Авторский блог Наше Завтра 12:59 19 ноября 2021

Александр Проханов "День"

роман о народном восстании

Проханов Александр. День : роман. — М. : Наше Завтра : Вече, 2021. — 384 с.

Роман "День" — продолжение романа "ЦДЛ"; они объединены и общим главным героем — писателем Виктором Ильичом Куравлёвым, и мотивом поражения, которое становится зерном будущего возрождения России, и временем — если "ЦДЛ" завершается крахом ГКЧП, то "День" описывает дальнейшие события до расстрелов «чёрного октября» 1993 года, разгрома редакции одноимённой газеты и создания газеты "Завтра", без которой невозможно представить себе политическую жизнь нашей страны. В отличие от всё-таки «камерного» романа "ЦДЛ", "День" весь — в окопах Приднестровья, на улицах и площадях Москвы, у стен Дома Советов…

Почти все, кто бился тогда в столице России за восстановление Советской власти и единой страны, узнаваемы и названы своими именами: Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой, Альберт Макашов и Сергей Бабурин, Владислав Ачалов и Виктор Анпилов, Станислав Терехов и отец Дмитрий Дудко, Эдуард Лимонов и Александр Баркашов, академик Игорь Шафаревич и Александр Невзоров, писатели Валентин Распутин, Дмитрий Балашов, Владимир Крупин, адвокат Михаил Кузнецов и «приднестровец» Вадим Шевцов — он же бывший рижский омоновец Владимир Антюфеев, соратники Проханова по редакции газеты "День" Николай Анисин и Владимир Бондаренко, Александр Дугин и Евгений Нефёдов, Шамиль Султанов и Владислав Шурыгин, множество ярких людей «из народа», осветивших собой трагические дни восстания против ельцинизма.

«Иных уж нет, а те — далече…» В том числе — далече от себя самих той поры. Но на страницах романа все они ещё живы, полны сил и эмоций, веры, надежд, ненависти и любви. Все захвачены единым вихрем истории. Точно так же, как персонажи из противоположного идейно-политического лагеря: «демократы», «либералы», хищники-убийцы, новоявленные «хозяева жизни», властители «новой России» и их кураторы из США, Израиля и других стран «цивилизованного мира». А ещё — сонмы тех, кто считает: «вовремя предать — значит предвидеть», оправдывая себя тем, что «не мы такие — жизнь такая». Всё это множество людей переживает зенит дня своей жизни, и новая любовь главного героя, Зоя (с греческого — «живая»), чьи синие глаза иногда становятся золотыми, символизирует этот переход от полуденной небесной лазури к золоту заката и к рассвету нового дня. Через смертную ночь.

Конечно, весь роман "День" — словно одна грандиозная метафора, и в нём реальные рязанские леса в гостях у Владимира Личутина заменила «баржа мёртвых», вывозившая из Москвы сотни трупов погибших защитников Советской власти, и среди них — чудом выжившего, спасшегося от смерти, воскресшего главного героя.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x