Авторский блог Иван Голубничий 06:22 28 марта 2024

Пространство смыслов

о книге Екатерины Глушик «Баловни судьбы»

Екатерина Глушик. «Баловни судьбы». – М.: Вече, 448 с.

Так сложилось, что современная отечественная проза тяготеет преимущественно к крупным формам. Литературный процесс отмечен главным образом романами, которые пребывают, что называется, на слуху, обеспечивая их авторам стабильное присутствие в информационном поле и, соответственно, интерес со стороны читателей. Сложно судить о причинах, по которым именно роман наиболее востребован сегодняшними издателями – возможно, крупные формы дают более обширные возможности для творческого самовыражения в условиях текущей эпохи, а может, причины в чём-то ином. Но необходимо отметить, что рассказы и новеллы, короткие повести и социальные очерки, составляющие значительную часть русского литературного наследия, сегодня публикуются главным образом в литературных журналах и иных периодических изданиях. А ведь малые прозаические жанры являются в нашей традиции системообразующими и обладают значительными возможностями, позволяющими выразить жизнь в её частных проявлениях, из которых состоит человеческое бытие в целом. Вышедшая недавно книга рассказов «Баловни судьбы» писательницы Екатерины Глушик возвращает отечественному читателю жанр рассказа в весьма достойном, талантливом, честном и добросовестном выражении.

В книге собраны произведения, на протяжении многих лет публиковавшиеся на страницах литературной периодики патриотического направления. Практически каждое из этих произведений в своё время было отмечено и оценено по достоинству читательской аудиторией, истосковавшейся по живому слову в условиях рыночной коммерциализации отечественной словесности. Будучи собранными в книгу, рассказы и повести представляют собой широкую и содержательную картину русского, российского народного бытия. Главное достоинство прозы Екатерины Глушик – это высокая степень художественной правды, содержащейся в её рассказах, некоторые из которых можно назвать небольшими повестями. Писательница хорошо знает жизнь, но не замыкается в этом знании, а продолжает постоянно исследовать действительность, внимательно всматриваясь в людские характеры и черты эпохи. Судьбу каждого из своих героев автор переживает как свою собственную, и именно поэтому все их жизненные мотивации представляются убедительными и достоверными. Екатерина Глушик в своём творчестве продолжает лучшие традиции русской советской литературы, осуществляя авторский замысел через действия и побуждения своих персонажей, проповедуя добро и справедливость не риторическими средствами, а исключительно созданием правдивых образов и жизненных обстоятельств.

Создавая свои рассказы, Екатерина Глушик не замыкается в рамках одной темы или одного сюжетного алгоритма, что нередко встречается у современных авторов. В её произведениях находят отражение и повседневная жизнь современного русского человека, замороченного суровой действительностью капитализма, и лирические истории, и авантюрно-детективные сюжеты, встречаются даже элементы фантастики. Но сколь бы причудливо ни развивалась логика повествования, всегда в основе рассказов Екатерины Глушик лежит искренняя человечность, стремление сделать мир лучше и чище. И если не всегда добро побеждает зло в сюжете рассказа, то высокая духовная мысль всегда озаряет перспективы и даёт шанс на лучшее. И в этом отличие прозы Екатерины Глушик от произведений многих современных писателей, удостоенных повышенного внимания со стороны СМИ и премиальных структур.

В своих рассказах Екатерина Глушик словно бы намеренно избегает лирических отступлений и отвлечённых рассуждений. Своё авторское послание к читателю она передаёт через конкретное жизненное содержание судеб своих героев. Некоторые рассказы написаны на стыке с художественным очерком, и в них отсутствие сюжета в традиционном понимании компенсируется пронзительной правдивостью описания мелочей и деталей русского бытия. Открывая перед читателем порой весьма тяжёлые для восприятия стороны жизни, писательница никогда не допускает преднамеренного сгущения красок, всегда оставаясь в пределах действительности, пусть даже порой и весьма суровой.

«То, что она приближается, стало понятно, когда умер брат. Это была не первая смерть в семье. Их, детей, в семье шестеро, Поля – младшая. Родителей схоронили одного за другим. Как и бабушку с дедушкой до того. Поля совсем маленькая была, но похороны помнит. На тех давних похоронах у неё были лишь страх перед скоплением людей и нетерпеливость: чего так долго все стоят у ямы? Поля канючила, дёргая маму за юбку: “Ну, пошли домой!” Мама сначала её уговаривала, а потом строго велела вести себя тихо. А горя тогда никакого у Поли не было! Вот когда машина сбила их дворовую любимицу собаку Ласку, Поля горько рыдала. А когда бабушку и дедушку хоронили – не плакала...»

Это фрагмент рассказа «Баловни судьбы», давшего название книге. В данном отрывке ярко выражена стилистика Екатерины Глушик и её способность воплощать образ мышления своей героини. С одной стороны – непосредственность и прямота, с другой – бережная экономность в отношении языковых средств: каждое слово несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку. Автор прекрасно владеет искусством выстраивать диалоги своих персонажей, при этом каждый из них обладает своими речевыми характеристиками и лексическим своеобразием.

В небольшом, но чрезвычайно ёмком предисловии к книге Екатерины Глушик знаменитая поэтесса Юнна Мориц очень точно выразила суть её прозы: «Екатерина Фёдоровна Глушик – прозаик, мастер короткого рассказа, где благодаря особенности её тайного внутреннего зрения и живописной речи безграничное пространство смыслов человеческой жизни, поворотов судьбы, трагических обстоятельств и фантастических спасений воплощается в несколько страниц короткого рассказа, чья сила превосходит множество современных толстых романов».

Именно секрет внутреннего зрения, т.е. яркий и своеобразный талант, позволяет писательнице, пользуясь традиционными стилевыми средствами, создавать небольшие произведения большой художественной силы. Очень важно, что в её творчестве короткая русская проза получила своё продолжение и развитие. Гармоничная эволюция русской литературы невозможна без сбалансированного развития всех основных жанров, среди которых жанр рассказа занимает одно из главных мест.

Екатерина Глушик принадлежит к тем современным писателям, которые своим творчеством возвращают литературу к её предназначению – правдиво и высокохудожественно отражать жизнь в её главных, бытийно значительных проявлениях, говорить правду честно и убедительно. Место книги «Баловни судьбы» в современном литературном процессе предопределено благодаря всем вышеперечисленным её качествам.

1.0x