Авторский блог Александр Андрух 15:28 23 мая 2018

Принцип соответствия или не привыкнуть бы к предательству

"принципами европейской политики России всегда было спасение погибающих, верность договорам и союзникам..."

Принцип соответствия является одним из основополагающих основ бытия и действует он в самых разных своих проявлениях. Ну, скажем, - то, что касается каждого, - в законе соответствия субъективного содержания объективному наполнению, который в своё время был сформулирован вашим покорным слугой, и который гласит о том, что невозможно любому существу, имея определённые душевно-духовные наработки, оказаться в предметном бытии, которое бы не находилось в соответствии и согласовании с этими самыми душевно-духовными качествами. И такое положение в частности вполне соответствует фундаментальной вселенской заповеди Христа: "Какой мерой мерите, такой и вам будет отмерено", т.е. всеобъемлющему принципу справедливости. Словом, всё в этом подлунном мире имеет структурное подобие-аналогичность, которое зиждется на внутреннем сродстве, откуда вытекает иерархическое строение всего и вся. Ведь субъективное содержание каждого деятеля предполагает постоянную динамику пополнения и расширения этого содержания, а, следовательно, и не прекращающуюся подстройку его носителя под внешние факторы, т.е. под то объективное окружение, которому он стал соответствовать в силу такого расширения (вот тут в свете всего этого не избежать в личностном плане и не пройти мимо теории вечности прохождения каждым из нас жизни не только в смысле эсхатологической перспективы, но и в самом прямом смысле реинкарнации, но то уже иной разговор).

Это и есть подспудная пружина процесса эволюции. Однако, если в животном мире она носит чисто естественный, т.е. натуралистический характер и работает по схеме: усваиваешь и обрабатываешь информацию об окружающем мире > тем самым в силу этого роста объёма информации повышаешь свой иерархический уровень и расширяешь собственную субъективность, усложняя её качество > автоматически происходит трансформация плоти в сторону её совершенствования, то у человека включается уже сверхъестественный, то бишь метафизический фактор, заключающийся в моральной составляющей, которая в зачаточном виде проявляется уже у высокоразвитых животных, а у человека постепенно начинает становиться превалирующей. И именно благодаря этой составляющей, человек уже несёт ответственность за свои деяния! Животные безответственны за свои действия – у них нет этого дамоклова меча, им выше головы хватает проблем по физическому выживанию. Не так у нас с вами. Дело обстоит даже ещё серьёзнее, ибо не только дела, но даже мысли (их качество и направленность) имеют значения и влекут за собой те или иные последствия! Не зря ведь в Библии сказано, что "каждым словом своим оправдаешься, и за каждое слово своё дашь ответ"! И понимание такого положения прежде всегда было и всегда учитывалось людьми в самых разных обстоятельствах и сферах жизни: в быту, в искусстве, в производственных отношениях, в политике и др. Было, но совсем не уверен, что есть сейчас. Судя по тому, что теперь происходит вокруг нас – скорее нет. Ведь диву даёшься, что вытворяют сильные мира сего в своём раже наживы, славы, дешёвой популярности! Не моргнув глазом, несут разруху, реки крови, голод, иные беды, то бишь сеют ветер, не ведая, что пожинать придётся бурю! Утопают в пресыщении, роскоши и разврате. И если, как говорилось выше, в былые времена о пагубной сути этих разлагающих вещей знали и мудрецы, и простой люд (об этом чуть ниже), то пришла эпоха, когда о таких вещах никто даже не помышляет, а возможно, даже и не подозревают об их существовании!

В свете этой установки рассуждения о русских и русскости, о нашем месте во вселенском человечестве ведутся издавна, доходят они порой до горячих споров и жарких дискуссий. А всё по той, томящей душу, причине, что русский народ до сих пор не может осознать и понять своего предназначения, уловить и прочувствовать свой путь, разобраться в причинах некой душевно-духовной изоляции его от остальных наций и народностей. И лучшим подспорьем каждому, кто хотел бы проникнуть вглубь этого архиважного вопроса, лучшим ориентиром, доставшимся всем нам по духовному наследству прошлого, является то неисчерпаемое философское наследие, которое, господа-товарищи, как ни крути, необходимо изучить и осмыслить, дабы понять: кто же мы? Что собой представляет народ русский? Азиаты мы или европейцы? А может быть – ни те, ни другие? Зачем существуют, и не просто существуют, а занимают огромные географические пространства, русские люди?

Уже давно утверждаю, что в таких вопросах не может быть случайностей. Бог не сторонник случайностей, то бишь хаоса, и не мог Он просто так, за здорово живёшь, наделить наших русских предков столь обширными территориями, необъятностью и сложностью русской души, да и вообще всем тем, что может характеризоваться определением Дмитрия Карамазова: "Широк русский человек! Я бы сузил…". Но, вот, в том-то и дело – не сужается! (Или, точнее, не слишком сужается, не так, как некоторым хотелось бы). Следовательно, в этом есть особый смысл, план! Значит, в самом этом факте огромности кроется некий символ, вещающий всем нам о нашей коллективной неоднозначности, неоднолинейности, о нашем особом предназначении, о расчёте Высших Сил на Россию, которому свято-почётно и должно соответствовать! Которым не бравадятся, как это делает ограниченные и настораживающе недалёкие лидеры известной "исключительной нации".

Повторяю, таким предназначением, которое чувствуешь в себе, не бравадятся – это просто носят в сердце, передают своим детям, это проявляется в делах, а не в пустословии. Это то, что осмысливается в душе, в мыслительной тиши, то, чем делятся с самыми близкими, а если выносят на всеобщее обозрение, то осторожно, как сокровенное… И если не разберёмся в этих экзистенциальных вещах, если утратим тот стержень, что роднит нас всех и делает единым народом, то грош нам цена, утратим и профукаем всё, за что предки терпели лишения, проливали свою кровь (а на осколках некогда великой страны проливают её прямо сегодня, в этот час!), отстаивая и защищая, отдавали свои жизни!

Если верить нашему пророку М.Ф. Достоевскому, то многие недостатки, но зато и многие достоинства русского человека объясняются невыработанностью характера и формы поведения. У русского человека, говорит Достоевский, - «широкий всеоткрытый ум» ("Дневник писателя" 1876, февр. 1, 2). "Русские слишком бо­гато и многосторонне одарены, чтобы скоро при­искать себе приличную форму" ("Игрок"). В самом де­ле, четкая форма появляется там, где началась специа­лизация, где из многих возможностей избрана одна определенная и на ней сосредоточены все силы, так что в одной, сравнительно ограниченной области, получается высокая степень развития, но при этом остальные способности отмирают, многосторонность молодости исчезает, наступает возмужалость и ста­рость. Таковы западные европейцы; они - старики. Наоборот, "мы, русские, - говорит Достоев­ский, - народ молодой; мы только что начинаем жить, хотя и прожили уже тысячу лет; но большому кораблю большое и плавание" ("Дневник писателя", 1876, февр.). Ввиду широты русского ума и характера Достоевский уверен, что христианский дух выразится в способности выработать синтез всех противоположных идей и стремлений, разделяющих народы Европы, откуда получится не только теорети­ческое, но и практическое примирение всех разно­гласий. В 1861 г. в журнале "Время" Достоевский писал, что основное стремление русских людей есть "всеоб­щее, духовное примирение". "Русская идея станет со временем синтезом всех тех идей, которые Европа так долго и с таким упорством вырабатывала в от­дельных своих национальностях"…

Достоевский говорит: "политика чести и бескорыстия есть не только высшая, но, может быть, и самая выгодная политика для великой нации, именно потому, что она великая" ("Дневник писателя", 1876, июль-авг.). Россия именно и ведет себя, как великая нация. "Россия, - говорит Достоевский, - никогда не умела производить настоящих своих собственных Меттернихов и Биконсфильдов, напротив, все время своей европейской жизни она жила не для себя, а для чужих, именно для общечеловеческих интересов". Бескорыстие ее часто напоминает рыцарскую природу Дон-Кихота. "В Европе кричат о "русских захватах, о русском коварстве", но единственно лишь, чтобы напугать свою толпу, когда надо, а сами крикуны отнюдь тому не верят, да и никогда не верили. На­против, их смущает теперь и страшит в образе Рос­сии скорее нечто правдивое, нечто слишком уж бескорыстное, честное, гнушающееся и захватом и взят­кой. Они предчувствуют, что подкупить ее невозмож­но и никакой политической выгодой не завлечь ее в корыстное или насильственное дело" ("Дневник писателя", 1877, февр.).

Не так давно появилась брошюра проф. Спекторского "Принципы европейской политики России в XIX и XX веках". В ней он, опираясь на множество фактов, доказывает, что Россия всегда руководилась преимущественно политикою принципов, тогда как западные государства вели политику интересов. "Принципами европейской политики России было спасение погибающих, верность договорам и союзникам и солидарный мир"! И эта бескорыстная поли­тика соответствовала духу самого русского народа. Так, после одного из наводнений в Петербурге, 7 ноября 1824 г., в народе шли толки, что это бедствие есть возмездие за грех неоказания помощи единоверцам грекам, восставшим против турецкого ига. Русско-турецкая война 1877-78 гг., имевшая целью защиту право­славных славян, была поддержана сочувственным дви­жением широких народных масс. В связи с этим, несколько слов об отношении Достоевского к войне. Христианство, считая войну злом, признает, однако, что есть другие виды зла, еще худшие, и потому допускает в борьбе с ними войну, например, для спасения народа, погибающего от на­силий хищника-завоевателя. "Война из-за великодушной цели, из-за освобождения угнетенных, ради беско­рыстной и святой идеи лечит душу, прогоняет позор­ную трусость и лень", укрепляет "сознанием самопожертвования", сознанием исполненного долга и со­лидарности всей нации ("Дневник писателя", 1877, апр. см. также письмо № 353).

Дух России Достоевского не был утрачен и её преемником СССР, пусть и выкристаллизовывалось это в кровавых родовых муках, которые естественны появлению всего нового. И единственное, но такое важное, различие между двумя великими государственными формированиями состояло в отречении Советского Союза от православия. Но и здесь не всё просто. Ведь не мог же, в самом деле, народ, вся глубинная сущность которого состояла в вере православной, отказавшись от этой веры, оставить незаполненной такую огромную прореху! Это убийственный нонсенс! После такого не выживают! В силу этого, образовавшийся вакуум был до конца заполнен тем началом, которого не могла дать даже сама вера Христова, хотя усердно и проповедовала, предвозвещала о нём! Этим началом для людей русских (советских) стали принципы справедливости, равенства, братства! Это тоже было своего рода верой! Причём, верой непоколебимой и крепкой. Такой, что позволила стране выйти в небывало короткие сроки в число самых передовых держав, позволила поднять на небывалые до того высоты планку промышленного производства, сельского хозяйства, армейского оснащения и воинского духа, науки, культуры, образования, спорта и культуры физической! Позволила, наконец, одолеть очередное страшное нашествие европейских полчищ в Великую Отечественную войну! Не могли люди, ни во что не верующие, массово проявлять ратный и трудовой героизм, как это делали наши советские люди, наши деды и отцы! Просто вектор веры был смещён с сакрального своего направления на направление большей мерой материальное! Просто базовые понятия приобрели иной смысл! Но генеральное направление, основной курс был неизменно русским – построение справедливого, не бывшего ещё в истории, социально направленного государства! Это-то и вменялось нам в вину. Этого-то и не могли нам простить зловещие силы мирового демонизма. Изрядно поднапрягшись, силы эти бросили все свои резервы в направлении любой ценой разрушить столь опасное для самого их существования образование. И они в этом преуспели! Им удалось (каким образом – вопрос непростой и объёмный) переформатировать большую часть народонаселения таким образом, что перестало оно воспринимать и осознавать ту грандиозность миссии, стоящей перед великой страной! Люди, для которых Загнивающий неспроста распахнул свои двери, перестали чувствовать себя частью великой державы. То есть произошло смещение и утрата соответствия их естества и естества того государственного образования, что издревле зовётся Русью, Россией! Это очень тревожный знак! Почти позабыт принцип политики помощи слабым, вспомним растерзанную Югославию, преданную Кубу и другие страны бывшего социалистического лагеря. Истекает кровью в неравной борьбе Донбасс… Россия выражает озабоченность, Россия выжидает, просчитывая варианты последствий для неё… Как бы не привыкнуть к предательству – ведь этим будет де факто утвержден последний шаг к началу обрушения бывшей великой страны…

Но есть и Божий суд, есть вмешательство и помощь свыше! Может незаметно подступило время лишь на неё уповать и надеяться?..

1.0x