомо и работникам музея! Да едва ли знает и министр культуры Мединский…Конечно, можно представить себе, что разгадку неприязни Толстого дают строки Леонида Мартынова:

Я жил во времена Шекспира,

И  видел я его в лицо,

И говорил я про Шекспира,

Что пьесы у него дрянцо.

И что заимствует сюжеты

Он где попало без стыда,

Что грязны у него манжеты

И неопрятна борода…

Но ненавистником Шекспира

Я был лишь только потому,

Что был завистником Шекспира,

И был соперником ему.

Толстой, конечно, соперник Шекспира, но еще и завистник? Вот что угодно думайте, но он его не терпел. Однако  нашлись люди, которые  хотят, чтобы близ родного дома Льва Николаевича и над его могилой на английском языке звучал бы совершенно нетерпимый им соперник… Я тогда написал в главную тульскую газету письмо в защиту вкуса и покоя нашего гения. В страхе мне даже не ответили. Статью напечатала «Завтра». Но не помню я, чтобы кто-нибудь из нынешних верноподданных Толстых, которых мы то и дело видим на экранах телевизоров, выступили в защиту своего великого прародителя. Как можно-с? Не случатся ли международные осложнения… А княгиня Марья Алексевна, что в Кремле? Не знаю, как и почему, но до сих пор англизация Ясной Поляны, слава тебе, Господи, не состоялась.

Но вернемся к пленуму…  Для своих друзей и помощников среди губернаторов писатели  учредили почетные звания, а их представителям были вручены памятные статуэтки выдающихся сынов России. Все это очень хорошо, но и тут закавыка: вручали статуэтку и Петра Столыпина, главы правительства при последнем царе Николае. Как было не подумать: а что об этой наградной статуэтке сказал бы тот же самый наш яснополянский коллега? Ведь  он вот как адресовался Столыпину: «Пишу вам об очень жалком человеке, самом жалком из всех, что знаю теперь в России…Человек этот – вы сами. Не могу понять того ослепления, при котором вы можете продолжать вашу ужасную деятельность…Вас каждую минуту хотят и могут убить, потому что уже  по теперешней вашей деятельности вы уже заслужили ту славу, при которой всегда, пока будет история, имя ваше будет повторяться как образец жестокости и лжи… Вместо умиротворения вы до последней степени напряжения доводите озлобление людей всеми этими ужасами произвола, казней, тюрем, ссылок…»

Вас могут убить… Как в воду глядел: ведь убили…

Можно понять нынешнюю власть, правительство, члены которого на свои кровные трудовые отгрохали памятник вешателю: им Столыпин родня, он их учитель. Но писателям-то к лицу ли христосоваться с вешателем русского народа? Да уж хотя бы тем из них, которые сейчас на пленуме  получили медали Лермонтова. Ведь это он бросил в лицо столыпиным своего времени:

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, гения и славы палачи!..

Ну, как же так –Шолохов и Солженицын, Лермонтов и Столыпин, Локоть и Савченко! Тогда уж еще и Пушкин да Чубайс, Достоевский да Жириновский?  Надо выбирать…

Но – дальше! На пленуме был начат обмен членских билетов, надо же разобраться с этими тысячами «пишущих единиц». Первые билеты были вручены писателям-фронтовикам Юрию Бондареву и Владимиру Бушину. Юрий Васильевич, к сожалению, не смог прийти на пленум, билет приняла его дочь Елена Юрьевна. А В.Бушин после вручения ему билета выступил у микрофона. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать "Завтра" в ленте "Яндекса"

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
17 декабря 2018 в 14:38

всё смешалось в доме облонских)

17 декабря 2018 в 15:22

Владимир Сергеевич,

Вы - наше всё сегодня! Восхищаюсь Вашей силой духа и физической крепостью, талантом публициста, писателя, поэта... "зачем удел мой слабый дар!".

Здоровья!!!

17 декабря 2018 в 15:53

Владимир Сергеевич, я надеюсь, Вы не будете возражать, если я присоединю ещё одну Вашу недавнюю и пронзительную публикацию

http://rospisatel.ru/bushin-beljajeva.htm


17 декабря - 40 дней ухода Лилии Ивановны Беляевой
Владимир БУШИН

ПРАВЕДНАЯ СОВЕТСКАЯ «СКАНДАЛИСТКА»


Встать бы здесь
гремящим скандалистом!..
Владимир Маяковский
Писательница Лилия Ивановна Беляева, мой старинный друг Лиля умерла сорок дней тому назад - 7 ноября. Такое впечатление, что при всей мучительности и тяжести её болезни она словно не могла умереть раньше, словно решила во что бы то ни стало прорваться к этому великому дню сквозь долгую изнурительную болезнь, увидеть его в последний раз и проститься. И прорвалась, и простилась. Она умерла в десять часов утра 7 ноября, когда на Красной площади начался парад в честь легендарного парада Сорок первого года. Хоть и стыдливый парад, но все же… Раза три мелькнуло советское красное знамя, один раз – даже портрет Ленина
На сайте газеты «Российский писатель» многие читатели, знавшие и не знавшие лично усопшую, а только читавшие ей книги и статьи, в том числе писатели, выразили свою сердечную боль, сказали много прекрасных душевных слов о Лилии Ивановне. Некоторые в память о ней вознесли молитвы. Как старый и, пожалуй, самый близкий друг ушедшей я всем говорю спасибо и низко кланяюсь.
У нас почти ко всему было одинаковое отношение, расходились мы с ней только в оценке Сальвадора Дали. Помню её последний телефонный звонок. Она говорила о великой просветительной и объединяющей роли в Советское время радио и кино.
- Помнишь, мы приходили в школу и радостно спрашивали друг друга: - Ты слышал, как вчера Игорь Ильинский читал «Старосветских помещиков»? А то о фильме «Заключенные»: - Как сыграл Астангов! «Мамаша, возьмите свою игрушку и запомните: это последняя краденная вещь в жизни Кости-капитана…»
Ах, если бы записать на пленку этот наш последний телефонный разговор!
А тем, кто вознес молитвы должен сказать: и за молитвы сердечное спасибо, но Лиля Ивановна не была верующей. Я думаю, что и в скорбные дни надо все называть своими словами. Не умолчу и о том, что иные дела церковников, такие, допустим, как их претензии на Исаакиевский собор в Ленинграде, не говоря уж о почитании некоторыми служителями церкви таких персон, как адмирал Колчак и генерал Власов, - это вызывало у покойной негодование и гнев.
Ныне некая недобрая сила немало делает для того, чтобы между верующими и неверующими возвести глухую стену и даже, представив неверующих людьми второго сорта, столкнуть сограждан. Мало им и без того широких трещин и разрывов в обществе, – таких хотя бы, как между богатыми и бедствующими. Тут особенно усердствует, одновременно тоскуя о крепостном праве и умиляясь тем, что домработница называет его барином, один известный кинорежиссер. Он не останавливается и перед тем, чтобы зачислить в свои единомышленники по этому вопросу Достоевского, который, конечно же, тут не причем. В русском обществе подобной стены никогда не было. Вместе жили, вместе трудились, вместе защищали родину.
Если Бог, по слову апостола Иоанна, это любовь, если Бог это сострадание, совесть и правда, то Лиля Беляева была куда ближе к Богу, чем многие нынешние скоропостижно верующие, такие, допустим, как историк Наталья Н., которая привезла в Москву свою веру из Нью-Йорка, из секретариата ООН, где несколько лет работала. Заодно привезла оттуда сожаление о том, что в русской истории были Ленин и Сталин.
Однажды Лиля Ивановна позвонила знакомому писателю К.
- Здравствуй! Как дела? Что делаешь?
- Что делаю? Умираю…
Оказывается, он тяжело болел и был один-одинешенек. Лиля бросила все свои дела, помчалась к больному, потом разыскала его бессовестных детей и заставила их помочь отцу. А было ей уже за семьдесят, не девушка с веслом… Спасти больного не удалось, но она сделала всё, что было в её силах.
В «Новом мире» печатался её роман «Скандалистка». Это о себе, это она сама была скандалисткой – бескорыстной, праведной, святой. Беляева родилась на Смоленщине в Дорогобуже, потом судьба и характер носили её по всей стране – Тамбов, Вологда, Южно-Сахалинск, Москва… И не скандалила она за справедливость и правду разве что только в Дорогобуже, где еще в школу первой ступени бегала. А стала бы скандалить за ближнего помянутая Наталья Н.?...
Да, святые скандалы в защиту справедливости, в поддержку униженных и оскорбленных Лилия Беляева закатывала всегда, как только начала писать. Но особенно буйные и свирепые – как только произошла контрреволюция. В Центральном доме литераторов она организовала клуб «Судьба человека», куда вытаскивала даже Ельцина. Иллюстрацией к заседаниям этого клуба могла бы служить знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Помните, там на первом плане справа двух объятых ужасом мужиков? Так это Ельцин и Чубайс.
Лиля была богато одаренным человеком, она еще и рисовала, особенно удавались ей собаки и лошади. У меня дома и на даче есть и собаки её и лошадь одна. Мне кажется, после 7 ноября у них стало совсем другое выражение…
Лиля любила вот это стихотворение, и нередко вспоминала его, даже читала мне по телефону наизусть:

Весь этот мир
от блещущей звезды
До малой птахи, стонущей печально,
Все этот мир
труда, любви, вражды,
Весь этот мир
трагичен изначально.
И никаких поблажек тут не жди,
А наскреби терпенье по сусекам
И зная всё, сквозь этот ад иди
И до конца останься человеком.

Лилия Ивановна Беляева всю жизнь прошла настоящим человеком, достойным нашей памяти.

17 декабря 2018 в 16:16

"А съехались писатели в столицу со всех концов страны от Камчатки до Калининграда. Сейчас в Союзе больше 8 тысяч членов. Что ж, для 145-миллионной страны это не так уж и много, хотя во всем Советском Союзе, во всех вместе 15 его республиках «инженеров человеческих душ» было поменьше...." --------- Лучше меньше, да лучше! Ленин прав!

По каким критериям человек получает удостоверение писателя? Восемь тысяч человек в союзе, но есть ли в написанном ими после разрушения СССР такие произведения, которые читать НУЖНО? Если читать можно, значит можно и не читать.

18 декабря 2018 в 14:26

Видно, что вы человек молодой и горячий, что лучше в сексе использовать, а не в писательской теме. И с этими вашими "можно" и "нужно" перебрали весьма. Не философствуйте без необходимости, тем более не обобщайте. Тут проколов у вас столько, что не сосчитать. А то, что вы их не видите - лишнее тому доказательство.

18 декабря 2018 в 14:34

Для Бушина съезд писателей - высшая мера! А мне на это плевать, потому что не верю я им, холуям подкремлевскозаборным. Нужно Путьку напрямую критиковать, а не через всяких Михалковых-Мединстких! Только вижу - слабо, и пороху, не хватает, это ему-то фронтовику... Что же о других тогда говорить, всяком плебсе, который с ветеранов-трусов образцы и мерки снимает? И ныряет облегченно в кусты...

18 декабря 2018 в 15:16

"...на свои кровные трудовые отгрохали памятник вешателю: им Столыпин родня, он их учитель. Но писателям-то к лицу ли христосоваться с вешателем русского народа?"

Каково такое читать киношному режиссеру Микитке - скалозубу, неустанно молящегося на образ, причислившего им же к лику святых, беса - Аркадия.

18 декабря 2018 в 19:05

Г-н Бушин хлестко прошелся по деятелям, хотевшим открыть в Ясной Поляне шекспировский театр и не знавшими, что Толстой не терпел Шекспира.

Но вот статья "Пушкин в ЦДЛ" с пушкинским же эпиграфом проиллюстрирована портретом Толстого.

А как Толстой относился к Пушкину?

"В самом деле, надо только представить себе положение такого человека из народа, когда он по доходящим до него газетам и слухам узнает, что в России духовенство, начальство, все лучшие люди России с торжеством открывают памятник великому человеку, благодетелю, славе России — Пушкину, про которого он до сих пор ничего не слышал. Со всех сторон он читает или слышит об этом и полагает, что если воздаются такие-почести человеку, то, вероятно, человек этот сделал что-нибудь необыкновенное, или сильное, или доброе. Он старается узнать, кто был Пушкин, и, узнав, что Пушкин не был богатырь или полководец, но был частный человек и писатель, он делает заключение о том, что Пушкин должен был быть святой человек и учитель добра, и торопится прочесть или услыхать его жизнь и сочинения. Но каково же должно быть его недоумение, когда он узнает, что Пушкин был человек больше чем легких нравов, что умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные". (с) Гр.Л.Н.Толстой. "Что такое искусство?"
https://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_15/01text/0327.htm

(Это я только "письменные" высказывания Толстого цитирую, а в записях собеседников графа встречаются высказывания куда похлеще...)

19 декабря 2018 в 01:44

Г. Barakhnin, по своему обыкновению, вырывает из контекста то, что ему удобно в данный момент.
Во-первых, начало и продолжение приведённой г.Barakhnin цитаты:
Начало:
"На днях еще заходил ко мне из Саратова грамотный мещанин, очевидно сошедший с ума на этом вопросе и идущий в Москву для того, чтобы обличать духовенство за то, что оно содействовало постановке «монамента» господину Пушкину."
И окончание:
"То, что богатырь и Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон были велики, он понимает, потому что и тот и другой могли раздавить его и тысячи ему подобных; что Будда, Сократ и Христос велики, он тоже понимает, потому что знает и чувствует, что и ему, и всем людям надо быть такими; но почему велик человек за то, что он писал стихи о женской любви,— он не может понять"
Из этого начала и этого окончания ясно, мнение каких "людей из народа" здесь выражает Лев Толстой, хотя сомнительно, что его собеседник, "грамотный мещанин из Саратова", с такими его воззрениями был осведомлён о Будде и о Сократе.
Далее, г. Barakhnin забыл сообщить также некоторые общеизвестные факты: Лев Толстой в детстве и юности писал стихи, но получалось у него это плохо, по его собственному утверждению - см. «Детство. Юность. Отрочество».
Это во многом определило его личное отношение к поэзии вообще - известнейшее язвительное высказывание Толстого: "«Писать стихи – все равно, что идти за плугом, приплясывая!».
Однако, вот описанное в воспоминаниях о нём, впечатление юного Льва Толстого от пушкинского "Евгения Онегина".
Толстому 17 лет, он едет "в соседнее имение Серговщину князя С. С. Гагарина покупать "тирольских телят". "Лев Николаевич остался ночевать у управляющего и на сон грядущий взял какую-нибудь книгу; оказался "Евгений Онегин". Толстой стал читать, прочел всего до конца и, окончивши, начал вновь перечитывать сначала. И не заснул всю ночь, читая до утра." (Стахович А. Клочки воспоминаний Толстовский ежегодник на 1912 год.)
Т.е., "чувственное" отношение к поэзии у Толстого было одно, а декларируемое им, особенно зрелым Толстым, "умственное" отношение было совсем другим.
Например, известно, что он любил Афанасия Фета, и как человека, и как поэта, десятилетиями переписывался с Фетом, дружески принимал его у себя, в "Ясной Поляне". И что же говорил Лев Николаевич о поэзии Фета в личных беседах?
Отрывок из воспоминаний о Толстом:
"Толстой: Например, известный вам Фет. Человек пятьдесят лет писал только капитальные глупости, никому не нужные, а его юбилей был чем-то похожим на вакханалию: все старались его уверить, что он пятьдесят лет делал что-то очень нужное, хорошее... И он сам в это верит. В этом-то весь комизм таких юбилеев.
Я: Но стихотворения Фета доставляют удовольствие, отвлекают человека от мрачной обстановки современной действительности...
Толстой (гневно перебивая меня): Это и худо! Во-первых, ничто не должно отвлекать человека от жизни. Он должен жить, и жить осмысленно."
(http://az.lib.ru/z/zhirkewich_a_w/text_0020.shtml)
То есть, У Льва Толстого было очень специфическое личное "умственное" отношение к поэзии вообще, а г.Barakhnin пытается выдать это отношение за впечатление от поэзии Пушкина, тем самым внушая не очень осведомлённым в этой области читателям ложные представления.

19 декабря 2018 в 02:57

Цитату оборвали как раз Вы. Вот этот фрагмент полностью:

"То, что богатырь и Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон были велики, он понимает, потому что и тот и другой могли раздавить его и тысячи ему подобных; что Будда, Сократ и Христос велики, он тоже понимает, потому что знает и чувствует, что и ему, и всем людям надо быть такими; но почему велик человек за то, что он писал стихи о женской любви, - он не может понять.

То же должно происходить и в голове бретонского, нормандского крестьянина, который узнает о постановке памятника, "une statue", такой же как богородице, Бодлеру, когда он прочтет или расскажут ему содержание "Fleurs du mal", или еще удивительнее - Верлену, когда он узнает про ту жалкую, развратную жизнь, которую вел этот человек, и прочтет его стихи. А какая путаница должна происходить в головах людей из народа, когда они узнают, что какой-нибудь Патти или Тальони дают 100000 за сезон, или живописцу столько же за картину, и еще больше авторам романов, описывающим любовные сцены.

То же происходит и с детьми. Я помню, как я переживал это удивление и недоумение и как примирился с этими восхвалениями художников наравне с богатырями и нравственными героями только тем, что принизил в своем сознании значение нравственного достоинства и признал ложное, неестественное значение за произведениями искусства. И это самое происходит в душе каждого ребенка и человека из народа, когда он узнает про те странные почести и вознаграждения, которые воздаются художникам. Таково третье последствие ложного отношения нашего общества к искусству.

Четвертое последствие такого отношения состоит в том, что люди высших классов, все чаще и чаще встречаясь с противоречиями красоты и добра, ставят высшим идеалом идеал красоты, освобождая себя этим от требований нравственности. Люди эти, извращая роли, вместо того, чтобы признавать, как оно и есть, искусство, которому они служат, делом отсталым, признают нравственность делом отсталым, не могущим иметь значения для людей, находящихся на той степени высоты развития, на которой они мнят себя находящимися".

Вывод Толстого недвусмыслен: "требования нравственности" выше "идеала красоты", и людям высших классов надо "признавать, как оно и есть, искусство, которому они служат, делом отсталым". Т.е. граф вполне солидарен с тем мещанином.

19 декабря 2018 в 03:04

А если конкретно про отношение Толстого к Пушкину...

"Пушкин, как поэт, имел значение в свое время. Большое значение, которого он теперь, слава Богу, не имеет. Все это стремление сделать Пушкина народным, привлечь народ к чествованию его памяти - все это одна фальшь. Пушкин для народа нужен разве только "на цыгарки"".
Д.В. Философов. "Толстой о Пушкине". "Русская мысль". 1910. №12.
http://dugward.ru/library/filosofov/filosofov_tolstoy_o_pushkine.html

Обратите внимание на "теперь, слава Богу, не имеет".

19 декабря 2018 в 09:49

Г. Barakhnin лишний раз подтвердил своими цитатами очень специфическое "умственное" отношение Льва Толстого к поэзии вообще и к поэзии Пушкина в частности.
Да и отношение к творчеству Пушкина у Толстого тоже было переменчиво в разные годы.
Из воспоминаний о Толстом:
«По моему мнению, Тютчев — первый поэт, потом Лермонтов, потом Пушкин. Вот видите, какие у меня дикие понятия... Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить... Сила Пушкина, по моему мнению, главным образом в его прозе. Его поэмы — дребедень и ничего не стоят. Тютчев как лирик несравненно глубже Пушкина»
Однако в другие годы Толстой пишет:
«В Пушкине... меня поразили Цыгане, которых, странно, я не понимал до сих пор», или «Цыгане прелестны, как и в первый раз, остальные поэмы, исключая Онегина, ужасная дрянь»
Ещё:
«Прочел Дон-Жуана Пушкина. Восхитительно. Правда и сила, мною никогда не предвиденная в Пушкине», или о статье Белинского о Пушкине - «Статья о Пушкине — чудо. Я только теперь понял Пушкина».
Лев Толстой менялся, менялась его жизненная философия, и его отношение к творчеству Пушкина в том числе.

19 декабря 2018 в 10:45

Спасибо, Нина - с интересом почитал об отношении Толстого к поэзии, к известным поэтам и к творчеству Пушкина.
=======================================
А Бушин, как всегда - великолепен.
Всем поклонникам Владимира Сергеевича Бушина, кто хочет увидеть его "живьём", так сказать, рекомендую посмотреть на сайте канала "Красная линия" передачу из серии "Телесоскоб" от 14 декабря этого года - я видел её на ТВ-канале "Красная линия" как раз 14 декабря.
http://www.rline.tv/programs/obshchestvenno-politicheskaya-programma-telesoskob/video-171870/
Видеть Бушина на ТВ - это такая редкость.
Там была длительная беседа ведущего о творчестве Солженицина с Владимиром Сергеевичем Бушиным и историком Александром Колпакиди.

19 декабря 2018 в 17:25

Вот именно: чем старше становился Толстой, тем хуже он относился к Пушкину.

19 декабря 2018 в 09:53

"Г-н Бушин хлестко прошелся по деятелям, хотевшим открыть в Ясной Поляне шекспировский театр и не знавшими, что Толстой не терпел Шекспира.
... А как Толстой относился к Пушкину?"
/Vladimir Barakhnin/

;) В данном случае это значения не имеет: ведь не пушкинский театр хотели открыть в Ясной Поляне.

19 декабря 2018 в 17:26

В данном случае статья "Пушкин в ЦДЛ" с пушкинским же эпиграфом проиллюстрирована портретом Толстого.

19 декабря 2018 в 18:19

НУ И ЧТО?
-----------------------
Надо думать ЦДЛ не место, где Пушкина не чтят.

))) Правда, Пушкин, может быть, и не присел бы на этой писательской грядке, где давали совместный концерт Ксюша Собчак и Дима Быков,
о чём поведала афиша, установленная в вестибюле ЦДЛ во время празднования юбилея В.С.Бушина.

Коллаж с черепом - эта иллюстрация явно относится к другой коллизии Толстой - Шекспир, а не Толстой - Пушкин, если последняя и была системной, а не эмоциональной выраженной по случаю дурного настроения писателя.