Авторский блог Тимур Асеев 18:38 3 марта 2014

Положения Конституции Украины противоречат принципам международного права?

Украина, Крым, Путин

Власти Автономной республики Крым пытаются решить вопрос о расширении автономии. Это, по всей видимости, необходимо, чтобы провести местный референдум, на котором будет поставлен вопрос о выделении Крыма из состава Украины.

Конституция Украины позволяет решать вопросы об изменении территории государства исключительно всеукраинским референдумом (ст. 73 КУ), а к полномочиям Автономной республики Крым относит организацию и проведение лишь местных референдумов (ст. 138 КУ). Таким способом защищается принцип единства и целостности государственной территории, провозглашенный в ст. 132 Конституции Украины. Однако есть основания полагать, что фактически запрещая решать вопрос об изменении территории государства на местном референдуме, составители основного закона Украины препятствуют реализации принципа международного права на самоопределение народов, который закреплен в Уставе Организации объединенных наций и Декларации о принципах международного права 1970 г. В последней в частности говорится следующее:

«Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».

Устав ООН в свою очередь гласит:

«Организация Объединенных Наций преследует Цели:

...

Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов (выделено автором – Т.А.), а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира».

Эти международные принципы являются частью национальной правовой системы Украины, т.к. Украина является членом ООН и в соответствии с Уставом ООН должна добросовестно выполнять принятые на себя по данному Уставу обязательства. Кроме того статья 9 Конституции Украины закрепляет, что действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины.

Конституция России, например, по моему личному мнению, в разрезе соответствия международному праву смотрится куда более выгодно, во-первых, принцип самоопределения народов прямо закреплен в ч. 3 ст. 5:

«Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (выделено автором).

Во-вторых, в нашем основном законе непосредственно предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 КРФ).

Итак, всеукраинский референдум, учитывая сложившуюся общественно-политическую ситуацию в государстве, почти точно не даст Крыму возможности отделиться. Решить на местном уровне вопрос о выделении Крыма из состава Украины, полагаю, можно только путем изменения украинской конституции, а этого в Киеве также не допустят. Если все сложиться именно таким образом, то останется только обращаться в ООН, и Россия в этом должна сыграть решающую роль.

Одержит ли Путин еще одну блистательную дипломатическую победу, подобную той, которую он одержал в сирийском вопросе?

Все суждения и выводы в данной статье, а также в ее заголовке, являются личным мнением автора.

1.0x