Сообщество «Форум» 21:52 6 октября 2016

Потребитель или творец

Ольга Васильева, высказавшись "за астрономию" в школе, наносит мощный удар по нашим западным "партнёрам"
18

Страсти по образованию, которые разгорелись в российском обществе после назначения Ольги Юрьевны Васильевой на пост профильного министра, понятны и лично меня радуют чрезвычайно. Потому что в современном мире, где поток информации, согласно научным данным, удваивается каждые полтора года, процесс образования, кажется, потерял всякую практическую ценность: человек, вышедший из колледжа или института, через два-три года работы фактически должен переучиваться заново, то есть процесс обучения становится непрерывным и, по большому счёту, хаотичным и бессмысленным: востребованность полученных в его ходе, как принято выражаться сегодня, "компетенций" стремится к нулю. Не случайно эта проблема профессиональной, трудовой, социальной неприкаянности гигантских масс людей, на которые наклеен ярлык "прекариата", стала чуть ли не главной глобальной проблемой современности, темой заседаний Бильдербергского клуба и других "мозговых центров" планетарного уровня, реальным источником большинства внутригосударственных и региональных конфликтов.

И решения этой проблемы пока нет нигде и ни у кого. Для поддержания современного уровня производства необходимо всё меньшее количество занятого населения, а нужны ли все остальные, чем в таком случае оправдано их существование? А если "сокращать" — под любым идеологическим соусом — "лишние рты", то придется раз в десять сократить и нынешние объёмы производства, что, в свою очередь, должно привести к новому этапу "зачистки" населения планеты, и так до бесконечности — гонки Ахилла с черепахой…

Конечно, в любой логической апории есть неустранимое расхождение с реальностью. Ахилл легко обгонит черепаху, а стрела долетит до цели. Точно так же обстоит дело и с образованием. Потому что нынешние западные стандарты в данной "сфере услуг" напоминают производство полиэтиленовой тары: надули — готово. Теперь попробуйте эту тонкостенную полость "переточить" под что-то еще. Результат будет "немного предсказуем", не правда ли? Объект лопнет, его придется "перенадувать" под новую форму.

В то же время традиционная отечественная система образования — "элитного для всех" — напротив, предполагала "заливку" в человека неоспоримого и взаимосвязанного массива знаний, который мог пластично занимать любую необходимую для него "здесь и сейчас" форму, не зависимого от требований места и времени, но опосредующего и подчиняющего эти требования общим закономерностям бытия. Поэтому все инициативы, направленные на восстановление отечественных традиций образования, основательно подпорченных ЕГЭ и прочим "болонским процессом", следует признать обоснованными и своевременными.

Особенно показательно в этой связи заявленное новым министром возвращение в школьную программу астрономии как отдельного предмета. Лично я астрономию в школе изучал по стандартному учебнику Б.А.Воронцова-Вельяминова, первое издание которого (в соавторстве с М.Е.Набоковым) вышло еще в 1935 году. Этот предмет, помню, тогда не был в числе любимых — или значимых, тем более что даже представить себе взаимное движение Солнца, Земли и Луны было трудно — как сказали бы сегодня, препятствовал низкий уровень 4D-мышления. А его — точно так же, как, например, владение иностранными языками, развивать чем раньше, тем лучше.

Поэтому преподавание астрономии, на мой взгляд, лучше всего перенести из выпускного 11-го класса в программу учебного года, следующего за изучением ньютоновского закона всемирного тяготения в курсе по физике и т.д. То есть "просто так" вернуть астрономию в школу не получится, для этого необходимо изменение всей учебной программы. И вот это — пожалуй, главное в инициативе Ольги Васильевой. Потому что заявленный одним из её предшественников на посту главы Минобрнауки, Андреем Фурсенко, принцип: "Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других", — никто не отменял. Понятно, что с такой установкой ни о какой "глобальной конкурентоспособности" нашего общества и нашего государства даже речи идти не может — если только "квалифицированно пользоваться результатами творчества других", вечная зависимость от этих "других" гарантирована полностью и навсегда.

Так что Ольга Васильева, высказавшись "за астрономию" в российской школе, наносит пусть отложенный, но мощный удар по нашим западным "партнерам", и те наверняка всеми силами будут пытаться воспрепятствовать реализации таких планов. А "контрольным" нокаутирующим ударом стал бы возврат в школу и предмета логики, который преподавался у нас в стране до революции (в гимназиях), а также в короткий послевоенный период 1947-1953 годов. Конечно, считается, что человеком, который обладает логическим мышлением, управлять гораздо сложнее, а потому подобное образование — за рамками "элит" — противоречит интересам любой "властной вертикали". Но на самом деле такого человека просто гораздо труднее обманывать — в том числе "евромайданами" и прочими "цветными революциями". Зато управлять им с целью реального развития общества и укрепления государства — наоборот, легко и безопасно. Поэтому возвращение астрономии (и логики) в российскую школьную программу сделает для процветания нашей страны и создания в ней "симфонии" власти и общества гораздо больше, чем индексация пенсий или таргетирование инфляции.

 

Cообщество
«Форум»
51 1 5 248
Cообщество
«Форум»
45 1 4 714
17 июня 2017
Cообщество
«Форум»
19 2 4 769

Комментарии Написать свой комментарий
6 октября 2016 в 22:02

Уважаемый автор, не думаете ли Вы, что слегка погорячились с определением "мощный удар западным партнерам" ? Простое введение астрономии в школьную программу (дай Бог, оно все-таки состоится) мало что изменит. Система образования - механизм очень сложный и инерционный. Вы полагаете, что если ввести в программу изучение древнегреческого и латыни, то завтра школьники начнут общаться с применением цитат из Аристофана и Вергилия ? Мы, конечно, все поприветствуем разумные инициативы госпожи Васильевой, но уничтожению нашего образования уже не один десяток лет, и меры, которые Вы мягко называете отложенными, вполне статься, безнадежно опоздали.

6 октября 2016 в 22:05

Мне непонятен пафос авторов "Завтра", когда очевидные, с точки зрения здравого смысла, реалии возвращаются в нашу жизнь, вспомнить хотя бы пацанов, которые уходили в ночное и смотрели на звездное небо, или свое детство, когда мне в три года показали полярную звезду и ковш. Наступившая ремиссия у нашего общества мне думается должна восприниматься более спокойно, без эйфории и депрессии, присущей нездоровому организму.
ТТ.

6 октября 2016 в 22:51

Думаю, что астрономию надо преподавать год, два, а потом, в старших классах надо преподавать космологию, чтобы народ знал откуда взялись эти планеты и галактики, что с ними происходит и какова их судьба и судьба, судьба Вселенной и судьба человека.

9 октября 2016 в 15:20

Я не против преподавания астрономии.
Но против преподавания космологии, поскольку её трудно считать более-менее завершённой наукой. Слишком много в ней гипотез, а не доказанных фактов. В том числе и пресловутая "теория большого взрыва" с годами обрастает всё большим и большим количеством возражений, от которых в каждым разом всё труднее отмахнуться. Сторонникам этой теории всё чаще приходится подгонять факты под неё, и замалчивать факты, которые подогнать не получается, что несовместимо с наукой. Да и теория относительности больше основана на математических выкрутасах, а не на доказанных фактах. Пока космология не сформировалась как внутренне цельная концепция, нельзя её преподавать в школе.
Известны не единичные факты, когда обнаруживали частицы, движущиеся быстрее скорости света. Но это вынужденно списывали на погрешность измерений. А куда деваться? Не пересматривать же всю нынешнюю науку.
Точно так же никто не доказал, что скорость света не суммируется со скоростью его источника. И никто не доказал, что при скоростях, близких к световой, меняется масса и время. Это всего лишь версии. А уж гипотезы "тёмной массы" и "тёмной энергии", придуманные во спасение теорий Эйнштейна, выглядят и вовсе фантастическими. Даже поклонники нынешней космологии это не отрицают. Весьма спорными выглядит и взгляд на природу "красного смещения" применительно к удалённым объектам Вселенной. Далеко не факт, что это объясняется скоростью удаления. Не менее вероятны и гравитационные искажения спектра, да и просто не идеальная прозрачность космического пространства.
Короче, тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, заслуживает преподавания в школе. Это астрономический факт. А вот к современной космологии я бы отнёсся осторожнее. Как бы не случилось как с "фиксистской геотектоникой", которая господствовала до середины 60-х годов, но в итоге была признана лженаукой.

7 октября 2016 в 01:48

Может ли уважаемый автор объяснить мне полное несоответствие начального тезиса и выводов,которые он делает? Что я имею в виду? Яимею ввиду следующее.
В начале своей статьи,автор пишет о громадном потоке информации,который сводит на нет процесс образования ибо к окончанию вуза знания выпускника УЖЕ устарели и процесс обучения превращается в непрерывный.Трудно не согласиться с этим тезисом.
Т.е. становится понятным и неизбежным процесс сужения профессиональной компетенции с целью поддержания приемлемого уровня знаний в одной,очень узкой области. И далее,введение курса астрономии в школе.Зачем? Для чего? В чем логика этого нововведения? На мой взгляд,основная задача школы состоит в том,чтобы максимально подготовить выпускника к новым,неслыханным раньше требованиям вуза с тем,чтобы удержаться на приемлемом уровне профессиональной компетенции. Каков,в этом смысле,КПД школы? 1%? 5%? Каким образом,астрономия или преподавание основ христианства,приближает школьника к этим требованиям? Покажите мне хоть одного балбеса,которого преподавание русского языка и литературы,сделало грамотным и привило любовь к чтению? 95% того,что и как сегодня преподают в школе,безнадежно устарело и не соответствует современным вызовам.Почему на школу возлагали и продолжают возлагать несвойственные для неё функции: формирование человека?
Это функция семьи.А школа должна обеспечить тот необходимый уровень ЗНАНИЙ,который позволит молодому человеку функционировать в сегодняшней,очень сложной реальности.

7 октября 2016 в 08:36

Школа должна научить мыслить,т.е.развить мозговой аппарат настолько,чтобы индивидуум умел в течении как можно большего времени своей жизни поглощать и переваривать огромный массив информации.А по-вашему нужно научить человека узкому спектру специальных знаний,чтобы его эти знания кормили всю жизнь?
Человек должен учиться всю жизнь,а научить его учиться -это задача школы.

7 октября 2016 в 02:58

Преподавание астрономии для русских детей, должно стать обязательным предметом, как преподавание Основ православной культуры. Это единственный народ, с которым связано такое философские понятие, как "русский космос". Помните в знаменитом литературном источнике "звезда и смерть Хоакина Мурьеты" - смерть, как символ аврамической культуры терзает главного героя - "Тот, кто без оглядки за звездой идет, под ноги не смотрит в пропасть упадет..." Вот так всю жизнь за мелочью и гоняется человек рыночный.

А русский смотрит в звездное небо, даже когда стоит у последней черты. Мой друг, боевой офицер, два ордена за Афган, когда был выкинут Беспалым на обочину жизни, даже в самую трудную минуту за битву за кусок хлеба, неизменно мечтал иметь телескоп.
А вы говорите, не может быть.

7 октября 2016 в 11:55

Эта лубянская подстилка Васильева ратует за возвращение астрономии, но её преподавать будут за счёт УМЕНЬШЕНИЯ преподавания второго иностранного языка!!! - Это-же чудовищно!
Именно в современном обществе максимально востребовано ЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Чем больше, тем лучше.
В совке 3 поколения прожили безъязыкими - "врагу секреты не выболтают".
Опять в дремучесть.
Разумеется, общество будет (уже становится) нормальным - то есть обществом потребления, а каким ещё????
\\\\\\\\\\\\\\\\
Разумеется, будет существовать и частная торговля (а какая ещё??? - возвращаться к временам "советской торговли"????). И производственный бизнес. Я ещё лет 12 назад в Эстонии прочёл выводы шведских футурологов, что лет через 25 будет востребована именно КРЕАТИВНОСТЬ, И кстати, шведы не наяривали вский параноидальный ужас-ужас, а наоборот говорили, что жизнь улучшится, что даже в странах Третьего мира проблемы станут развязываться. Кстати, в нормальном обществе (гражданском обществе) доля малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, кустарей, ремесленников до 70% !!!! Но, надо не только сапоги "починять" или шить мягкую игрушку, а КРЕАТИВИТЬ. Плюс (возвращаясь к торговле!) учиться ПРОДАВАТЬ то, что нареативил. То есть, будут востребованы всякие маркетологи-пиарщики. Я смотрю на молодёжь, они всё на лету схватывают. Они уже сейчас учатся продажам созданного продукта (в том числе и творческого и высокотехнологичного). Так в Москве и в Петербурге. Но, надо это всё растягивать на всю страну.
В Смоленске областной телеканал давеча показал сюжет - благополучно работает фабрика по пошиву мягких игрушек.... - телевизионщики-же всерёз об этом, как о достижении. Вот, что-бы "до мышей дотрахались" не выдавалось за "успешную работу малого бизнеса", надо срочно УЧИТЬСЯ. Выходить на новые горизонты. Мастерская ("фабрика" - это громко сказано) по пошиву игрушек в обласном центре пусть будет, но не надо это выдавать за достижение - в XXI веке.... Надо, чтобы смолянин создавал, успешно выдерживал конкуренцию и продавал результат накретивленного в Швейцарию-Канаду-Сингапур. И об этом надо срочно думать.

8 октября 2016 в 12:55

Весь шум по поводу второго иностранного языка в школе абсурден. Можно подумать, что у нас преподавание первого на уровне, позволяющем говорить о знании языка. За исключением, наверное, нескольких десятков гимназий (а может и меньше) по всей стране, это было беглое знакомство, которого раньше совершенно не хватало для сдачи экзаменов в вуз.

10 октября 2016 в 14:38

То есть вообще не телепаться... так и гнить в обломовщине????

Да, преподавание на ДОСТОЙНОМ уровне иностранных языков ничтожно мало для огромной страны.
Но, что из этого следует - оставить всё так, ка есть??? Надо ДВИГАТЬСЯ.
Через поколение знание иностранного языка будет нормой, а знание второго иностранного - кокурентным преимуществом.

7 октября 2016 в 12:54

Подстилка-это ты Иван Сергеев.Только не знаю чья.Может госдеповская или
прибалтийская? Но что ты барыга факт.

7 октября 2016 в 13:29

Разумеется, будет существовать и частная торговля (а какая ещё??? - возвращаться к временам "советской торговли"????). И производственный бизнес.
Не надо бредить "коммунизЬмами", смотрите в сторону Скандинавии!!! ---- Вот там настоящий Социализм (в совке был "советский социализм" или "казарменный социализм", только не настоящий!). Причём в той-же Швеции или Финляндии столовой ложки своей нефти нет, а КАК ЖИВУТ! - В том числе и простые люди!
У нам есть резон посмотреть на Норвегию. Как она ПОДНЯЛАСЬ за 50 лет. После того, как на шельфе была обнаружена нефть. Надо писать, показывать по ТВ инфу- о Гру Харлем Брундтлав. ВЕЛИКАЯ ЖЕНЩИНА. Вон она любит свою страну. За три срока, что была во власти раскрутила Наровегию. Член Рабочей партии.
===================
Кто рассказал офицерам КГБ СССР (совковой охранки), что они могут управлять(!!!) экономикой огромной страны????

7 октября 2016 в 13:48

Статья интересная. Здесь есть о чём спорить, но с некоторыми тезисами автора я полностью согласен. Например с тезисом о том, что современное образование находится в глубоком кризисе и в основном сводится к отложенной безработице, сомнительной "непрерывности" (за "бабки" научим всему) и к бесконечному "надуванию" мыльных пузырей (пардон, "овладению компетенциями"). Единственное, что несколько удивляет. это утверждение автора о том, что возращение астрономии станет сильным "ударом" по западным "партнёрам". Конечно, астрономия - это лучше. чем астрология, хотя на уровне как элитного, так и массового сознания астрология более известна. Автор статьи ратует за рационализацию мышления и требует возвращение логики в школу. вспоминая славные времена Иосифа Виссарионовича Сталина, при котором логика действительно преподавалась в общеобразовательных школах. Может быть, именно эта здравая мысль глубоко уважаемого мною публициста и многодетного отца г-на Винникова станет следующей новацией г-жи министра.

7 октября 2016 в 21:44

Вот О.Смолин как-то сказал: «Дети хотят аттестат, студенты - диплом престижного вуза. Знаний не хочет никто». Оно и правда. А в таком случае какую систему образования ни строй, толку не будет. Корень проблемы глубже.

10 октября 2016 в 15:02

А чего стоят все зти инновации без учёта новых данных о науке вообще и астрономии в частности? Ничего. Думаю, зто и есть следущая важнейшая проблема образования.

11 октября 2016 в 12:35

Пропагандистские ординарцы лубянских генералов отвлекают от реальности по полной программе - всё информпространство Рунета ими загажено. И обязательно надо что-то делать -
- Васильева ратует за возвращение астрономии, но её преподавать будут за счёт УМЕНЬШЕНИЯ преподавания второго иностранного языка!!! - Это-же чудовищно!
Именно в современном обществе максимально востребовано ЗНАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Чем больше, тем лучше.
В совке 3 поколения прожили безъязыкими - "врагу секреты не выболтают".
Опять в дремучесть.

9 февраля 2017 в 08:46

Да и наши западные партнеры наносят мощнейшие удары по г-же Васильевой.
Своими ежедневными сообщениями об открытии черных дыр, экзопланет, запуском спутников к планетам Солнечной системы и т.д. и т.п.
Она им джеб, а они двоечку или троечку в ответ.
А то и вообще беспардонное, непрерывное избиение до нокаута.

Вот звездулька закричала,
Хаббл увидел и осип.
И ответный крик " ой, мама",
Прохрипел как дед Архип.