Сообщество «Форум» 18:08 21 июня 2017

ПРАВОСЛАВНЫЕ АТЕИСТЫ. КТО ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ?

Так кто же все-таки те самые православные атеисты? На этот счет имеются весьма разные и достаточно противоположные мнения.

Долго я Бога искал, преисполнен мучительной жажды

Лик его светлый увидеть, царящий над миром.

Долго я Бога искал - провидел Его я однажды

В сердце своем, озаренном любовью к несчастным и сирым.

К.М.Фофанов.

В последние времена все чаще можно услышать термин «Православный атеист». На сайте «Завтра» есть также авторы, которые позиционируют себя в качестве «Православных атеистов». Заметим, что так порой именуют себя публичные фигуры. Среди них упоминаются, например, российский журналист, политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать?» Виталий Третьяков и переводчик Дмитрий Пучков, известный под псевдонимом «Гоблин».

К моему удивлению, замечательный учёный-физик, академик РАЕН, основатель и ведущий телепрограммы «Очевидное — невероятное» профессор Сергей Петрович Капица однажды также назвал себя «Православным атеистом».

Когда в одном из прижизненных интервью 2009 года его спросили: «Вы в Бога верите, Сергей Петрович? В физиологическом смысле Бог существует?», - он ответил:

— Поколение моего отца было активно антирелигиозным в силу партийных принципов. А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространенная формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии. Я встречался со многими нашими патриархами. С Питиримом, с Кириллом... У нас с ними разница в мировоззрении не так велика, как может казаться (смеется). С Алексием II я познакомился, когда он был еще епископом. Я был одним из немногих ученых, кто вообще готов был разговаривать со служителями церкви. Помню, как-то была намечена встреча ученых с богословами, но никто, кроме меня, из ученых на нее не пришел. Мое появление, конечно же, запомнилось. Патриарх меня обласкал. Но мое заявление, что в школах богословие не нужно и что я — православный атеист, его от меня несколько отторгло. Я патриарху Кириллу сказал: "Если бы вас можно было клонировать и в каждую школу отправить, я был бы "за" уроки богословия". Он смеялся.

Однако в другом интервью с Дмитрием Гордоном, 8 мая 2010 года, С.П.Капица высказывал совершенно противоположное мнение:

- Сегодня религия на постсоветском пространстве переживает, так сказать, ренессанс. Вы человек крещенный, причем крестил вас - на минуточку! - великий физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, но, насколько известно, практически ни один из лауреатов Нобелевской премии в Бога не верил...

- Да, Дмитрий, вы правы. Представители литературы, может, и верили, но это уже другой мир.

- Скажите, а Бог все-таки есть или нет?

- Знаете, в чем мое главное расхождение с церковью? Я говорю, что это человек Бога придумал, а они - что наоборот (смеется). Лично я для себя ответ сформулировал. В культуре человека издавна было понятие Бога, притом очень мощное и важное, но персонификация его и превращение в некий абстрактный объект как-то противоречит известным фактам. Я, например, считаю, что наука - это и есть, если можно так выразиться, современный бог: она объясняет все происходящее, в том числе происхождение Бога как понятия.

Отметим, что православная вера сегодня в России пользуется огромной поддержкой государства, что объясняется, прежде всего, отсутствием какой-либо идеологии после распада СССР. В этом признался даже сам президент Владимир Путин в транслирующемся по российскому телевидению новом документальном сериале о нем американского режиссера Оливера Стоуна под названием «Интервью с Путиным».

Использование религии происходит также и в целях дискредитации последователей коммунистических идей, ностальгирующих по советским временам. Примеры тому – драпировка мавзолея и требование РПЦЗ убрать из него тело В.И.Ленина, активное раздувание темы сноса церквей советской властью, выход Н.Поклонской на акцию «Бессмертного полка» с иконописным портретом Николая 2 и так далее.

Есть мнение, что в связи с государственной поддержкой, а также общим модным трендом постперестроечных времен, к религиозной теме присосались люди, весьма далекие от веры, но с потрясающим нюхом на деньги.

Считается также, что лица, называющие себя православными и не верующими в Бога, – это православные атеисты. Атеистами они были давно – по воспитанию, а православными стали недавно – по моде или другой необходимости. При этом по своему мировоззрению они как не были религиозными людьми, так таковыми и остались.

Православные атеисты, как правило, лица, прямо связанные с властью и все они обыкновенно служат ей. Они заявляют о том, что православие – это «духовная скрепа» и, якобы, «государствообразующая сила». Им не выгодно противопоставлять себя существующему режиму.

По результатам опроса Левада-центр с момента распада СССР религиозных людей в нашей стране не убавилось и не прибавилось. Ведь, на самом деле, истинная религиозность не может быть следствием моды или политического тренда. Она, как видится, должна быть внутренней потребностью верующего человека. К вере люди приходят либо в результате воспитания в религиозной семье, либо осознанно, или нередко из-за тяжелых испытаний, физических недугов, моральных страданий, находя в вере в Бога опору и успокоение, возвращая себе гармонию мира и души.

Вероятно, есть и такие верующие, которые ищут в религии высоких отношений, высоких чувств, готовые совместить идею Бога с идеей вечной любви. Романтики в душе, они хотят этой высокой любви и находят ее в любви к Богу.

Так кто же все-таки они, те самые православные атеисты? На этот счет имеются весьма разные и достаточно противоположные мнения. По одному из них, этот термин искусственный, который не имеет никакой реальной основы. Обыкновенный оксюморон, не значащий ровно ничего, удобный тем, что каждый может трактовать его, как ему самому выгодно.

По другому определению, православный атеист – это вовсе не оксюморон и не шутка, а явление, получившее свое распространение в России 21 века.

«Православные атеисты – это генная мутация, гибрид воинствующего атеизма и дремучего суеверия, навязывающие свои правила жизни, свои вкусы, свои взгляды гражданам России – верующим и неверующим».

Зачастую называющие себя православными атеистами лица занимают ведущие должностные посты. Однако и им уготован конец. Ведь нравственный закон живет внутри каждого разумного человека, питаемый либо любовью к Богу, либо к истине или к близким людям, который помогает понять, где ложь, а где правда, где добро, а где зло и тупик.

А как думаете вы, уважаемые друзья и читатели?

1.0x