Авторский блог Евгений Спицын 16:48 27 ноября 2018

После Сталинграда

75 лет Тегеранской конференции

Тегеранская конференция, начавшаяся 75 лет тому назад, 28 ноября 1943 года, была первой публичной трёхсторонней встречей лидеров стран антигитлеровской коалиции. Важнейшими взаимосвязанными вопросами конференции были вопросы об открытии Второго фронта в Европе и участии Советского Союза в войне против милитаристской Японии.

Ещё в апреле 1941 года между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на пять лет с последующей пролонгацией ещё на пять лет. Это было результатом победы советских войск на озере Хасан и на реке Халхин-Гол в 1938-1939 гг., после чего в японском генералитете взяла верх так называемая атлантическая партия, которая считала, что основная сфера жизненных интересов Японии лежит не на территориях Китая и советского Дальнего Востока, а на юге: на Филиппинах, в Океании и т. д. Поэтому японская военщина развязала войну с США, совершив бомбардировку Пёрл-Харбора в декабре 1941 года, что заставило США вступить в боевые действия.

Несмотря на это, угроза японского наступления на советский Дальний Восток существовала на протяжении всей войны, и не случайно мы там держали внушительные силы. Наибольшего напряжения ситуация достигла во время Сталинградской битвы, так как была получена достоверная информация, что если падёт Сталинград, то Турция и Япония вступят в войну на стороне Германии.

Немцы под Сталинградом были разбиты, и Япония продолжила активные боевые действия против США. Разумеется, Вашингтон был крайне заинтересован в вооружённой мощи Советского Союза для борьбы с японскими милитаристами. А мы нуждались в открытии Второго фронта в Европе. Поэтому на Тегеранской конференции была достигнута договорённость, что не позднее, чем через три месяца после окончания войны с Германией, Советский Союз вступит в войну против Японии.

Так это и произойдёт: в ночь с 8-го на 9-е августа Советский Союз начнёт блестящую операцию, в ходе которой будет разгромлена японская Квантунская армия численностью более миллиона солдат и офицеров.

Но в ноябре 1943 года для нас главным был вопрос открытия Второго фронта в Европе, от чего и американцы, и — особенно — британцы всячески уклонялись. Более того, до Сталинграда они занимали откровенно выжидательную позицию. После Сталинграда и битвы на Курской дуге союзники поняли, что участь Германии предрешена и надо "поспешать" к "разделу пирога". Вопрос об открытии Второго фронта встал в повестку дня.

В Тегеране Черчилль выступал за итало-балканский план высадки союзных войск, на что Сталин резонно заметил, что от Нормандии до Берлина куда ближе, чем от Балкан и юга Апеннин. Сталинскую позицию поддержал Рузвельт, и Черчиллю пришлось согласиться с их доводами. Открытие Второго фронта было запланировано на начало мая 1944 года, в решениях Тегеранской конференции была указана именно эта дата. Однако реально союзники высадятся в Нормандии только 6 июня 1944 года.

Главными вопросами послевоенного устройства были вопросы Польши и Германии. Лидеры "Большой тройки" были согласны в том, что надо воссоздавать польское государство, которое прекратило своё существование в сентябре 1939 года. Вопрос был лишь в том, в каких границах будет существовать это государство? Британцы прекрасно понимали, что Сталин никаких переговоров относительно так называемых восточных "поветов" Польши, то есть территорий Западной Белоруссии и Западной Украины, вести не будет. Эти земли вошли в состав СССР законно, в соответствии с Версальскими договорённостями, в которых была определена так называемая линия Керзона. Граница между тогдашней Советской Россией и воссоздаваемым польским государством должна была проходить как раз по территории Западной Белоруссии и Западной Украины.

Черчилль выступил с предложением компенсировать полякам утерю территорий на востоке. После обсуждений в Тегеране было принято принципиальное решение о том, что западная граница воссоздаваемого польского государства будет проходить по Нейсе и Одеру, то есть в состав польского государства будут включены некоторые немецкие территории: большая часть Померании, Силезии и Восточной Пруссии.

Сам германский вопрос обсуждался в последний день работы конференции — 1 декабря 1943 года. С инициативой его обсуждения выступил президент США и сразу предложил разделить территорию Германии на пять государств: Пруссию, Ганновер, Баварию, Саксонию и Гессен. Черчилль выступил с предложением создать Дунайскую федерацию в составе Австрии, Венгрии и части германских земель, в частности Баварии и Бадена.

Сталин не высказался по поводу расчленения Германии. Раньше историки считали, что он промолчал, поскольку ещё не была сформулирована позиция советского руководства. Однако последние архивные исследования убедительно доказывают, что ещё летом 1943 года по указанию ЦК была составлена докладная записка о возможном расчленении Германии на четыре, пять и даже семь государств. И эти предложения находились в портфеле у Иосифа Виссарионовича Сталина. Почему он не озвучил эти проекты, мы до сих пор не знаем.

В Тегеране обсуждалось также и создание вместо Лиги наций более действенной международной структуры, которая могла бы предотвращать военные конфликты, — структуры, которая потом получила своё воплощение в Организации Объединённых Наций.

Таким образом, Тегеранская конференция заложила не только основы послевоенного миропорядка, но и во многом определила политическую карту Европы, которая просуществовала вплоть до 1990-1991 годов.

1.0x