Последний трамвай
Авторский блог Илья Полонский 23:40 21 февраля 2015

Последний трамвай

Для центра города трамвай на ул. Станиславского имеет очень большое значение. Это не только историко-культурный символ ростовского центра, с которым связано много впечатлений и воспоминаний. Это – прежде всего транспорт, необходимый тем горожанам, что живут в «старом городе». Здесь, ниже улицы Станиславского, начинаются крутые спуски к набережной Дона. Дорога в горку порой утомительна и для молодого спортивного человека – что говорить о стариках и инвалидах. Трамвай в жизни местного населения играет очень большую роль. Прежде всего - потому, что связывает с Центральным рынком. Ведь что купишь в ларьках вблизи дома – там одни чипсы да соки с пивом. Пока есть трамвай – можно проехать пару, тройку, пяток остановок до рынка и купить что душе угодно, еще и по приемлемым ценам.
3

В жизни каждого города транспорт играет очень большую роль. Ведь это не только средство перемещения для горожан и гостей – это часть городского имиджа, его культуры. Транспорт давно выполняет символические функции. Сложно представить индийские города без моторикш, Венецию – без маршрутных теплоходов – «вапоретто», а филиппинскую Манилу – без разукрашенных «джипни», некогда бывших вездеходами американской армии. Люди привыкают ассоциировать конкретный город с определенными видами транспорта, и он вживается в город, превращаясь в один из его важнейших компонентов, в частичку его специфики, культурного лица. Поэтому когда в любом городе происходит «транспортная реформа», связанная с изменением ли маршрутов, отменой определенных видов общественного транспорта или внедрением новых, это вызывает значительный резонанс среди городского населения. Неудивительно, что когда власти городов объявляют о тех или иных трансформациях транспортной системы, население встречает это чаще всего с явным неудовольствием. Так уж повелось – консервативные у нас люди, любят, чтобы все было стабильно и привычно.

Февраль 2015 года может войти в историю Ростова-на-Дону и как месяц, в котором было принято знаковое решение местной власти о сносе трамвайных путей с улицы Станиславского. Для тех, кто не был в этом колоритном южном городе – улица Станиславского – одна из старейших улиц Ростова. Когда-то она называлась Почтовой и была главной в городе. Потом город рос на север и статус ростовской «улицы номер один» перешел к Большой Садовой (в советское время – Энгельса). Но улица Станиславского осталась одной из достопримечательностей города. Пьяной, базарной, порой – тихой, где-то – трущобной. Это на ней – знаменитый Центральный рынок, «Старый базар» Ростова. Торговые ряды, так и норовящие отхватить побольше площади у проезжей части. А проезжей части – не так и много. Улица узка и для движения автотранспорта мало пригодна. Зато здесь ходит трамвай. «Первый» - некогда ходивший от Главного железнодорожного вокзала до Сельмаша, а сегодня завершающий маршрут у Госпиталя ветеранов – на 26-й линии, в сердце Нахичевани. И «четвертый», увозивший с Центрального рынка обитателей района мясокомбината и ипподрома.

По Почтовой / Станиславского трамвай ходит с дореволюционных лет. Ростов – вообще «трамвайный» город. Знаменитая «конка» появилась здесь в 1887 году, а электрический трамвай – в 1902 г., всего лишь тремя годами позже, чем в Москве. Строили первые трамвайные пути в Ростове бельгийцы, которые и были создателями ростовской «конки». К началу ХХ века в Ростове-на-Дону действовало четыре линии «конки»: Новое Поселение – Богатяновский спуск, Сенной Базар – Смирновский Спуск, Городское Депо – ул. Большая Садовая и Вокзал – Нахичевань. А в 1902 г. по старым рельсам конки пошел электрический трамвай. С тех пор и на протяжении целого столетия трамвай играл важную роль в жизни Ростова-на-Дону. Пережил войны и революции, перевез миллионы людей. Трамвайные маршруты охватывали практически все районы города. Продуманная и эффективная была транспортная политика в те времена – основанная на реальном балансе различных видов общественного транспорта, каждый из которых выполнял свою определенную роль в перевозках горожан.

Медленное убийство ростовского трамвая началось в 1990-е годы. Тогдашние власти города решили, что в новом «демократическом» и «рыночном» Ростове трамваю – не место. Причем первую половину 1990-х гг. трамваи еще ходили в прежнем режиме – сказывалась сумятица пореформенных лет. Чешские «Татры» и советские составы производства Усть-Катавского завода исправно возили пассажиров на Северный, Западный, Чкаловский, Лендворец, Красный Аксай, Сельмаш. В общем – куда угодно. Поворотным стал 1998 год. Именно в этом году началось уничтожение большей части городского трамвайного полотна. Смерть приняли десять трамвайных маршрутов и четыре трамвайные линии. Пять трамвайных маршрутов исчезли в промежуток между 2002-2008 гг. Два трамвайных депо – Кировское и Октябрьское – были закрыты. К 2014 году в Ростове-на-Дону оставалось лишь четыре трамвайных маршрута, а трамвайные линии остались лишь в центре города и в труднодоступном районе Лендворец – Олимпиадовка – Западный поселок (вот эта линия – вообще уникальна, ибо в указанных районах иного транспорта, кроме трамвая, практически нет. Если на Лендворце или в Олимпиадовке убрать трамвай – для местного населения наступит настоящая транспортная катастрофа). Одной из последних трамвайных линий Ростова-на-Дону и является линия по ул. Станиславского.

Для центра города трамвай на ул. Станиславского имеет очень большое значение. Это не только историко-культурный символ ростовского центра, с которым связано много впечатлений и воспоминаний. Это – прежде всего транспорт, необходимый тем горожанам, что живут в «старом городе». Здесь, ниже улицы Станиславского, начинаются крутые спуски к набережной Дона. Дорога в горку порой утомительна и для молодого спортивного человека – что говорить о стариках и инвалидах. Трамвай в жизни местного населения играет очень большую роль. Прежде всего - потому, что связывает с Центральным рынком. Ведь что купишь в ларьках вблизи дома – там одни чипсы да соки с пивом. Пока есть трамвай – можно проехать пару, тройку, пяток остановок до рынка и купить что душе угодно, еще и по приемлемым ценам.

Нехорошие слухи о том, что трамвайную линию на ул. Станиславского ждет «модернизация», ходили давно. Первоначально связывали их с проектами по улучшению Соборной площади – мол, следует сделать ее пешеходной, для чего требуется сделать трамвайный разворот чуть выше – на параллельной Московской улице. Что касается трамвая, то никто его убирать не хотел  - планировалось к Чемпионату мира по футболу, который должен состояться в Ростове-на-Дону в 2018 году, полностью переложить линию по бесшпальной технологии. Администрация города говорила о новом скоростном трамвае, ничто не предвещало грозящей «беды». Однако 3 февраля 2015 г. состоялось первое заседание общественных советников. Двадцать пять уважаемых в городе людей выступают в роли экспертов, дающих рекомендации главе администрации по наиболее важным вопросам. Первый день функционирования этого института можно вполне счесть историческим – на заседании прозвучало мнение о необходимости ликвидации трамвайных путей на ул. Станиславского.

Глава городской администрации Сергей Горбань пообещал разобраться с этим вопросом, но конкретного решения не принял. И вот спустя несколько дней на сайте городской администрации, а затем и в ростовских СМИ, появилась информация о том, что трамвайное движение по ул. Станиславского все же ликвидируют. А обслуживать местных жителей будут низкопольные автобусы. Городское руководство мотивировало это решение дороговизной перекладки трамвайных путей по сравнению с их демонтажем, а также сослалось на необходимость сохранения старых зданий, которые трясутся и рушатся от движения трамваев.

Решение городских властей вызвало настоящий накал страстей в городе. Для некоторых ростовчан, «влюбленных в трамвай», это известие стало сигналом к действию. У трамвайной остановки «Центральный Рынок» ростовчанин Михаил Векленко провел одиночный пикет – акцию символических похорон ростовского трамвая. Михаил – один из инициаторов сетевого проекта «Фабрика городской среды», он же администрирует в социальной сети «Вконтакте» сообщество «Проект: Ростовский трамвай». Гражданский активист убежден, что ликвидация трамвайных путей на ул. Станиславского будет очень большой ошибкой и принесет многочисленные проблемы местным жителям.

20 февраля в городской администрации состоялось общественное обсуждение «судьбы трамвая». Чиновники, общественные активисты и простые ростовчане выражали свои точки зрения на решение спорного вопроса. Представитель администрации отстаивал изначальную линию городских властей – реставрация путей дорогостоящая, денег на нее нет, да и состояние домов на ул. Станиславского не позволяет провести реконструкцию – сваи просто разрушат многие дома. Общественный активист Михаил Векленко отстаивал необходимость сохранения трамвайных путей. Звучали и альтернативные точки зрения – от замены трамвая троллейбусом до начала реконструкции всего района, со сносом ветхих зданий. Стороны так и не пришли к компромиссу, поэтому накал трамвайных страстей в городе не спадает.

Что следует отметить по этому поводу. Во всем мире трамвай считается прогрессивным и экологически чистым видом транспорта. Не только в европейских городах, но и во многих странах Африки, даже в таком бедном государстве как Эфиопия, существует трамвайное сообщение. По сравнению с автобусами и маршрутками трамвай куда более экологичен и дешев. Один из известнейших в современном мире теоретиков организации транспортной системы – Вукан Вучик. Это он написал «Транспорт в городах, удобных для всех» - книгу, изданную в 2011 г. на русском языке. Вучик убежден, что «рельсовый транспорт - это самый безопасный, самый стабильный, самый тихий и спокойный способ передвижения, который есть в мире» (Цит. по: Вучик про тверской трамвай).

С мэтром урбанистики сложно не согласиться, но есть и небольшой нюанс – в современной России во многих городах трамвай находится в неприглядном состоянии. Ходит медленно, вагоны ужасны, движение организовано неразумно. Но вина в этом отнюдь не трамвая. Слишком много интересов сходится вокруг этого удобного для простых людей общественного транспорта. Это и интересы власти, не желающей тратить солидные суммы на реконструкцию путей и обновление трамвайного парка, и интересы автотранспортных компаний и «королей бензоколонок», думающих о собственной прибыли, и даже общественное мнение той части горожан, что владеют собственными автомобилями. Последние, ныне в большинстве приобретая автомобиль в кредит, забывают о том, что у сотен тысяч горожан автомобиля нет, что есть пенсионеры, которым больше некуда деваться, кроме как пользоваться общественным транспортом. А ведь прав был французский философ Ги Дебор, подметивший в свое время, что автомобиль не столько средство передвижения, сколько материализация представлений о счастье в современном потребительском обществе.

Кстати, фактор лоббизма не следует исключать из типичных не только для России, но и для практически всех стран мира, причин сохранения приоритета автобусного транспорта над трамвайным. Вукан Вучик в одном из интервью напоминал о заговоре в США, имевшем место еще в первой половине ХХ века. Тогда, в 1930-х гг., нефтяная компания Exxon, производитель шин Firestone и гигант автопрома General Motors создали компанию «Национальные городские линии», которая якобы выступала за модернизацию транспортной сети, но в действительности стремилась уничтожить трамвайные линии – именно для обеспечения максимальной выгоды автопрома, нефтепрома и производителей шин. «Полосы были заасфальтированы: якобы это увеличивает пропускную способность дороги. На самом деле они снизили пропускную способность и катастрофически уменьшили число поездок на общественном транспорте. Они вынудили людей ездить на машинах всё больше и больше, а затем заявили: «Людям нужны парковки и скоростные дороги», - подчеркнул Вукан Вучик (Цит. по: Переводы разговоров с Вучиком).

Можно ли представить ту же улицу Станиславского без трамвая? Конечно можно. Узость проезжей части не оставит для автомобильного транспорта возможности преодолевать эту улицу с минимальными пробками. Да и большие автобусы по ней пойдут с трудом, занимая по полосе. Значит – улица будет занята маршрутками. Лихие микроавтобусы, далеко не всегда исправные, летающие по тихой прежде трамвайной улице. И самый главный нюанс – как будут добираться по своим делам жители исторического центра Ростова, пока улица замрет в процессе ремонта. На год – два люди могут лишиться транспорта, поскольку рельсы уберут, но и новый транспорт по ремонтируемой улице вряд ли пустят сразу.

А ведь проблема трамвая есть не только в Ростове. Потеря интереса к этому прекрасному виду транспорта характерна для многих городов и регионов России. И не только частичка истории умирает вместе со снимаемым трамвайным полотном – лишаются работы люди, получавшие профессию водителя трамвая, а главное – города теряют чистый и дешевый транспорт, заменяя его дымящими и маловместительными маршрутками. Вариант же для Ростова, на самом деле, только один – ремонт старых трамвайных путей, строительство новых, запуск современных составов. Именно такая транспортная политика сможет победить городские пробки, решить проблему переполненности маршруток и автобусов в часы пик, обеспечить достойное сообщение с отдаленными и труднодоступными районами города.

 

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий

Илья, то же и у Ваших соседей в Волгограде. Предыдущий губернатор, при котором город превратился в большой свинарник, тоже хотел убрать трамвай.
Может быть именно дешевизна и демократичность раздражают новых хозяйчиков жизни?
Между тем по центру прекрасных западноевропейских городов плавно движутся... да-да, трамваи. Никому они там не мешают, прекрасно вписываются во всех аспектах в транспортную инфраструктуру.

21 февраля 2015 в 20:44

Капитализм несовместим с общественным интересом. В условиях диктата частной собственности, рынка, стихии закона стоимости человек становится лишь СРЕДСТВОМ обогащения, объектом паразитирования, но не целью общественного развития. Это известно уже более чем полтораста лет. Об этом писали Маркс, Энгельс, Ленин. Ради уничтожения частной собственности, уничтожения неравенства, несправедливости народ и сбросил иго помещиков, капиталистов и прочих "эффективных собственников".

22 февраля 2015 в 10:28

В Новосибирске тоже трамвайное сообщение (которому исполнилось 80 лет) едва не стало жертвой горе-реформаторов. Вчетверо уменьшился выпуск вагонов на линию, левобережье больше не связано с центральной частью города трамвайным маршрутом, приходит в упадок контактная сеть и инфраструктура. Распродана за бесценок недвижимость депо.
Уголовные дела возбуждены были, но тормозятся интересантами.
В последние годы стала очевидной невозможность полноценной транспортной обеспеченности мегаполиса на Оби без развития трамвая. Новые власти города (во главе с мэром-коммунистом Локтем ) декларируют возврат трамвая, развитие скоростного трамвайного сообщения и т.д.