Авторский блог Надежда Диас 20:37 6 августа 2017

Портрет Марии Лопухиной

4 августа - 260 лет художнику Боровиковскому

За что мы любим то или иное произведение искусства? Это вопрос не простой. Когда я смотрю на портрет Марии Ивановны Лопухиной, то я чувствую радость. Я люблю реалистическую живопись, и на этом портрете Мария как живая. Она молодая, красивая и нежная. Как удалось художнику всё это изобразить при помощи красок?

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского. В Третьяковской галерее находится 34 его произведения. И, конечно, самое известное среди них – это портрет Марии Лопухиной. На втором месте я бы назвала портрет княжны Анны Гагариной и княжны Варвары Гагариной и портрет Елены Александровны Нарышкиной. Портрет сестёр Гагариных привлекает внимание не только красотой двух девушек, но и наличием музыкального инструмента. Нарышкина, на заднем фоне портрета которой изображена роза, тоже удивительно молода и красива. А портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой занял в составленной мной иерархии третье место - здесь прекрасно передана личность героини, её боевой характер.

Однако хочу заметить, что не я одна выдвинула портрет Марии Лопухиной на первое место. На сайте Государственной Третьяковской Галереи именно эта картина попала в четвёрку самых любимых зрителями произведений живописи. Кроме неё, мы там находим «Богатырей» В.М.Васнецова, «Рожь» И.И.Шишкина и «Всадницу» К.П.Брюллова.

Обсудим историческое и современное местонахождение картины. Портрет, созданный Боровиковским, «долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи»(Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)) . В наше время этот музей называется Государственной Третьяковской Галереей.

Автор картины, Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский художник исторической, церковной и портретной живописи (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)).

Родился в Миргороде, в семье казака. Отец и два брата были иконописцами.

«В 1787 он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из «путевых дворцов» Екатерины II, возводившихся на пути её следования в Крым» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)). «Императрица пожелала видеть автора картин, говорила с ним и советовала ему ехать в Петербург, в Академию Художеств» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)). И в 1788 г. Боровиковский переезжает в Петербург. С 1792 берет уроки у австрийского живописца И.Б.Лампи, затем у портретиста Д. Г. Левицкого. От него, «Боровиковский перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)).

В 1802 году художнику присвоено звание советника Академии Художеств. «Среди его учеников – А.Г.Венецианов и И.В.Бугаевский-Благодарный»(Сайт Государственной Третьяковской галереи

http://www.tretyakovgallery.ru(14.05.2017)).

Живописное полотно «Портрет Марии Лопухиной» было создано Владимиром Лукичём в 1797 году. Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Боровиковский – «это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами. Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана картина "Портрет М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания,

fb.ru/article/161740/vladimir-...копия(14.05.2017)).

«Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают. Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания,

fb.ru/article/161740/vladimir-...копия(14.05.2017)).

Портрет Лопухиной - это индивидуальный портрет. Боровиковский написал много и парадных портретов, но они не снискали такой славы, как данная картина.

Основной темой, сюжетом портрета стало гармоничное слияние человека с природой. «Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)).

«Лопухина одета в простое белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. Скромность ее наряда как бы противостоит декоративной пышности парадных портретов. На плечи Лопухиной наброшена шаль. Наклон фигуры ритмически повторяется в линиях пейзажа; этим приемом художник снова подчеркивает мысль о единстве природы и человека. Лирическая настроенность портрета выражена и в его колорите, легком и воздушном, построенном на приглушенном звучании белых, сиреневых, серебристых и нежно-зеленых тонов, пронизанных голубоватыми рефлексами» (Боровиковский Владимир Лукич. "Портрет Марии Ивановны Лопухи... liveinternet.ru/users/5124893/...копия (14.05.2017)).«С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет» (В.Л.Боровиковский - Портрет М.И.Лопухиной

nearyou.ru/borovik/1lopuhina.htmlкопия(14.05.2017)).
«Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(
Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)) .

А Николай Заболоцкий, любуясь Лопухиной, написал следующее:
«Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной , дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно»

(Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-...копия(14.05.2017)).

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность – голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями - Н.Д.), жена егермейстераС. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Портрет_...копия(14.05.2017)).

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-...копия(14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

artlibrary.ru/picture/2546копия (14.05.2017)).

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)*).

«Молодая женщина на картине откровенно счастлива – она молода, здорова, любима и любит. Счастье любую женщину делает невероятно красивой. Правильнее было бы сказать – она знает о своей красоте. И эта уверенность — спокойная, сильная и нежная одновременно. Вот это внутреннее состояние и превращает каждую женщину в красавицу, от которой «взгляд не отвести». Боровиковский уловил это тонкое внутреннее счастливое «я» и смог его показать нам» (ХУДОЖНИК БОРОВИКОВСКИЙ. Биография и картины Владимира Лукича bibliotekar.ru/k86-Borovikovskiy...копия(14.05.2017)).

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников – это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

artrg.com/wdr/201601/opisanie-...копия(14.05.2017)).

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками – струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma... otvet.mail.ru/question/18859050318.03.16копия(14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи... sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь – «полу», всё здесь – контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета – искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна – нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

(Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-...копия(14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

«Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

kulturologia.ru/blogs/220915/26366копия(14.05.2017)).

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

sochinenietut.ru/сочинения/...копия(14.05.2017)).

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

1.0x