Авторский блог Журнал Родная Кубань 14:25 19 января 2024

Постколониальная политика Франции в современном мире

Французская колониальная империя, хоть и прекратила своё существование де-юре, всё равно до сих пор существует де-факто

Французская республика хорошо известна во всём мире как государство, достигшее беспрецедентных и для многих даже завидных высот в сфере освоения атомной энергии. По состоянию на 1 января 2023 года в стране функционировало 56 ядерных реакторов, производящих порядка ¾ от общего объёма вырабатываемой электроэнергии. Французским АЭС успешно удаётся не только удовлетворять внутренний спрос, но также и экспортировать электроэнергию в соседние Италию, Бельгию, Испанию, Швейцарию и Великобританию. Подобная экономическая политика позволяет Пятой республике по праву считаться мировым лидером по экспорту электроэнергии. Однако нельзя не отметить огромную зависимость Франции от африканских государств, в частности, от Нигера, осуществляющего активную добычу углеводородов.

Черпание полезных ископаемых непосредственно связано с непростыми взаимоотношениями Французского государства со своими бывшими и нынешними колониями. Здесь необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Так, начальным этапом колониальной политики нужно назвать период с 1661 по 1763 гг. Во время правления Людовика XIV (1661-1715) существенную роль в развитии межконтинентальных завоеваний сыграл министр финансов Ж.Б. Кольбер. Он полагал наличие колоний обязательным условием для планомерного и поступательного развития Франции [13]. В эти годы активным образом французские доминионы образуются в Америке, Африке, Индии, на островах Карибского бассейна (Санто-Доминго) и Индийского океана (остров Маврикий). Однако после поражения Великой армии Наполеона Бонапарта Франция безвозвратно теряет многие свои заморские владения. При этом с 1830-х она возвращается к политике активной экспансии. Например, в середине XIX столетия Франции удаётся завоевать Алжир, Сенегал, Камбоджу, остров Таити.

Окончательным образом Французская колониальная империя сформировалась в конце XIX века в период Третьей республики (1880-1919). Тогда Франции удалось твёрдо закрепиться на Африканском континенте и Индокитае. Были подчинены Тунис, Марокко, Мадагаскар, Вьетнам, Лаос. В свою очередь, после окончания Первой Мировой войны Французской республике удалось завоевать Сирию и Ливан. В подобном виде колониальная империя просуществовала до самого конца Второй Мировой войны. В эти годы её максимальная площадь составляла 12,5 млн кв. км, на которой проживало порядка 65 млн. чел.

Постколониальный период мировой истории был ознаменован созданием Французского союза в 1946 году, а после уже и сообщества в 1958-м. В разные годы Франция была вынуждена признать независимость Сирии и Ливана (1941 г.), Вьетнама (1945 г.), Индокитая (Лаос, Камбоджа и Вьетнам), Туниса и Марокко (1956 г.), Гвинеи (1958 г.), а затем тринадцати республик так называемой Чёрной Африки (1960 г.). Алжира (1962 г.), Коморских Островов (1975 г.), бывшего французского побережья Сомали (Республика Джибути, 1977 г.) и новых Гебридских островов (Вануату, 1980 г.). Огромную роль в деколонизационном движении сыграл Советский Союз, спасший угнетённые народы от незавидной доли расходного материала.

Далее необходимо объяснить современное административное устройство Пятой Французской республики. На сегодняшний день существует континентальная метрополия, включающая в себя также остров Корсика, находящийся в Средиземном море. В свою очередь, территории Франции, расположенные вне Европы, делятся на четыре различных статуса:

1. DOM – département et région d’outre-mer. Заморский департамент и регион. К ним относятся Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. Каждый из этих субъектов имеют статус равный департаментам и регионам France métropolitaine.

2. COM – collectivité d’outre-mer. Заморское сообщество. (Сен-Мартен, Сен-Бартельми, Сен-Пьер и Микелон, Французская Полинезия, Уоллис и Футуна. Они обладают полуавтономным статусом, имея тем самым расширенные права по сравнению с département et région d’outre-mer. Так, collectivité d’outre-met имеют полное право принимать собственные законы в определённых ограниченных юридических областях.

3. CSG – collectivité sui generis. Административно-территориальное образование с особым статусом. Новая Каледония. К данной группе относится заморская территория Франции, будущий юридический статус которой будет определён в результате обсуждений и переговоров.

4. Заморские особые административно-территориальные образования Франции. Французские Южные и Антарктические острова (Territoire des Terres australes et antartiques françaises – Французские Австральные и Антарктические земли): архипелаг Амстердам (острова Сен-Поль и Амстердам), острова Крозе, архипелаг Кергелен, острова Эпарс, Земля Адели. Также подобный статус имеет коралловый атолл в Тихом океане Клиппертон. Данные территории принадлежат Франции и при этом не имеют постоянного населения.

Столь масштабной Французская колониальная империя является в наши дни. Общая сумма площади всех 13 территорий составляет 559 655 км² (без Земли Адели – 127 655 км²), а население 2 750 899 человек. Однако всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что Франция до сих пор всеми силами старается укрепить своё влияние в бывших колониальных владениях. Подобные потенции привело к учреждению Международной организации Франкофонии (Organisation internationale de la Francophonie). Она объединяет государства, в которых хотя бы часть населения использует французский язык, а также страны, признающие особые историко-культурные связи с Францией и поощряющие у себя развитие французской культуры и языка. На данный момент в МОФ входит 88 государств и правительств. В свою очередь, активно распространять франкофонские идеи в мире помогают агентство France-Presse (AFP), имеющее 201 региональное отделение в 151 стране (2020), и СМИ – «Radio France international» (RFI) с аудиторией, составляющей около 44 млн слушателей, а также телеканал «France 24».

При этом сейчас французский язык занимает пятое место в мире – им владеют 300 млн человек, из которых 235 млн используют его в повседневной жизни, что составляет 3,2 % населения планеты. По прогнозам Международной организации Франкофонии, к 2050 г. численность франкоговорящих людей в мире достигнет 700 млн человек (8 % населения), при этом около 70 % из них будут проживать в странах Африки, переживающей демографический подъём [5].

Далее необходимо отметить, что развитию системы политических и экономических связей Франции со своими бывшими колониями в Африке более всего способствовало создание доктрины Франсафрика (Françafrique). По большому счёту, Françafrique является специфической системой официальных и закулисных связей между Французской метрополией и её бывшими колониями, базис которой составляют экономические и политические рычаги воздействия и активные группы лоббирования взаимных интересов. Так, Париж дислоцирует в странах Françafrique около 10000 военнослужащих, призванных участвовать в миротворческих операциях. Ко всему прочему, Франция продолжает исподволь проводить ту же колониальную политику, что и в прежние времена, но только уже с помощью иных, более современных механизмов влияния. Имеет место быть так называемый колониальный пакт, положения которого в некоторой степени сохраняют свою крайнюю актуальность доныне. Этот пакт предусматривает ограничение доступа иностранных товаров на колониальный рынок; Обязательство экспортировать колониальные товары (полностью или частично) в метрополию; запрет колониям производить промышленные товары, так как их экономический статус определяется и формируется добычей сырья и его первичной обработкой; поддержку метрополией производства товаров с невысокой добавленной стоимостью; политическую, военную, культурную и экономическую «помощь», предоставляемую метрополией с целью сохранения своего экономического и политического влияния, тотального идеологического доминирования на колониальных территориях [9].

Политика в рамках системы Françafrique создала для Пятой республики механизмы неэквивалентного обмена, которые позволяют Франции получать односторонние выгоды в экономических отношениях. Мы можем прийти к выводу, что бывшие французские колонии в Африке де-юре получили независимость, однако де-факто они точно так же, как и в прежние времена практически полностью зависят от действий Парижа.

Здесь следует сказать о конкретных дивидендах Франции, представленных в числовом эквиваленте. Известно, что в настоящее время на страны Чёрного континента приходится около 5% экспорта Пятой республики. При этом сама Франция получает требуемое для её промышленности сырьё: металлы из Центральноафриканской республики, нефть из Габона, а также хлопок и золото из Мали. Особую важность для метрополии представляют поставки урановой руды из Нигера, в котором французская компания Areva добывает порядка 40% урана, используемого АЭС Франции для производства 2/3 электроэнергии в стране. Недаром популярный испанский аналитик Фернандо Аранкон заключил, что дестабилизация ситуации в Нигере может создать серьёзную проблему для электроснабжения Франции» [2]. Также нужно акцентировать внимание на том, что львиную долю доходов от экспорта сырьевых ресурсов получают не африканские, а французские компании. Это напрямую связано с уровнем доходов населения: доподлинно известно, что иностранные специалисты, главным образом французы (около 300 тыс. человек), проживающие в африканских государствах, зарабатывают на порядок больше своих местных коллег.

Отмечается, что Франция до сих пор сохраняет за собою приоритет в плане добычи природных богатств на территориях своих бывших африканских доминионов. Речь идёт о распределении государственных закупок: в данном случае французские компании рассматриваются в первую очередь, а как таковая система тендеров и во все не существует. Известный французский журналист К.Б. Малапарте, ныне работающий в Москве, совершенно справедливо заключает, что «африканские страны могли бы получить более выгодные финансовые предложения в других местах», однако такой вариант развития «не принимается во внимание» [8]. Подобные взаимоотношения, у которых имеется только один бенефициар, довлеющий по всем параметрам над своими «партнёрами», привели к тому, что подавляющее большинство основных экономических активов принадлежит французским фирмам в таких секторах, как водоснабжение, электричество, банки, порты, телефония, воздушный, наземный и морской транспорт, торговля, строительство, сельское хозяйство. Эксперты делают весьма нелицеприятные выводы: к примеру, в Кот-д’Ивуаре французские корпорации осуществляют полный и повсеместный контроль основных коммунальных услуг, транспорта и крупных банков. Портал Silicon Africa пришёл к крамольному выводу, что «африканцы сейчас живут на континенте, которым владеют европейцы» [3].

Одним из важнейших действий Франции, приведших к обузданию потенций «независимых» африканских государств, стало установление особой валютной системы на континенте. Это концепция была выдвинута ещё Шарлем де Голлем. Данная валютная система предусматривает наличие двух региональных денежных единиц, созданных для стран Центральной и Западной Африки (франк КФА ВЕАС и франк КФА ВСЕАО), где КФА – colonies françaises d'Afrique (аббревиатура французских колоний в Африке). По сути, валюта буквально названа колониальным франком в Центральном и Западном африканском регионе. Известно, что Банк государств Центральной Африки, расположенный в Дакаре, выпускает франк КФА для восьми стран (Сенегал, Мали, Гвинея-Бисау, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Того, Бенин), а Банк государств Западной Африки в Яунде – для шести (Габон, Чад, Экваториальная Гвинея, Центральноафриканская Республика, Конго, Камерун). Однако эмиссия до сих пор полностью контролируется казначейством Пятой республики, так как Париж с 1961 года аккумулирует национальные валютные резервные каждой из 14 африканских государств, являющихся бывшими французскими колониями.

Буквально поражает тот факт, что оба африканских банка обязаны вносить половину своих валютных резервов на специальные счета, контроль на которыми осуществляет казначейство Франции. В свою очередь, 50% прибыли, полученной государствами Françafrique на мировом рынке от экспорта сырья, также зачисляется на специальные счета, дислоцированные в Париже. Выходит, что Пятая республика за счёт перманентного воздействия на экономику Африки получает огромные доходы в свободно конвертируемой валюте. Сама же Франция дозволяет африканским государствам ежегодно получать денежные средства не более 15% от общей суммы валютных резервов. При этом если страна нуждается в большей доле своих же денег, Париж выдаёт их уже по ставке от 2% до 6%. Также существует абсолютный предел заимствований, зафиксированный на уровне 20% от доходов конкретного государства в минувшем году. По-настоящему пугает тот факт, что подобные правила действуют и в отношении гуманитарной помощи и пожертвований, направленных в данные африканские страны. Любая сумма, принадлежащая государствам Françafrique, должна пройти через французское казначейство. Таким образом, Чёрный континент, буквально, не способен управлять собственными денежными средствами, что не позволяет преодолеть непростую экономическую ситуацию.

Вышеупомянутые африканские банки не имеют насущной возможности выдавать кредиты, чтобы стимулировать развитие собственной экономики. Журналист К.Б. Малапарте совершенно справедливо полагает, что зону африканского франка следует называть не валютным союзом, а явным примером агрессивной политики неоколониализма. Довольно точно об этом сказал экс-президент Франции Жак Ширак: «Большая часть денег, которые находятся в нашем кошельке, поступает от эксплуатации Африки на протяжении веков» [1]. Следовательно, факт тотальной зависимости французской экономики от африканских ресурсов подтверждается даже официальными лицами Пятой республики.

Важно также сказать о стремительно набирающем обороты геополитическом соперничестве между Францией, Китаем, Соединёнными Штатами Америки и Россией в Африке [10]. Свои компании пытаются внедрить каждое из этих государств. При этом хорошо известно, что в некоторых африканских странах имело место военное присутствие России в лице частных военных компаний. Так, речь идёт о Ливии, Судане, Мозамбике, Демократической Республики Конго, Мадагаскаре, Центральноафриканской Республике, Мали и Буркина-Фасо. Также нужно упомянуть о недавно произошедших антифранцузских переворотах сразу в трёх государствах «Сахельской пятёрки»: в Мали (2021 г.), Буркина-Фасо (2022 г.) и Нигере (2023 г.) [14]. Представители новой власти активно начали вести политику, направленную на разрыв неоколониальных связей с Францией. Также, выйдя из «Сахельской пятёрки», вышеуказанные государства подписали хартию, учреждающую Альянс государств Сахеля (АЕС), призванный создать новую архитектуру коллективной обороны в данном регионе [6].

Также весьма важным достижением в области преодоления неоколониальной зависимости следует назвать проведение саммита Россия – Африка, состоявшегося в 2023 году в Санкт-Петербурге [7]. В ходе переговоров активно обсуждались такие важные темы, как продовольственная безопастность, зерновая сделка, сотрудничество по мирному атому, а также проблемы в сфере образования и науки [12]. Однако Пятая республика с огромным недоверием относится к подобного рода сношениям, ибо в среде французских элит никто не алчет утраты нынешних позиций в Африке. Ярким доказательством данного мнения служат слова Эммануэля Макрона, заключённые в его книге «Революция». Президент Франции утверждает, что стратегическое значение для «державности» Франции имеет её присутствие в Африке, которую он именовал «континентом будущего» [4].

Для того, чтобы подчинить сопротивляющиеся африканские режимы, Франция время от времени прибегает к крайним мерам и проводит на континенте военные операции. Первая из них с участием сил ЕС была проведена в рамках мандата ООН в 2003 г. в Конго (Браззавиль) [15]. В 2007 г. силы ЕС (EUFOR Tchad/RCA) были привлечены для охраны суданских беженцев в Чаде. В 2014-2015 гг. силы EC (EUFOR RCA) действовали в Центральноафриканской Республике. Нередко Пятая республика ссылается на значительный рост исламистской угрозы в регионе, тем самым убивая сразу двух зайцев. Им удаётся не только противостоять повстанцам-террористам, но и силой менять неугодные Парижу Правительства [11]. Подобные действия со стороны Франции вполне разумны, ибо не существует никакого логического резона оставлять столь прибыльный регион, зная, что на твоё место придёт какая-либо другая сильная держава, желающая наладить сотрудничество с африканскими государствами и перенаправить поток значительных дивидендов в свою казну.

Необходимо заключить, что Французская колониальная империя, хоть и прекратила своё существование де-юре, всё равно до сих пор существует де-факто. Об этом говорит современная политика Пятой республики по отношению к своим бывшим африканским колониям, заключённая в концепции Françafrique. Зависимость Парижа от урановой руды Нигера, золота и хлопка Мали, а также иных богатств Чёрного континента принуждают Францию с помощью «мягкой» политики, а также военных операций оставлять данный регион в своём подчинения. Недавние государственные перевороты в Мали, Буркина-Фасо и Нигере позволили антифранцузским силам прийти к власти. Это значительно подрывает неоспоримую гегемонию Франции в Африке и может привести к серьёзной и необратимой трансформации данного континента.

Нельзя также умалять и роли Российского государства в преодолении африканскими странами тотальной и невыгодной зависимости от Франции. Недавний саммит Россия – Африка продемонстрировал желание российской стороны активно работать над организацией двусторонних связей. Россия, как и столетие назад, вновь оказалась в авангарде построения более справедливого и совершенного мироустройства, в том числе и на Чёрном континенте. Необходимо осознавать, что окончательное воцарение концепции многополярного мира не может быть осуществлено без победы над неоколониализмом государств Западной Европы и США – и в этой неутомимой борьбе заключается высшая миссия России.

Егор Николенко

Список использованных источников

1) Cyril Bensimon. Jacques Chirac et l'Afrique, une amitié particulière.

2) Fernando Arancón. La Francáfrica o el imperio neocolonial francés

3) Françafrique - 14 pays africains contraints par la France à payer l'impôt colonial pour les «avantages» de l'esclavage et de la colonisation.

4) Macron E. Révolution. - P.: Editions XO, 2016. - 268 p. (Дата обращения: 07.12.2023);

5) Roger Pilhion. La langue française dans le monde

6) Буркина-Фасо и Нигер вышли из «Сахельской пятерки».

7) Второй саммит экономический и гуманитарный форум Россия — Африка — URL: https://summitafrica.ru/ (Дата обращения: 07.12.2023);

8) Малапарте К. Б. Ограбить Африку, накормить Францию

9) Мустафаева К. Противоречивая Франция: Лозунг «Свобода, равенство и братство» не мешает политике неоколониализма.

10) Носков А.Ю. Урановые войны Франции в Черной Африке.

11) Последние французские военные покинули Мали

12) Постникова Е. Что предлагает Россия в глобальном соперничестве за Африку.

13) Секачева А.Б. Особенности взаимосвязей Франции с бывшими африканскими колониями в рамках Международной организации франкоязычных стран

14) Соколов К. Страны Африки после встреч с Евкуровым решили создать военный альянс

15) Чернега В.Н. Франция и вооруженные конфликты в Африке

Публикация: Родная Кубань

23 апреля 2024
1.0x