Авторский блог Андрей Ирышков 11:40 2 октября 2013

Прошлое

Вы не так любите новое, как мы любим прошлое.

Вы не так любите новое, как мы любим прошлое.
Ничего не успели, ничего не доделали, не поставили точек, наметили только пути и ближайшие цели. Расставили вешки по полям – отсюда и до Альфы Центавра. Эскизно набросали мифологию. Часовни, памятные камни: «здесь будет БАМ» - тут и ТАМ. Подобрались вплотную к Общему Делу Фёдорова, религии Достоевского.
В начале было… Слово? Фабрики – рабочим? Землю – крестьянам? Что мы делали потом - десятки лет? Бумажному солдату не понять. Стойкому оловянному солдатику не рассказать. Как дыбилась шерсть шинелей. Как тяжелели сапоги идущих на берег Лены – в последний путь, последними шагами, седьмыми спутниками. Как пахла порохом последняя перловка. Только во сне, в управляемом, трезвом сне – прикоснуться, увидеть: те закрытые КБ, крашеные тёмно-зелёной краской до высоты виска, отделённые от белой штукатурки тонкой красной линией. Увидеть, как идут бело-зелёными коридорами, седыми прядями рифмуясь, молодые атомщики-ракетчики. Ужас и радость в глазах, холод в животах. И те кишки земли, вывернутые бесстыдно ковшами в угольных карьерах Сибири. И чёрные снега континентальных военных учений за полярным кругом, под новым радиоактивным солнцем: «наплевать!» - кричит танкиста рот весёлый, и зубы белеют, анонсируя череп – прекрасный череп советского человека, об который ломаются любые, самые титановые, самые оккультные циркули.
Но – обширно взял я, разбежались глаза. Пять Сталинских премий Шостаковича – звёздочками на дне бокала звякнули. Захотелось прищуриться, сосредоточиться, сфокусировать взгляд, выделить из толпы?
Что было потом – опять Слово? «Миру-мир»?
Хотели русские войны? Всё можно увидеть в одной улыбке: Андрей Ростоцкий, очередной «басмаческий» боевик, из «новых». От тех боевиков которых стонали мальчишки, пересказывая «а он ему ногой – и нож выбил, а у того револьвер – да не револьвер, а пистолет системы наган – маузер!». Вот, улыбается Андрей, говорит «зовут меня Голиков, Аркадий Петрович», а гранаты он с детства привык - с собой – не меньше двух. И – на взлёте…
Хотели. Если было – «Ни войны, ни мира!, то теперь - и войны! и мира!
Обрыв. Пусть говорят, что «экономика, джинсы, колбаса, эротика». Мы, мальчишки предкатастрофной Империи, свидетельствуем. Мы бежали в прошлое, насвистывая «Седьмую симфонию» Шостаковича, упоённо сражаясь за обе стороны, от бедра – веером из палки. В отчаянии, мы даже покачивали воображаемыми перьями на шляпах, теми же палками нанося увечья друг другу в мушкетёрских дуэлях. Мы рвали брюки на спонтанных занятиях по карате, давая отпор пиратам ХХ века.
Над нашими головами в Афган и обратно пролетали военные транспортники. В них летели наши отцы. И у некоторых из нас – не возвращались. Мой товарищ по играм, Абубекеров, тонко сделанный, персидско-миниатюрный, пересказывал мне свои разговоры с погибшим отцом – из сна. Из сна мы воспринимали сурово. И через минуты мы неслись опять воевать.
Мы не верили в близкое предательство.
У нас был Андрей Ростоцкий – десантник и комиссар.
И где-то, в потайном углу памяти, на дермантиновой лежанке плацкартного купе, тихим серебряным светом сталинский френч с глухонемой фотографии тревожил. Тревожил, обещая нам суровые испытания и отеческое присутствие. Заветное, магическое.
Когда не помогут мушкетёры и комиссары в пыльных шлемах. Когда слово «гайдар» приобретёт змеиный суффикс «овщина». Когда Ростоцкий погибнет. Когда погибнет Бодров. Когда пошлость не остановить яростью – яростным смехом подавится внутренний лирик.
Тогда я увижу серебряный свет той с той фотографии. Смотрите, смотрите: они все здесь, они вновь с нами, не только в памяти, но и на всех экранах, плазмах, мониторах страны. И судьба Человека переплетается с судьбой Резидента, и Председатель заклинает усталых женщин работать, рожать и любить, и Чистое небо над головой Коммуниста, и кубанские казаки с олимпийским мишкой… Все вернулись. И смотрят на нас.
И ждут, когда мы поймём. «Важнейшее из искусств» избрано высшими силами вновь, чтобы указать нам путь?
Мы неизбежно восстановим весь советский объём. Пройдём по этапам и космическим тропам. Это Общее прошлое, которого не было, которое – Будет. Это общее дело, исходящее из пылающей точки тоски, из самой глубины сердца. И пусть кричат «реванш» - мы напишем золотом по синеве небес: футуризм.
Это рвётся изнутри. Это живёт в младенцах. Она агукают по-советски. В их перевёрнутом правильно мире – колонны Дворцов Труда пронизаны светом и насыщены сиреневым ароматом свежевымытые полы евпаторийских курортов. В движениях порывистых – попытка ухватить хвост кометы имени Гагарина. Все они – маленькие Юры. В их улыбках таится Урбанский и Олялин. Каждый может услышать в звоне их погремушек Седьмую Симфонию Шостаковича. В нахмуренных лобиках – неевклидову геометрию БАМа и ДнепроГЭСа. А в двадцатилетних? Во всех двадцатилетних таится, ворочается, вырывается Сталин. В модниках – семинарист, в карьеристах – ссыльно-каторжный, в хулиганах – триумфатор Победы. Студентки – все как одна – пулемётчицы, Анки. Ночные ведьмы.
Не попадайтесь на удочки их позолоченных сумочек и речи, изобилующие цитатами французских извращенцев – это наносное, это мимикрия. Это слетит как пепел Хиросимы – при малейшем дуновении настоящего Северного ветерка.

1.0x