Авторский блог Наше Завтра 00:30 18 ноября 2021

Александр Проханов "ЦДЛ"

Проханов Александр. ЦДЛ : роман ; Оплавленный янтарь : стихи. — М. : Вече : Наше Завтра, 2021. — 352 с.

Романы Александра Андреевича Проханова можно считать его личной летописью отечественной истории после Второй мировой войны. И эта история разворачивалась не только на территории Советского Союза или во множестве зарубежных «горячих точек», где писатель бывал лично и видел всё происходившее там своими глазами, чувствовал собственным сердцем, — она разворачивалась и в его памяти, в его снах, в его фантазиях, и даже в галлюцинациях.

То ли образы, то ли призраки классиков советской литературы: Максима Горького, Исаака Бабеля, Александра Фадеева, Константина Симонова, Александра Твардовского и многих других, — живут в стенах Дубового зала Центрального дома литераторов, бывшего особняка князя Святополк-Четвертинского в Москве. Виктор Ильич Куравлёв, «сорокалетний» писатель, alter ego автора, празднует с друзьями-товарищами в этом зале выход своего нового романа, ещё не представляя, в какие жизненные, политические и исторические водовороты ввергнет его успех этого произведения, участником каких испытаний и конфликтов ему предстоит оказаться.

Главный герой романа, привыкший быть и чувствовать себя победителем, терпит поражения не только в зримых и незримых боях «с превосходящими силами противника», которые захватывают его земную Родину и уничтожают Родину небесную — он терпит поражение и в своей любви к женщине, которая оказывается его личным раем, но чужой женой — женой боевого офицера Советской Армии, под чьим «крылом» Куравлёв оказался в своей афганской командировке и чьим героизмом не мог не восхищаться.

Финальный пожар в ЦДЛ и улетающие из него призраки писателей — явная аллюзия на роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита", только прохановская Маргарита-Светлана гибнет в автокатастрофе на горной турецкой дороге, а сам Мастер, почти сломленный горечью всех утрат, с трагической ясностью осознаёт своё бытие не как личное достояние, а как часть истории своей семьи, своей страны и своего народа, которую нужно во что бы то ни стало передать следующим поколениям.

Эту миссию Проханов, насколько хватало сил, и выполнял после 1991 года. А его стихи из "Оплавленного янтаря" — своего рода поэтический эпилог к прозаической исповеди.

Я был солдат. Я жизнь провёл в сраженьях.

Моих утрат не взвесить на весах.

Я потерпел земное пораженье,

Но одержал победу в небесах.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x