Авторский блог Борис Сергеев 13:59 24 июля 2018

Президент без лица

Политическая жизнь за гранью морали

В среде тех, кто время от времени вспоминает о желательности наличия в России «духовных скреп» и время от времени сожалеет о моральном упадке Запада, как-то не очень принято приводить примеры, показывающие стандарты чести, принятые на Востоке. Между тем, даже новостная лента приносит оттуда весьма поучительные сообщения.

Так, японский парламентарий Мицуо Коидзуми после посещения местной поликлиники решил выразить в социальных сетях свою оценку качеством обслуживания. В частности, парламентарий был раздражён организацией оплаты медицинских услуг: для оплаты его пригласили, назвав вначале номер его очереди и только потом имя; при этом он вынужден был идти к окошку кассы, хотя господин Коидзуми ожидал, что сумма в 150 долларов, которую он платит, предполагает, что кассир сам подойдёт к нему, поблагодарив парламентария за выбор их поликлиники. В результате пациент оскорбился настолько, что ушёл не заплатив. Эмоции, конечно, прошли и медицинский счёт был оплачен на следующий день. Тем не менее, в ходе обсуждения выяснилось, что читатели (они же – избиратели) активно критиковали поступок господина Коидзуми, так что парламентарий был вынужден собрать пресс-конференцию, где публично извинился за поведение, недостойное общественного деятеля. Вскоре после этого господин Коидзуми совершил самоубийство.

И ещё одно самоубийство в Японии. Совершил его министр сельского, рыбного и лесного хозяйства Тосикацу Мацуока накануне заседания парламентской комиссии, на котором должны были рассматриваться обвинения в финансовых махинациях, выдвинутые против него. Отметим, что это были только обвинения, которые министр мог опровергнуть, подтвердив тем самым своё доброе имя.

Человек не может жить без лица, дерево не может жить без коры

Почему же он не воспользовался этой возможностью? Почему его соотечественник посчитал, что публичных извинений, принесенных на пресс-конференции, недостаточно? По крайней мере, отчасти ответ на этот вопрос заключается в том, что в обоих случаях достоянием гласности стали или могли стать сомнительные мотивы поступков этих общественных деятелей, чем в глазах окружающих подрывалась их репутация. Произошла так называемая «потеря лица», являющаяся в Японии вещью недопустимой. «Человек не может жить без лица, дерево не может жить без коры»,- говорит восточное выражение.

Почему же в России человек не только может жить без лица, но быть при этом довольно упитанным? Почему в ответ на выложенный и просмотренный миллионами фильм «Он вам не Димон», ставящий вопрос о подпольных доходах Медведева, премьер может отделаться фразой, что он не будет ничего оспаривать, потому что не хочет создавать дополнительной рекламы проходимцам? Почему президент, заявлявший в 2015 году: «Мы не готовы к тому, чтобы взять и повысить пенсионный возраст. Да, у нас растет продолжительность жизни, но для мужчин это 65 лет. Если мы поставим 65 лет выходом на пенсию, вы меня извините, это как будет? Отработал, в деревянный макинтош и поехал что ли?» не созывает сейчас пресс-конференций, чтобы публично извиниться либо за свою неспособность управлять подчиненными, либо за свою неспособность держать слово?

К слову, требование «сохранять лицо» не ограничивается восточными культурами – «Кодекс чести русского офицера» открывается правилом: «Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание». Возможно, президент процитирует его когда-нибудь, помимо сочинений Ивана Ильина.

1.0x