Авторский блог Марина Струкова 19:56 16 января 2016

Право на Арктику

Необходимо восстанавливать инфраструктуру Северного морского пути. Все службы: штурманские, маячные, гидрографические. Полярную авиацию, которая поставляет данные о состоянии ледовых полей в океане.

«ЗАВТРА». Сегодня многие страны претендуют на природные богатства и землю Арктики. Какие основания есть у России для присутствия в этом краю, какие перспективы на будущее?

Георгий ЧЕПИК, военврач, ветеран Военно-морского флота СССР-России. Присутствие русского человека в Арктике началось задолго до появления Новгородской боярской республики. Наши поморы ходили на Грумант, то бишь Шпицберген. А уже Новгородская боярская республика снаряжала целые экспедиции для промышленного лова, боя морского зверя и освоение продолжалось на восток. Шли казаки-землепроходцы, дошли они почти до устья Оби. Из истории мы знаем, что именно эти отважные люди открыли Аляску. Честь открытия Аляски принадлежит казаку Семёну Дежнёву и его товарищам. Но бюрократия была и в те годы хорошо развита - так называемая «сказка» об открытии Аляски, написанная Семеном Дежнёвым, пролежала в Якутском воеводстве более семидесяти лет. Поэтому пальма первенства была отдана затем пришедшему из Европы на русскую службу адмиралу, вернее командору Витусу Берингу, который умер от цинги. Но и тут вопрос тоже спорный, есть версия, что Аляску открыл другой моряк, но открытие носит не его имя.

А когда царь Пётр стал императором, он поставил задачу по освоению Студёного моря, как тогда назывался Ледовитый океан, документы эти были строго засекречены, он сам изучал карты, и создал Экспедицию по изучению северного края. Представьте технику той поры, какое должно быть мужество у людей, которые в тяжелейших условиях шли к цели. Тем не менее, Экспедиция продолжала свою жизнь и работу много-много лет спустя после кончины нашего Государя, первого Императора Российской Империи. Я к чему это всё говорю? В наше время на Россию оказывается большое давление не только в политическом отношении в связи с Украиной, но предъявляются претензии на наши Арктические владения, которые нам принадлежат по праву их первооткрытия. Именно русскими моряками были нанесены на карту все эти берега, устья рек, где ставили остроги - крепости, которые потом превращались в города.

И вот это огромное пространство от границы с Норвегией до пролива Беринга, весь шельф в определённой дальности от берега, установленной международными законами, принадлежит России. Громаднейшие территории. Если провести векторы от пролива Беринга и от границы современной Российской федерации с Норвегией к Северному полюсу, в этом треугольнике примерно половина территории - принадлежность России. Туда рвутся многие страны арктического содружества – например, Швеция, Норвегия. Эти на полном праве. Дания, которая находится на Европейском континенте, но имеет юрисдикцию над Гренландией. Естественно, Британия, Исландия, США и Канада. Здесь вопросов не возникает. В пределах своих территорий каждый имеет право с соблюдением экологических международных правил заниматься поиском ископаемых - нефти, угля, водорода. Но туда рвутся и другие страны, которые очень далеко от Студеного, то бишь Ледовитого океана. Сейчас правительство РФ и, естественно, в первую очередь Президент В.В.Путин, обращают большое внимание на развитие нефтепромыслов в арктическом бассейне. На это тратится много средств и энергии. Много мы находим. Но принимается и политическое решение. В Арктике по решению Главнокомандующего Вооруженными Силами открывается новая военная группировка. Вольностей по нарушению территориальной границы больше не будет. Нам нужно укреплять внешние рубежи, прежде всего, морские.

В советский период был полностью освоен Северный морской путь, который очень важен для экономики. Приведу пример: расстояние от Мурманска до бухты Провидения при оптимальном проложении маршрута составляет 3500 миль, и вы находитесь в Беринговом море и у своих берегов. А теперь представьте, сколько миль корабль пройдёт, допустим, с порта Санкт-Петербурга, если будет вынужден идти вокруг Африки, по Атлантическому океану, затем по Индийскому и только потом зайдёт в Тихий океан. Сколько уйдёт моторесурсов, сколько будет израсходовано средств.

Так что Северный морской путь – выгоден, и нужно продолжать заниматься им, чтобы иметь удобный доступ к природным ресурсам Арктики. Необходимо восстанавливать инфраструктуру Северного морского пути. То есть все службы – штурманские, маячные, гидрографические. Полярную авиацию, которая поставляет данные о состоянии ледовых полей в океане.

Многие зарубежные коммерческие структуры будут использовать Северный морской путь, что принесёт прибыль России.

Источник http://www.dentv.ru/

1.0x