Авторский блог Илья Титов 00:20 8 февраля 2023

Пролетая над гнездом орлана

китайский аэростат над США

"Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ экспертизы китайской политики", — сказал бы Мао, взглянув на то, что творилось в международном медиапространстве прошлым летом, когда вашингтонская ведьма Пелоси слетала на Тайвань. Одни рассказывали о тонкой игре Пекина, другие утверждали, что дни председателя Си сочтены, а третьи — их почему-то оказалось больше всего — принялись трактовать произошедшее с позиций восточных традиций. Те самые рассказы о важности сохранения линьбяо, необходимости обретения чжоуэньлай и четырёх нефритовых драконах в лучах рассветного солнца на горе Утай — всё это оттуда. Правда, которую не хотели признавать любители легенд о шёлковых тиграх из реки Янцзы, состоит в том, что всё было предельно буднично: американцы провели мастерскую провокацию, на которую их оппонент не смог придумать достойный и соразмерный ответ. Китайцы обиделись и принялись искать способ подложить ответную свинью. В трактате "Искусство провокации" — ненаписанном сиквеле к своему главному труду — Сунь Цзы точно написал бы, что, вместо того чтобы лгать самому, куда мудрее будет заставить противника показать правду о себе.

2 февраля 2023 года в воздушном пространстве севера США появился аэростат, ранее пересёкший Канаду со стороны Алеутских островов на юг. Пока белый воздушный шар летел над землёй кленового сиропа и всеобщей эвтаназии, его уже успели подробно рассмотреть, выяснить его принадлежность и сделать выводы об уровне угрозы. Оказалось, что шар летит из Китая: то, что поначалу выглядело как конспирология и извечная привычка тех мест сваливать любые непонятные события на красную угрозу, быстро было подтверждено самими китайцами. МИД КНР сделал заявление о том, что шар действительно принадлежит Китаю, но "из-за обстоятельств непреодолимой силы ошибочно оказался над территорией США": ветром сдуло. Пока китайский НЛО летел над Канадой, это было просто недоразумением, небольшим инцидентом, временным следствием незначительной неполадки. Как только он пересёк границу США, влетев с севера в штат Монтана, это превратилось в страшную угрозу безопасности всего мира.

Ещё 1 февраля, до того, как аэростат появился в американском небе, Байден дал разрешение его сбить. Тем не менее сбит шар был только в ночь на 5 февраля по Москве. Случилось это к востоку от побережья Южной Каролины, то есть почти в 3,5 тыс. километров от точки входа в воздушное пространство так называемых "сопредельных Соединённых Штатов" — 49 континентальных территорий США, исключающих Аляску и Гавайи. Шар сбил истребитель F-22 с базы ВВС Лэнгли (той, что неподалёку от здания ЦРУ), что, как утверждается, стало для "Раптора" производства Lockheed и Boeing первым воздушным боем в принципе.

Вся суета вокруг воздушного шара стала главной темой месяца не только из-за навязчивого стремления американцев делать шоу из всего подряд и привлекать к себе внимание любой ценой. Белая точка в небе (при ближайшем рассмотрении обретавшая размеры шара, по словам ABC News, диаметром с три автобуса — в переводе с имперской системы мер это где-то 40 метров) ударила сразу в несколько болевых точек.

Во-первых, конечно, роль играет сегодняшний контекст. Скандал с шаром-шпионом (иначе аэростат американская пресса просто не называет) стал причиной отмены визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай. Этот визит должен был стать отправной точкой для небольшой разрядки в отношениях между двумя странами. Дело в том, что китайское направление политики администрации Байдена оказалось намного более суровым, чем у объявившего Пекину торговую войну Трампа. Это, к слову, никак не мешает республиканским публицистам обвинять Байдена в работе на Китай — точно так же "работавший на Кремль" Трамп вводил против России всё новые и новые санкции. Да, семейство Байденов активно работает с Китаем — примером тому служит тесная связь Хантера Джозефовича с китайскими предпринимателями, которым тот за скромное вознаграждение обеспечивал доступ к Джо ещё в бытность того вице-президентом. Или мутные схемы продажи топлива из американского стратегического резерва, которые оппозиционные СМИ описали, как сбыт Хантером нефти китайцам в момент американской нужды.

Словом, теорий вокруг работы Байдена на Запретный город ходит лишь немногим меньше, чем аналогичных разговоров ходило про Трампа и Кремль. Это не помешало президентской администрации ухудшить отношения с Китаем почти до низин 70-х годов. Многие эксперты называли указ Байдена о запрете поставок за рубеж полупроводниковых микрочипов и комплектующих для их производства. Указ этот, разумеется, был направлен против Китая, который развивал свою полупроводниковую промышленность, используя американские кадры и деньги. Тогда, в конце октября 2022 года, многие предрекали скорый крах китайской индустрии микрочипов и называли это самым болезненным ударом по двусторонним отношениям. Они ошиблись: китайские заводы продолжили клепать процессоры (хоть до передовых разработок TSMC они всё ещё недотягивают), а на жест злобной воли со стороны Вашингтона Пекин ответил демонстративной подготовкой к трюку, подобному тому, что они провернули в 2010 году. Тогда Китай обострил отношения с Западом, временно запретив вывоз редкоземельных металлов, мировым лидером по производству которых он является. Американцы, судя по поднявшемуся в их прессе вою, восприняли угрозу серьёзно: Fox рассказал, что американская военная промышленность встанет без китайских металлов, Politico сделал репортаж о какой-то шахте в Мохаве, которая снизит зависимость от них, а после этого на минувшей неделе все вместе принялись раскручивать чудесным образом найденное месторождение редкоземельных металлов в Швеции, которое вот-вот перекроет все потребности стран Запада. Словом, всё шло точь-в-точь по лекалам газовой ломки начала прошлого года. Визит Блинкена в Пекин, планировавшийся на 5–6 февраля, должен был положить конец этому повышению ставок. Но всё испортил один воздушный шар.

Во-вторых, и это куда интереснее сиюминутных политических коннотаций, аэростат сыграл и на другой, куда более звучной струне. Белый шар пролетел над Канадой и не слишком удивил любителей хоккея и оладий. Более того, точно такой же аэростат в те же дни обнаружили над Колумбией и Венесуэлой: латиноамериканцы посмотрели наверх, пожали плечами и пошли дальше заниматься своими латиноамериканскими делами. Лишь в США появление крохотного белого пятнышка в небе вызвало первобытный ужас и библейский страх. Не только из-за упомянутого стремления американцев драматизировать и на ровном месте лепить блокбастер, но и из-за их истории. Дело в том, что начинённые бомбами аэростаты над Западным побережьем тысячами запускали японцы в годы Второй мировой. В ответ на это крупные города и населённые районы Вашингтона, Орегона и Калифорнии ощетинились системами ПВО. В 1942 году, к примеру, зенитчики почти сутки доблестно воевали с шаром, застывшим где-то высоко: до китайского аэростата не достали даже современные средства ПВО, что уж говорить о противовоздушке начала 40-х — это вошло в историю под ироничным названием "Битва за Лос-Анджелес".

В добавок к этому американцы, как никто другой, усвоили в ходе Второй мировой методику уничтожения вражеских городов с воздуха. Война закончилась, а тревога осталась: с Тихого океана ждали нашествия советских десантников, которые высадятся из внезапно появившихся в небе сотен самолётов. А начало нового века принесло ещё один повод со страхом смотреть в небо: 11 сентября и международный терроризм. Технологический прогресс переместил образ Большого брата в стратосферу и в космос: тотальную слежку Eye in the Sky ("око в небе") жадных до личной информации граждан спецслужб в массовом сознании вело теперь откуда-то с высоты десятков и сотен километров. Во время холодной войны, кстати, США сами регулярно развлекались таким же: "случайно" запускали в советское воздушное пространство свои "метеорологические" аэростаты и ничуть не беспокоились уважением к чужому суверенитету. Словом, американцы, переворотившие полмира ради мирного неба над своей головой, этого самого неба стали бояться и ждать с него угрозы. Поэтому эта акупунктурная игла диаметром 40 метров была воткнута китайским доктором в чувствительный нервный узел — на это указала уязвлённая реакция американского общества.

Те же, кому исторический страх не помешал мыслить, тут же принялись раскручивать нужный взгляд на проблему. Победителями тут оказались республиканцы: по их словам, при Трампе такого бы не случилось. Не очень понятно, что бы сделал оранжевый Дональд: приказал бы ветру дуть в другую сторону, подкрутил бы гравитацию и уронил бы шар на землю, а то и вовсе перехватил бы его лично. Но пропаганда зашла публике на ура: внутри страны шар стал символом беспомощности администрации Байдена.

Пикантности ситуации добавлял тот факт, что штат Монтана, где китайский шар влетел в небо США, является местом расположения пусковых шахт ядерных ракет, то есть в представлении истеричной республиканской прессы друзья Байдена срисовали расположение и численность важнейшего ресурса сильнейшей армии планеты. Коллективного Трампа понесло: шокирующие откровения поведали публике, что из-за бессилия Байдена такие шары летают над Америкой чуть ли не каждую неделю, а вот при Трампе они не летали, так как Си боялся Дональда. Лояльная демократам пресса в ответ гнула свою линию: шар, дескать, не сбивали над сушей из-за угрозы падения обломков (ну вы знаете эти безумно опасные обломки воздушного шара) на людей или лесные массивы, зато стоило ему появиться над Атлантическим океаном, он тут же оказался сбит. Это лукавство было рассчитано на совсем наивных: аэростаты летают слишком высоко, чтоб до них доставали средства ПВО, самолёты на такую высоту не взлетают, а высокоточным ракетам просто не на что навестись: оболочка шара не отражает радиоволны и не нагревается для термонаведения. Разговоры об исключительной заботе о природе и гражданах имели смысл лишь на последнем этапе полёта, когда шар летел на досягаемой высоте, но над густонаселёнными районами. То, что аэростат сбили над океаном, тоже добавило веса теории о китайском агенте в Белом доме: по словам консервативных публицистов, это было сделано для того, чтоб замести следы, уничтожить улики и чуть ли не доставить ценные разведданные в Пекин. Тот факт, что если разведданные были так важны, китайцы могли просто отправить за ними спутник (как, собственно, и делают), ничуть не волновал обличителей китайского влияния в американской столице. Шар, будь он послан специально или же действительно залетел туда нечаянно, стал посланием.

Загадочные и непознаваемые китайцы становятся на удивление понятными и знакомыми, если не пытаться искать в них загадку, а применять к ним те же нормы, что мы применяем сами к себе. Вот и совершенно объяснимая и логичная китайская обида на визит Пелоси наложилась на важные события внутренней китайской жизни. Во-первых, съезд КПК в октябре наметил поворот в сторону огораживания от США. Группы элит, завязанные на Вашингтон, были отодвинуты от управления — это выразилось не только в кадровых перестановках, зачастую довольно неожиданных, но и в показательных жестах вроде картинного выпроваживания дедушки Ху под белы рученьки из зала заседаний. Визит Блинкена в Китай в начале февраля должен был стать лебединой песней этой фракции: их сменщики вступают в полномочия в начале марта.

Китай всегда привыкли видеть как глобальную силу, чуждую любому радикализму, старающуюся угодить каждому и сохранять нормальные отношения сразу со всеми. Но ужесточение враждебной риторики, резкие и болезненные санкции, торговые войны, кризисы и подорвавшая экономику эпидемия вынудили Китай отказаться от старого подхода. В пределах нескольких дней пошли две новости: об отмене поездки в Пекин госсекретаря США и о подготовке визита в Москву министра иностранных дел КНР. Визит должен состояться в 20-х числах, и именно его точная дата станет индикатором намерений Пекина: встреча с российским руководством 23 или 25 февраля станет дежурной рабочей процедурой, но визит Ван И именно в годовщину начала СВО станет политическим жестом, настраивающим на новый лад в преддверии целого ряда событий. Например, начала полномочий нового руководства страны, восстановления экономики Поднебесной после ковидной политики "нулевой толерантности" и возвращения авиасообщения между Россией и Китаем. Пока же всё происходящее стало выглядеть китайским политическим жестом и для США: на фоне многочисленных заявлений о недопустимости нарушения американского суверенитета (главное из которых сделал всё тот же Энтони Блинкен) вновь пошли слухи о подготовке визита на Тайвань спикера Палаты представителей. На этот раз вместо Нэнси Пелоси полетит республиканец Кевин Маккарти, что должно заверить власти острова в том, что Америка своих не бросает. США готовят сиквел своей блестящей провокации, но из-за вторичности и того, что серый пиджак Маккарти и вполовину не так ярок, как ботоксная психопатка Пелоси, эффект от неё будет куда слабее.

К слову, про Тайвань: история с аэростатом дала отличный повод многочисленным разжигателям сделать свои заявления и оказаться услышанными. Так, директор ЦРУ Уильям Бёрнс объявил, что по данным его конторы Си Цзиньпин уже раздал своим генералам указания напасть на Тайвань к 2027-му. Министр иностранных дел острова Джозеф Ву назвал ту же цифру, предсказав в качестве мотива для атаки отвлечение от внутренних проблем КНР. Им вторил Филипп Дэвидсон, бывший адмирал и глава индийско-тихоокеанского командования, который на неделе побывал на Тайване. Словом, суета вокруг аэростата стала удобным поводом не только для республиканцев в очередной раз поворчать по поводу того, какой дедушка Дональд хороший был вождь, но и для различных "ястребов" — хищно повизжать в направлении западной части Тихого океана.

Китайский шар при всём том, что упрекнуть Пекин формально действительно не в чем, поднял на свет массу американских истерик и внутренних дрязг. Дело не в технической неспособности сбить аэростат — есть мнение, что в подобной ситуации обнаружила бы себя любая страна мира. Давление на врага умелым вбросом, подталкивание его к медийному накручиванию самого себя, хитрый ход, вынуждающий его раскрыть свои слабости и страхи, — вот настоящее искусство провокации.

1.0x