Постмодерн в СССР
Авторский блог Антон Александров 10:48 6 января 2018

Постмодерн в СССР

Отставал ли СССР в процессе внедрения постмодерна в жизнь? Очевидно отставал. Однако были, были сферы советской культурной жизни, где мы смогли "догнать и перегнать" сами знаете кого. И сегодня я вам расскажу одну реальную историю, как мы перегнали по постмодерну загнивающий Запад.
40

Отставал ли СССР в процессе внедрения постмодерна в жизнь? Очевидно отставал. Однако были, были сферы советской культурной жизни, где мы смогли "догнать и перегнать" сами знаете кого. И сегодня я вам расскажу одну реальную историю, как мы перегнали по постмодерну загнивающий Запад.

Могу сказать вам, как профильный специалист, что существует несколько вариантов датировок "начала" постмодерна, однако общепринятой датой считается 1965 год. Вернее есть такое понятие, как "золотое десятилетие постмодерна" 1965-75 гг, но это уже детали.


Так вот, в СССР в 1965 году выходит культовая комедия "Операция Ы", которая сама по себе является лабораторным примером искусства переходного периода, однако это общеизвестный факт, а нас сегодня интересуют, так сказать, более "изысканные" детали.
Дело в том, что в  "Операции Ы" есть очень интересный момент, где прораб Пуговкин рассказывает "Верзиле" про  те области, где СССР уже догнал и перегнал Америку.   Как вы помните, речь идет о космосе и балете.  Вот эта цитата "И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего балета"!

Это очень показательная цитата, ибо именно в 1965 году два столпа советского балета  - Мессерер в Большом Театре и Моисеев в своем ансамбле народного танца поставили первые, в чистом виде, постмодернистические  мини-спектакли. Очевидно, что сценаристы "Операции Ы" не могли про это знать.  Это совпадение, которое больше, чем совпадение - это знак.

Кто был автором идеи - Мессерер или Моисеев - неизвестно, но скорее всего, это был некий "общий" проект, так как они были друзьями и соратниками. В любом случае, они обогнали даже Битлз, у которых первый постмодернистический альбом вышел только в 1967 году.

В чем, собственно, заключался "постмодерн" этого номера, который назывался, кстати, "Класс-концерт"? А все просто. В этом номере нет смысла, нет сюжета, нет костюмов, нет центральной идеи - нет танца, как такового. Класс-концерт - это репетиция!

То есть, на протяжении двадцати минут! нам показывают как артисты разминаются и репетируют разрозненные куски отдельных танцев и трюков. Что это за кусочек танца "репетируется" прямо сейчас понять практически невозможно, ибо костюмов нет, музыка специально "размазана" на некий общий мотив  и элементы различных танцев сменяют друг друга настолько быстро, что ты не успеваешь это "схватить. Ну только если ты не профессионал, конечно.

В итоге, это оказалось настолько прорывным шагом вперед, что цензоры из Минкульта просто не поняли, что за бомбу замедленного действия им подложили под соусом "новаторства".  Номер не просто утвердили, а еще и Ленинскую Премию Моисееву за него дали. И смех и грех.

На словах, однако, это все рассказывать - неблагодарное дело. Предлагаю вам самим на это посмотреть. 20 минут вы конечно не выдержите, а вот отрывок в  8 минут возможно осилите.

 

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
6 января 2018 в 13:29

Может быть с этом номере много акробатики,силовых движений,поэтому и костюм у них не национальный,а спортивный? Показана кухня,она превращена в номер. Это тоже интересно и красиво. Это тоже искусство.

6 января 2018 в 18:53

а разве кто-то спорит, что постмодерн тоже искусство??? хотя, да, есть и такие )))

6 января 2018 в 13:39

Постмодерн я видел сегодня на троллейбусной остановке в рекламе. Там бутылка из-под пива голосует и просит -"Мусор хочет домой,у мусора тоже есть дом!" и показывает пальцем на помойку. Вот от этого смешного и разъедающего душу дерьма я лично очень устал.

Как раз перед тем, как прочесть ваш материал вспомнился фильм "Приходите завтра". (1963). Дрянной фильмишко, есть в нем какая-то имманентная неискренность. Там был эпизод когда студенты-архитекторы ломали колонны, заменяя их какими-то корбьюзевскими кружевами. А ведь колонны несли нагрузку. В фильме они оказались декоративными, из гипса. А в жизни? Вот бы этот сталинский ампир рухнул на бесенят.
В итоге общепитовские шалманы на Руси сменились стекляшками.

Постмодерн - модерн завтра. В Перми постмодернистские гельмановские штучки поржавели и загнили. Завтра стало сегодняшним остохреневшим хламом. (На всякий случай, это не о сайте).
И - вопрос. Есть ли в постмодерне халтура?

6 января 2018 в 18:54

конечно, есть.... халтура есть везде )))

Прошу прощения! Переклинило. Фильмишко называется "Дайте жалобную книгу!"
!965 год выпуска. Бесенята пошли в первую атаку. Режиссер, натурально - Рязанов. А "Приходите завтра" фильм неплохой, особенно Фрося Бурлакова.

7 января 2018 в 19:48

вот видите! опять 1965!

8 января 2018 в 20:18

Я уж даже испугался: неужели, думаю, Редька(!) могла перепутать два таких фильма.
А "Дайте жалобную книгу" и в самом деле фильм так себе, но смешной.
В "Приходите завтра", кстати, есть замечательный эпизод: в мастерской скульптор "творит" произведение, а параллельно на кухне кухарка потрошит курицу.

6 января 2018 в 14:19

А если посмотреть на "И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего балета" с другой стороны?
Кто произносит это фразу в фильме? Прораб-бездельник. Недаром он улегся рядом с верзилой.
Эта цитата - штамп. Штамп, которым пользовались люди определенного сорта и наклонностей.
К 90-м годам этим языком заговорила новая власть, что кроме балета СССР и гордиться было нечем. Благодаря этому гениальному фильму я вижу суть этих людей.

6 января 2018 в 15:10

Очень часто, пытаясь понять, что мне говорят, я стараюсь идти навстречу даже тому, что, в принципе, вижу иначе. Здесь я просто в шоке от самого материала автора, пытающегося в духе века развращения и уничижения нашей Родины, в идиотских терминах оболгать историю культуры моей страны.

Говорю, что увидел. Первое - глубочайшая, прорывная попытка (удавшаяся полностью и до сих пор не превзойденная), свести искусство классического РУССКОГО балета с РУССКИМ НАРОДНЫМ танцем. Удалось, повторяюсь, - изумительно и уникально. В последней четверти каскад фуэте до сих пор нигде и никак не превзойден в авторском плане.

Назовите, Антон, постмодерном, хоть собственные роды, лишь на том основании, что они пришлись на указанные в заметке годы, и были (по совпадению) единовременны с карьерой Битлз, Криденс или Роллинг Стоунз. Вы НИКОГДА не убедите меня в том, что приведенный фрагмент классического танца - выгрызок "постмодернового" искусства.
Это - в чистейшем виде высшее проявление синтетического искусства классики и русского народного творчества. Именно, для демонстрации этого художниками минимизировано и контрастно выбрано цветовое решение, как принцип соревновательности, сливающийся с классическими традициями черных и белых лебедей. Именно, поэтому, социальность и значимость вершин классики, переданной освобожденному обществу - в том числе мало понимающим в тонкостях балета, простым работягам и крестьянам, "разжевана" авторами в постепенном, от самых сложных (групповых) элементов, восходящих к индивидуальным, где в каждом движении прорисовывается очевидная доминанта соло исполнения, и оно естественным образом вновь сливается, сочетается с группой, символизирующей коллективизм и значимость синхронных высот исполнения, читай - труда. Именно, поэтому, каждый в замечательном, строго выдержанном строгими законами балета представлении, легко читает элементы и "Яблочка", знакомого каждому, и деревенской кадрили, а музыка, выдерживая коассический строй, изобилует народными мотивами, а, главное, исполнена с использованием истинно народных инструментов. мысленно (если обладаете) замените эти инструменты на звуки классического оперного оркестра, возможно, поймете - о чем я. НЕ БЫЛА ВЫСШАЯ ПРЕМИЯ ЗА ЭТО ВЫСШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА ЛИПОВОЙ И НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩЕЙ, это - вершина, оболгать которую НЕВОЗМОЖНО ни через 50, ни через 550 лет!

Удивительно, но какова ЦЕЛЬ - большинство читателей реально не понимает тонкостей хореографии, сути выразительных средств танца. И вы, очевидно, понимая это, навязываете мнение о НИКЧЕМНОСТИ, НИЧТОЖНОСТИ, ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ ИЗВРАЩЕНИЯХ применительно к высшим достижениям искусства золотого периода социализма...

Что с Вами, Антон? Я уверен, это не могло быть опубликовано - за деньги?

6 января 2018 в 19:04

самое смешное, что у меня есть алиби)) Как вы думаете, можно ли оболгать то, что любишь? Очевидно, что нет...

А я люблю творчество Моисеева, более того, данный танец - один из моих любимых.

А если вы внимательно посмотрите в зал, то увидите меня, я был на этом концерте )))

7 января 2018 в 01:40

Вот ведь чувствовал подвох! И протупил...

вынужден предположить, что и полушария развиваются по-разному. Очевидно, пока с возрастом одно накапливает мудрость, второе так же тщательно - тупость...

с Рождеством!

7 января 2018 в 09:01

с Рождеством!!!

6 января 2018 в 15:20

Интересный факт о спектакле И. Моисеева, подтверждающий, что постмодерн это глобальное объективное явление развития современной цивилизации.
Для меня постмодерн - это утрата божественного дара творить, создавать НОВОЕ. Тотальная борьба со смыслами чахлыми ростками начала повсеместно пробиваться вслед за Борхесом и Уорхолом. Использование готовых форм, бесконечное цитирование, аллюзии и ирония - инструментарий постмодерна. Тут и Венечка Ерофеев подоспел со своим "Москва - Петушки" (1969-70).
Плоды этих ростков мы в полной мере пожинаем сегодня, описывая новогодние шоу и прочие творения гельманов, серебренниковых и прочих черняковых. Всяческие духлесы - перепевы Бегбедера, выдающиеся за нечто свежее, поражают своим убожеством. Унылые тексты Улицкой омерзительны в своей никчемности. БЕЗДАРНОСТЬ окружает нас плотным кольцом.
А Игорь Моисеев, оказывается, выступил одним из флагманом этих процессов. Что, впрочем, неудивительно, все его танцы - профанация народного искусства, выхолощенные и бездушные. Отточенные движения, механическая слаженность танцоров - главная фишка этого ансамбля. И глядя на артистов в трико отплясывающих неведомо какой танец это чувствуешь особенно остро.
Спасибо за публикацию.

6 января 2018 в 19:13

ну с механичностью, как фишкой я согласиться никак не могу, а в остальном вы конечно правы

Интересно, у меня вот, как и Ольги, тоже возникло впечатление заводных апельсинов, роботов, некоей "дистилированности" танца. Как выразился бы великолепный Кутейкин-Перемог, разъятия гармонии алгеброй. Хотя угадывались фрагменты кадрили, гопака и т. п.
Нет, ну вполне возможно, что эта рсчлененка - постмодерн.
Расчлененка она такая. Всегда постмодерн.

6 января 2018 в 19:30

нагромождение фрагментов - это классика постмодерна... прямо "по учебнику"

6 января 2018 в 20:52

Но главная особенность постмодерна-это человеконенавистничество. У Игоря Моисеева этого нет.

6 января 2018 в 21:10

ну вот откуда у вас такая информация??? Ответственно заявляю, что формально постмодерн очень человека любит...

6 января 2018 в 21:21

Такая информация у меня из жизненных наблюдений,из жизненного опыта,из образования,из посещения постмодерновых выставок,из сравнения всего этого с высоким искусством.
Например деревянный череп Буратино с носом какой-то чудак вырезал.Получилось очень реалистично.А фамилия этого чудака кажется Звездочётов.

6 января 2018 в 21:28

Интересно,кто он по национальности?

6 января 2018 в 21:40

а что такого в черепе Буратино??? какой вред от этого человеку?

6 января 2018 в 21:45

И как связаны любовь к человеку и национальность?

6 января 2018 в 22:02

Никак

6 января 2018 в 22:04

А что?

6 января 2018 в 22:06

Я тоже такого мнения. С Рождеством Христовым, Сергей! Такая сегодня чудесная ночь...

7 января 2018 в 02:01

С Рождеством,Ольга!

7 января 2018 в 02:08

У меня такое чувство, что у участников круглого стола по постмодерну исключительно свое о нем представление- один говорит - веревка, второй веер, третий - колонна. Поэтому в принципе не могу расшифровать дискуссию о моисеевском танце по содержанию. А вот по форме классичекий постмодерн. Содержание ничто, я выразился - а ты хочешь реагируй, а хочешь - нет. С первых же букв видно, что Антон соорудил потмодернисткий текст - стал бороздить космическим кораблем по стеклу просторов большого театра. Главный принцип - ничто не ценно. Если посмотреть все тексты автора, то видна закономерность. Все написано в этом ключе - сарказм, эклектика . Постмодерн.

А вот относительно микродиалога о национальности и культуре стоит того. Что значит национальность никак не влияет на культуру!? Национальность это то, что делает из рисовой каши - пловом.

7 января 2018 в 02:12

Ещё как влияет! Это я чтобы женщину не обидеть в праздник и не вдаваться в лишние для меня дискуссии.

7 января 2018 в 02:13

С Рождеством Христовым,Сергей!

7 января 2018 в 02:55

Сергей, и тебя с Рождеством Христовым!

Православные, с Рождеством!!!

Какая благодать в утреннем Храме! Какое это чудо осознать, прикоснуться к этому великому замыслу, стоя пред образами.

7 января 2018 в 06:07

Вообще-то, в микродиалоге речь шла о человеколюбии и национальности. Человеколюбие сугубо христианская категория, категория ДУХА, в отличие от культуры, которая все-таки больше категория души. Стоящие под образами должны это чувствовать особенно остро.

Не плов и каша определяют культуру человека, а тем более его ДУХ. Это всего лишь то, что в нас входит, о чем и говорил Тот, чье Рождество мы сегодня празднуем: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» Мф. 5:11.
Главное людей не есть!
И вот еще о национальностях и о дискуссиях с женщинами:
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (ап. Павел, из послания к Галатам).
Всем веселого рождества!

7 января 2018 в 06:58

Шахова, вообще то диалог начался с культурного артефакта - черепа Буратины, и в этом контексте был задан вопрос - о возможности сепарировать культуру от национальности.

Не смею с вами спорить в вашем представлении о человеколюбии, однако смею заметить, что любовь к ближнему не является исключительной компетенцией Христианство. Подобные заявление ничего кроме вреда Христианству не несут. Вы будете смеяться, но даже наука весьма сносно дает координатную сетку человеколюбия, структурируя его на три материальных уровня: любовь родительская, любовь сестринская, и любовь, как страсть. Вы же, переводя любовь земную в область духа, даете нам новую и опасную ересь.

Однако и метафору с пловом вы не поняли. Не о еде речь. Культура - это такое блюдо без вкуса и без запаха, до тех пор пока в нее не приходит национальное представление о мире.

7 января 2018 в 08:05

Эко вас под образами-то прсветило, что вы уже в сердцах читать начали. С чего Вы решили, что я говорю о любви земной? Да и наш иконописец, думаю, тоже человеконенавистничеству противопоставлял не этот тип любви.

Про исключительную компетенцию христианства - в анналы!

"Так вот, однажды иудейский законник (т. е. человек, занимавшийся изучением Закона Божия), желая испытать Иисуса Христа, спросил Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»
Иисус Христос ответил ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»."
Бедный Иисус и не знал, что любовь-то надо структурировать и что "подобные заявление ничего кроме вреда Христианству не несут".

Не спешите, уважаемый Сергей Ужакин, брать на себя роль великого инквизитора!

Внимательнее читайте даже микродиалоги - мною был задан вопрос не "в контексте возможности сепарировать культуру от национальности", а в контексте интонации Сергея Животкова, который отвергая человеконенавистничество, и лишенный какого-либо национального колорита танец, исполненный именно ансамблем НАРОДНОГО танца, находит красивым, вдруг задается вопросом о национальности "чудака" Звездочетова. "Блюдо без вкуса запаха и запаха" он находит красивым, а вот национальность некоего Звездочетова является пикантной приправой. Хотелось разобраться во взглядах человека, которого допускают писать ЛИКИ. Только и всего!
А Вы сразу - ЕРЕСЬ! Значит на костер ШАХОВУ?

7 января 2018 в 08:44

Константин Звездочетов побратался с русской классикой
27.09.2005


Константин Звездочетов, самый неугомонный из классиков современного русского искусства, не утративший юношеской хулиганистости, несмотря на участие во всяческих статусных мероприятиях вроде Венецианской биеннале, отметил свое 47-летие выставкой "Утраты" в галерее XL. Драматическое название не соответствует духу выставки. Если хрестоматийные шедевры русской живописи — "Боярыня Морозова" Сурикова, "Три богатыря" и "Аленушка" Васнецова, "Запорожцы за Дунаем" Репина — и утратили что-то в интерпретации художника, то это свою серьезность и незыблемость. Аленушка, вместо того чтобы скорбно склоняться над заводью, с хулиганской усмешкой плещет водой прямо в лицо зрителю, а запорожцы забивают косяки. На сани, уносящие боярыню Морозову, автостопщиками пристроились пара мужичков из толпы. Три васнецовских богатыря вообще решили покинуть раму — в галерее гарцуют три фанерных всадника, снабженные, как игрушечные лошадки, колесиками и веревочками, за которые их можно катать. Название выставки оправдывает лишь версия "Трех богатырей": между конными Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем остался только лишившийся седока конь Ильи Муромца. Изображен весь этот праздник непослушания русской классики в излюбленной Константином Звездочетовым манере крокодильских карикатур. Несмотря на популярность жанра интерпретаций классики, мало кому удается так изящно соединять советскую сатиру с русским лубком в поисках нового народного стиля.

ИРИНА Ъ-КУЛИК

https://www.kommersant.ru/doc/612342?isSearch=True

7 января 2018 в 10:08

Сергей, спасибо - расширили горизонты неизведанного:)). Вот, он какой неведомый Звездочетов. По-постмодернистки весело в столицах, просто праздник непослушания какой-то, выдаваемый за поиск нового народного стиля.
Рада за Вас, что Вы совсем в другом окружении, Бог в помощь на вашем поприще. Еще раз с Рождеством Христовым!

С Рождеством Христовым!
И это главное.
Чувство побеждает разум.
"Людям необходима радость, людям необходимо чудо, людям необходим экстатический рывок по ту сторону обыденности, рутины и быта".
А модерн, постмодерн... Вся эта эсхатололическая плесень... И кстати уж... Коль речь зашла о национальности. У нас, как национал-лингвистов один аргумент - стих
"Остался жив один из двух, Один пожрал другого. Но знать, кто был из них Барух, Нет смысла никакого."

7 января 2018 в 10:15

Редечка, "глаголом жги сердца людей"! С Рождеством и это главное!