Авторский блог Письма в Редакцию 12:39 14 февраля 2018

Православие - исторический памятник или живая вера?

Отклик на статью Татьяны Воеводиной
9

Многоуважаемая Татьяна Владимировна!

Хотя отклик на вашу статью и пишу в духе рубрики «Задело!», потому что меня не могли не «задеть» ваши размышления в номере № 4  за 2018 г., однако сначала хотела бы выразить вам мои глубочайшие симпатии как постоянного читателя ваших публикаций в «Завтра». Являясь человеком консервативных взглядов, я разделяю вашу позицию по многим темам, затронутым вами в ваших статьях. Вы покоряли меня как читателя и глубиной ума, и уникальным авторским слогом. Спасибо вам за вашу талантливую работу в стане патриотической общественности.

Но, милая Татьяна Владимировна, не сочтите за оскорбление, однако ваши мысли, опубликованные в № 4 газеты «Завтра», граничат с кощунством и хулой на Церковь.

«Да… в нашей культуре имеется православная подкладка… но не более того. Я не знаю никого, кто бы в повседневной жизни … руководствовался указаниями религии… Сегодняшнее православие … Это скорее суеверие…»

Могу только выразить сожаление, что автор этих слов, видимо, не имеет в своём окружении по-настоящему воцерковлённых православных христиан. Видимо, Татьяну Владимировну окружают только маловеры, для кого Бог – это в самом деле не главное и не самое важное в жизни. Или, возможно, Татьяна Владимировна просто находится в психологической ловушке, о которой один из китайских императоров предупреждал своего сына: не стоит судить о других людях, исходя лишь из своего ограниченного индивидуального опыта, из свойств своей собственной личности.

Татьяна Владимировна, вы сильно ошибаетесь, поверьте, называя православие «историческим памятником», «модной исторической реконструкцией», которая «крепости не имеет». Хотя многое из того, что вы констатируете, характеризуя наше с вами социальное окружение, действительно наличествует – если иметь в виду имитацию православия, имитацию обрядовую, внешнюю. Потому что православие как внутренняя ценность – это дар: даётся не всякому, а только тому, кто искренне стремится жить по Евангелию, кто на самом деле «руководствуется указаниями религии», выражаясь вашими словами.

Сила Православия – в силе Церкви, сила Церкви – в силе Духа Святого и в Господе Иисусе Христе. А знание о Боге, в том числе, и знание о Его силе, о силе Его Церкви, открывается, в первую очередь, сердцу человека, который Бога любит, ищет встречи с Ним и ради любви к Нему соблюдает себя в духовной чистоте.

Лично я в свои 25 лет примерно так же, как сейчас это делаете вы, Татьяна Владимировна, смотрела и на верующих, и на батюшек православных, и на Церковь. Тогда я была сомневающимся маловером, «подсвечником», но душа Бога всё-таки искала. И я нашла Его – в нашей Русской Церкви, нигде больше. И ни в какой «новой вере» я не нуждаюсь. Как говорит Н. С. Михалков, «наши православные великие предки были не глупее нас», когда жили православной верой в Господа и строили свою духовную жизнь на церковных началах. Боюсь, что называть русское православие «исторической реконструкцией» можно лишь в силу немалой гордости ума, о которой православные старцы говорят как о причине духовной близорукости человека. Тут можно вспомнить и слова преподобного Серафима Саровского в ответ на вопрос, можно ли сейчас верить в Бога так же, как верили древние. Не приведу здесь точную цитату, но батюшка отвечал в том смысле, что, конечно, можно и нужно: и вера та же, и Бог тот же – только люди духовно слабее.

Сейчас, в свои 46 лет, став опытным в канонической церковной жизни человеком, получая благодать Святого Духа в Таинствах Русской Церкви, я эмпирически убедилась в правоте Христа: «и Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Евангелие от Матфея, 16:18)

Далее хотелось бы привести слова признанного духовного авторитета – святителя Филарета Московского (Дроздова), чья поэтическая переписка с Пушкиным широко известна в культурных слоях общества. Это в его адрес писал Александр Сергеевич:

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных 

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной 

Мне руку простираешь ты, 

И силой кроткой и любовной 

Смиряешь буйные мечты.

Святитель Филарет в своём обращении к народу по освящении храма святителя Алексия в селе Черкизове (1825 г.) пояснял приведённые мной слова из Евангелия от Матфея: «…Ты еси Петр, и на сём камени созижду Церковь Мою. Действительное созидание на сём камени началось по сошествии Святаго Духа на Апостолов. Посмотрите, как и теперь прежде прочих, и как твёрдо полагает Пётр прежде положенное основание, еже есть Иисус Христос.

…приметим, что Господь в изречении Своем Церковь уподобляет зданию града, которому другой враждебный град в созидании препятствовать, и которое разрушить старается, как сие особенно испытали Иудеи с Иерусалимом после пленения Вавилонскаго. У врат града, по древнему обыкновению, собирались обладающие градом и старейшины его для общественных совещаний и предприятий. Врата града враждебнаго бывают особенно страшны, и потому особенно могут быть указаны, когда выходит из них вражеское войско.

Врата адовы отверзлись против Христианства на земли в Иудействе и в язычестве. Сила и хитрость, клевета и ласкательство, угрозы и прельщения, невежество народа и тонкости учёных, буйство черни и искусство правительства, поругание, изгнание, грабительство, мучения, множество известных и новоизобретённых родов ужасной смерти – всё подвигнуто было, чтобы одолеть Церковь Xристианскую. И что же? Синагога, храм и град Иудеев, капища, идолы, престолы, воинства, целый мир язычников – всё рушилось и разсыпалось в прах: а Церковь Христова осталась, возрасла, утвердилась, возвысилась, расширилась, возгосподствовала.

Врата адовы отворились в сем случае против Церкви только для того, чтоб ея изверги туда низринулись, а ей не одолели, и поелику небо и земля прейдут, словеса же Христовы не мимо идут, никогда никакими усилиями, ни ухищрениями, врата адовы не одолеют ей».

Татьяна Владимировна также прибегает к авторитету другого нашего национального гения ХIХ века, обосновывая свой взгляд на православие. Только Лев Николаевич Толстой имел довольно еретические взгляды на Церковь, не верил в божественную природу Христа. Его духовный путь, как и духовный опыт В.Г. Белинского, могут всего лишь подтверждать тот бесспорный исторический факт, что знатные слои русского общества, многие представители интеллектуальной элиты того времени в массе своей отпали от Апостольской Церкви.

Но вера настоящая, глубокая осталась жива в простом народе: подтверждение тому – сонм российских новомучеников за веру. Или Татьяна Владимировна и тут дерзнёт утверждать, что они умирали за «исторический памятник»?

Простите, если была не вполне корректна. Но слова в защиту своего духовного Дома, Русской Церкви, не сказать не могла. Конечно, не стоит спорить с тем, что мы живём в эпоху апостасии, во времена теплохладных христиан, когда за массой «подсвечников» разглядеть людей глубокой веры, наверное, нелегко. Однако я желаю Татьяне Владимировне получить опыт, который позволил бы самой убедиться в крепости православной веры и нашей Церкви.

Работаю преподавателем колледжа, преподаю дисциплины и курсы профессионального цикла (так называемый экономический блок). Очень люблю газету «Завтра», глубоко почитаю Александра Проханова, как русского духовного мистика в том числе. Александр Андреевич, спасибо вам за ваш подвижнический труд на благо Родины и нашего государства, спасибо за газету «Завтра»!

Но ещё читаю журналы «Русский Дом» и «Фома»: публикуемые там авторы едва ли могут внушать впечатление, что православие стало памятником.

Ну, помилуйте, это просто смешно – называть памятником живую веру и живую жизнь по вере многих и многих людей в России и за её пределами.

 

С уважением 

Наталья Морозова

 

7 августа 2018
9 0 1 727
Комментарии Написать свой комментарий
14 февраля 2018 в 13:09

Опиум для народа.

14 февраля 2018 в 19:29

Уважаемая Наталия! Большое спасибо за прекрасным русским языком написанный материал. В Вашем лице я встретила единомышленницу и единоверцу. Но остерегайтесь волков в овечьей шкуре: их на нашем сайте предостаточно. Всех Вам благ и доброго здоровья.

17 февраля 2018 в 00:19

Умница, уважаемая Наталья! Хорошо, что Вы написали обстоятельный и проникновенный ответ Татьяне Воеводиной. Будем надеяться на её прозрение и приход к вере Христовой, что никогда не поздно. Даже для таких неистовых гонителей Православия, как Иван Фёдоров, для которого сейчас - это главная задача. Но человек полагает, а Бог располагает. И Фёдоров всего о себе ещё не знает. Ему придётся пережить свой собственный "опиум" безверия, который съедает его ум.

Вам всего самого лучшего и благополучия всей Вашей семье! С нами Бог!

19 февраля 2018 в 14:26

Не на пользу спору претенциозное стремление придать некий другой смысл понятиям, употребляя их с заглавной буквы

20 февраля 2018 в 15:15

Настойчивость утверждения ценности веры отражает страх перед скептицизмом, сомнением - актом мышления. Иными словами это - некая слабость ума или оксюморонное умышленное слабоумие. Впрочем, ещё Ключевский отмечал хитрую склонность русского человека прикидываться дурачком

21 февраля 2018 в 01:10

Утверждение ценности веры не отражает никакого страха, тем более слабости ума. Сказать можно всё - ответственности никакой. Сомневаться нужно, но не всегда и не во всём. Жизнь есть УТВЕРЖДЕНИЕ ! На одном скептицизме далеко не уедешь. Это всё Ваши, Юрий Куклин, нелогичные, претендующие на оригинальность измышления.

Русские люди не прикидывались дурачками, хотя эту склонность и отмечал историк Ключевский. Они просто свой ум не выставляли напоказ, не любили тщеславиться, видя в этом какую-то греховность, и не любили "умничающих". Дар Божий, он и есть Божий. Не уму, а Богу поклонялись.

21 февраля 2018 в 13:44

Нет, Светлана, не так. Утверждение - лишь момент жизни. Жизнь есть преображение, созидание, творение, и это - закон природы, божеский, если хотите. А когда созидается новое, тог старое всегда подвергается сомнению, пересмотру, отрицанию

21 февраля 2018 в 23:25

Согласна с Вами. Утверждение является необходимым фактором созидания, его последней точкой. Это верно. Но старое не всегда подвергается полностью пересмотру, тем более отрицанию, а только его отдельные части, ошибки, неосуществлённые по разным причинам, в том числе и внешним, проекты. Старое может служить примером, вдохновляющей идеей. Иначе мир давно бы стоял на руинах всеобщего отрицания-разрушения, которое не предполагает поступательный эволюционный путь развития цивилизации.

В исторической памяти народов остались смутные воспоминания об изначальных "островах" всеобщего счастья в легендарной Туле-Гиперборее. Русские, как прямые потомки гипербореев, тысячелетиями хранили память о северных островах Блаженных и верили в возможность осущетвления страны благоденствия. Они попытались осуществить эти потаённые, сказочные мечты в 20-м веке.

Без этой вековечной мечты не было бы величайшей пассионарности, жертвенности, народного подвига в годы строительства социализма. Это хорошо понимал Сталин. Сокрушительная война и величайший героизм русского народа, его ментальное следование заветам предков привели к пониманию того, что нужно восстанавливать Православную Державу. Вся деятельность Сталина после Второй мировой войны была направлена на восстановление "Священной монархи " - Православной Державы в новых исторических условиях. Всё зачеркнуть ? Или...

30 апреля 2018 в 07:35

"Сегодняшнее православие … Это скорее суеверие…"
- Суеверие - не вся беда, Наталья, которую видит Татьяна в сегодняшнем православии! С нынешним православием идёт ко всем - и православным и иным людям - ложь и клевета! Я уже приводил пример со словосочетанием "богоборческая советская власть" рожденным в администрации РПЦ. То же относится и к идущему от той же субстанции напоминанию "15 мая 1932 Сталин подписал Декрет о безбожной пятилетке. К 1937 году имя Бога должно быть забыто".