Авторский блог Сергей Александров 19:35 6 сентября 2016

"Прекрасное - далёко?"

«Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее». Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Мы – не рабы! Рабы – не мы?

«Пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее». Архимандрит Тихон (Шевкунов)

Как-то на глаза попалось недавнее исследование – а таких и подобных ему исследований за последнее время появилось множество, – в котором утверждалось, что вопрос нашему молодому поколению в возрасте от 12 до 20 лет с просьбой перечислить поимённо хотя бы десять Героев СССР и России стал «камнем преткновения». Оказалось, что из всех опрошенных (опрос проводился со школьниками и студентами школ и ВУЗов южных, центральных и северных регионов России) 67% школьников и студентов назвали такими Героями Кутузова, Суворова и Александра Невского, перепутав полностью временные рамки, а при наводящих вопросах из этих 67% около 25% сумели назвать только Гагарина, и то лишь потому, что опрос проходил в апреле месяце. Остальные 42% затруднились с ответом. И только меньшая часть из всех опрошенных смогли припомнить – кроме Юрия Алексеевича – ещё несколько человек: маршалов Г.К.Жукова и К.К.Рокоссовского – 30%, космонавта В.Н.Терешкову – 30%, космонавта Леонова – 25%, Зою Космодемьянскую – 20%, И.В.Сталина – 20%, Гастелло – 10%, разведчика Кузнецова – 6%, Александра Матросова – 2%.

В ряд Героев СССР и России попали так же люди, которые, по мнению опрашиваемых, тоже были награждены Звездой Героя СССР или России. Это: генерал А.И.Лебедь – 22%, Л.П.Берия (Герой Соцтруда, на самом деле) – 15%, академик С.П.Капица – 10%, генерал А.А.Брусилов – 5%, И.В.Курчатов (трижды Герой Соцтруда) – 4%, писателя А.П.Гайдара – 2%, 1,5% – назвали Павлика Морозова, около 1% опрошенных припомнили так же флотоводцев Макарова, Ушакова и Нахимова.

Только порядка 14% правильно назвали маршала И.С.Конева, 8% – А.И.Покрышкина, 5% – Л.И.Брежнева, 4% – героев-пионеров Лёшу Голикова, Володю Дубинина и Марата Казея, 3% – В.В.Талалихина,2% – героев-папанинцев, по 1,5% – В.П.Чкалова, А.П.Маресьева и И.Н.Кожедуба, по 1% –космонавтов Титова и Савицкую, 0,7% вспомнили лётчика М.П.Девятаева, и всего лишь 0,5% молодых людей назвали генерала Д.М.Карбышева.

И совсем уж нонсенсом выглядели следующие ответы: звания Героя СССР или России по мнению некоторых школьников были удостоены: Капитан Америка – 13% от всего числа опрошенных, Штирлиц – 12%, Супермен – 10%, Фродо и Гендальф – по 5%, С.Сигал, А.Шварценеггер и Джеки Чан – по 1%...

После таких результатов вроде бы должны сами собой отпасть вопросы о «недостатке патриотического воспитания подрастающего поколения», так как получается, что таковое – как понятие и как явление – отсутствует полностью. И возникнуть вопросы к Минобрнауке и Минкульту о качестве фильмов, книжек, учебников и дидактических материалов по Истории, а так же и качестве преподавания этого предмета в школе.

Но, по-прежнему, вместо этого с различных трибун по различным поводам произносятся громкие и пламенные речи – особенно сейчас, в предвыборный период – об идее патриотизма как основополагающей в нашей стране, о необходимости повышать, углублять, развивать и укреплять – всемерно и на всех уровнях – воспитательную работу по изучению героического прошлого нашего государства.

А чего и когда изучать? За тот мизер часов, выделенных на предмет «История» в школах, успеть бы запомнить ученику хотя бы всякие даты и основные события – по большей части того, что происходило за пределами Российского государства и СССР. А насчёт факультативов по Истории – кто будет их организовывать, когда, где и на какие шиши, когда учителю только бы успеть проверить сданные учениками тетради да отписать кучу всяких бумажек по своей текущей деятельности в Гороно? А ещё успеть сбегать в магазин, приготовить ужин и накормить им своих домашних, навести хоть какой минимальный порядок в квартире, уложить всех спать и рухнуть самой на кровать, где муж – вполне законно – может ещё и секса потребовать…

Уже полностью формализованное, едва успев родиться, движение Юнармейцев – при вполне интересных задумке и заделе, но при изначальной малочисленности и малоохватности, под эгидой и управлением скучных взрослых дядей и тетей – вряд ли способно в ближайшее время (и вряд ли способно вообще) полностью дать это самое «патриотическое воспитание». Нет той «искры», которая бы без принуждения и полностью искренне притягивала к себе молодые неугомонные сердца так же, как притягивают их сейчас мониторы компов с «Танки. Ворлд», книжки «Поттерианы» и «Властелинов колец», многочисленные музыкальные направления (в основном – тоже забугорные), вал зарубежных псевдоисторических блокбастеров… А так же невысокого качества телеподелки типа «Универ», «Физрук», «Камедиклаб» и – ниже плинтуса – «Дом-2».

Вот и получается, что «героическое прошлое» нашей страны интересно лишь 20% подростков в вышеназванных областях России (да и в других – почти то же самое). И совсем не интересно чиновникам Минобрнауки, Минкульта, местным администрациям, педагогическим коллективам школ и ВУЗов, да и самим родителям этих самых подростков. Интересны только лозунги, декларативные заявления в прессе, разовые громкие показушные мероприятия и липовые бодрые отчёты о все тех же «повышении, углублении, развитии и укреплении» при полной отстранённости от такого гемморойного для их органа думания вопроса, как «воспитание настоящего Гражданина своей страны». И – самые разные способы спихивания с себя, родных, (я имею в виду нас – родителей) на «плечи государству» самых доступных и бесплатных способов зарождения в каждом ребёнке Любви к своему Отечеству. Я имею в виду – родительский пример, родительское слово и родительское участие… И – ничего более.

1.0x