В Иране развивается политический кризис, вызванный убийством генерала КСИР Касема Сулеймани и сбитым силами ПВО КСИР украинским "боингом".
Как сообщают западные СМИ, официальный Тегеран в повторном техническом докладе по крушению украинского пассажирского авиалайнера ещё раз подтвердил свою ответственность за произошедшую трагедию. Утром 8 января 2020 года "боинг 737-800NG" компании "Международные авиалинии Украины", выполнявший международный рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев был сбит двумя зенитными ракетами комплекса ПВО "Тор-1" российского производства, который защищал международный аэропорт иранской столицы от вероятных атак с воздуха. Но констатация этого факта не "закрыла" ситуацию с политическими последствиями данного события. Вокруг неё стали разворачиваться весьма сложные политические комбинации, затрагивающие как всю мировую политику, особенно — в ближневосточном регионе, так и сам Иран.
В частности, президент Исламской Республики Хасан Рухани выступил перед парламентом с беспрецедентно жёсткой критикой иранских военных, прежде всего — подразделений КСИР, которые отвечали за противовоздушную оборону Тегеранского аэропорта. Политический лидер Ирана даже дал гарантию судебного преследования и арестов среди военных, причастных к этой трагедии, хотя она произошла, прежде всего, из-за плохой технической координации между военными и службами аэропорта, который был взят под усиленную защиту после американского ракетного удара по официальной иранской делегации во главе с генералом Сулеймани, прибывшей в Багдад, и "ударов возмездия", которые могли привести к эскалации американо-иранского конфликта.
Столь чрезмерная и, по сути, неадекватная позиция Рухани не была только словами — в Корпусе стражей Исламской революции прошли аресты, которые дали повод говорить о том, что возникший военно-политический кризис используется исполнительной властью Ирана для ослабления влияния КСИР и аятоллата с целью трансформации политической системы этой страны, существующей с 1979 года, а сам Рухани, в таком случае, выступает в роли "иранского Горбачёва". По мнению Сергея Кургиняна, "Сулеймани был убит не потому, что его гениально отследили и накрыли американцы, а потому что его сдали свои. И не просто сдали, а навели американцев на цель самым прямым и непосредственным образом. И эти же "свои" сбили украинский самолёт".
Иран более сорока лет живёт в условиях жесточайших западных санкций, и там существуют политические силы, желающие из-под этих санкций выйти, отношения с США и их союзниками нормализовать, а свои интересы в ближневосточном регионе и за его пределами — укрепить. Есть и другие политические силы, ориентированные на Китай, который выступает основным покупателем иранской нефти, а потому категорически не заинтересован в конфликте Тегерана с Вашингтоном с весьма вероятным перекрытием Ормузского пролива и взлётом мировых цен на энергоносители. Наконец, есть и третьи политические силы, которые считают, что в союзе с Россией и Турцией Иран сильно обделяют и в недостаточной степени учитывают его интересы. Все эти силы могли совместно сыграть против руководства КСИР в целом и против Касема Сулеймани в частности. Тем более, что убитый генерал был одним из самых вероятных победителей на предстоящих президентских выборах в Иране. Как будет развиваться вся эта ситуация дальше, насколько реален "ползучий заговор" в Исламской Республике и против кого он в основном направлен — пока сказать трудно.
Но некоторые свидетельства в пользу того, что "иранской перестройки" уже сегодня-завтра — ожидать не стоит, имеются налицо. Так, например, Тегеран заявлял о своей готовности отправить "чёрные ящики" погибшего "боинга" на расшифровку во Францию и Канаду. Однако в конце прошлой недели эта позиция была пересмотрена. Вместо этого иранские власти огласили свою готовность сотрудничать в окончательной расшифровке записей "чёрных ящиков" с иностранными специалистами, но исключительно на своей национальной территории.
Точно так же не был дезавуирован и заявленный выход Ирана из "ядерной сделки" в качестве "асимметричного ответа" на убийство генерала Сулеймани. Возможно, свою роль сыграли здесь не только агрессивная риторика Трампа, но и позиция киевских властей, которые потребовали не только осудить действия Ирана в отношении сбитого "боинга", но и взыскать с него астрономические суммы компенсации за погибших в результате этой авиакатастрофы.