Глеб Самойлов, экс-лидер всероссийски известной группы «Агата Кристи», а ныне фронтмен своего сольного проекта «The Matrixx», в очередной раз порадовал своих поклонников новым альбомом под названием «Здравствуй»
Надо сказать, Глеб Самойлов-давнишний друг газеты «Завтра», которой не только неоднократно давал интервью, но и даже посвятил отдельную песню. Не так давно в музыкальной программе «Соль» Г. Самойлов признался, что очень любит творчество Александра Проханова.
Любопытен и тот факт, что на первый же концерт своей сольной группы в 2010 году Глеб выслал пригласительные билеты писателям Проханову, Лимонову и Мамлееву. Придти на концерт они почему-то не соизволили. Впрочем, весьма странно было бы видеть людей столь почтенного возраста в толпе молодых фанатов авангардной рок-музыки. Что интересно, сам Глеб не раз выражал свои симпатии оппозиционным радикалам и причислял себя к "красно-коричневым". Хотя, конечно, политические предпочтения музыканта не имееют никакого значения. За него говорит его творчество.
А социально-политическая линия присутствовала в творчестве Глеба всегда, ещё во времена "Агаты Кристи". В "Матрице" же Глеб развивает эту тему более широко. Первые его сольные альбомы отличались этим "протестным настроением". Но протест всегда носил не поверхностную политическую подоплёку, а более глубокий, метафизический характер. Это особенно чувствуется в новом альбоме, который является логическим продолжением предыдущего, под названием «Резня в Асбесте».
Предыдущий альбом имеет пессимистичный конец и завершается грустно-веселой песней «Эвтаназия». Вернее сказать, даже не писсимистичный, а эсхатологический. Поскольку подразумевает некое продолжение за пределами земного бытия:
«Боль. За болью дали
Где вы не бывали»
Эвтаназия здесь, конечно, не пошлое самоубийство, а отказ вливаться в бытие, подобное, как писал Сартр, клейкой пасте. Это напоминает странный, иррациональный поступок одного платоновского персонажа- рыбака, который, чтобы постичь тайну смерти, связал себя и прыгнул в реку. Платонов пишет про него: «Втайне он вообще не верил в смерть, главное же, он хотел посмотреть — что там есть: может быть, гораздо интересней, чем жить в селе или на берегу озера; он видел смерть как другую губернию, которая расположена под небом, будто на дне прохладной воды, и она его влекла».
В альбоме «Здравствуй» смерть как бы протягивает руку лирическому герою.
Альбом открывается песней «Звезда»-на первый и поверхностный взгляд декаденстской и безвыходной: «Смотри, звезда вниз падает, сгорая..». Но звезда в своем блистательном падении готова выжечь себя дотла.
В песне "Дружок" поется от лица небытия, которое вальяжно, издевательским тоном говорит нам: «Здравствуй!». А в предпоследней композиции лирический герой с открытым забралом восстает,наконец, против смерти и тоже приветсвует её: «Здравствуй!»
Стоит отдельно сказать об эксцентричной манере исполнения этих песен. Они как бы и не совсем поются, а декларируются, очень надсадно и надрывно, что только добавляет экспрессии.. Пожалуй, из Глеба получился бы неплохой драматический актер.
Затем идут композиции, лейтмотив которых повторется в "Матрице" из альбома в альбом: о смертельной любви, конфликте внутреннего человека с внешнем миром и Богом.
Венчается альбом стихотворением Маяковского «Послушайте», наложенного на современную музыку. . Можно сказать, альбом заканчивается вполне оптимистично, т.к. после всех своих сумасбродных скитаний, лирический герой все же побеждает постмодерн и обретает смысл. «Ведь если звезды зажигают. Значит это кому-то нужно»
В новом альбоме много смерти. Настолько, что при внимательном прослушиванииь у неподготовленного слушателя может возникнуть физиологическое отвращение. Для Г.Самойлова аппелляция к смерти-это своего рода протест против мира конформизма и консьюмеризма. Как сказал музыкант в одном из своих интервью , цель его творчества -"бороться с постмодерном его же способами". И вот в такой карнавальной, издевательской манере, под танцевальную и весёлую музыку подается смерть, которая, как писал Бодрияр, является последним бастионом реальности в мире постмодерна.
Конечно, «The Matrixx»- не для всех. В первую очередь, для людей мыслящих и понимающих в жанре. Бессмысленно делать текстологический анализ песен, поскольку они слитны в одно с музыкой.
Но очевидно, что Глеб Самойлов делает музыку честно, не пытаясь угодить толпе и опираясь на свой жизненный опыт. Это очень искреннее творчество.