Авторский блог Марина Алексинская 14:48 25 августа 2016

"Подумаем о будущем..."

русский меценат Надежда Тушакова отвечает на вопросы "Завтра"
3

Международной академии музыки Елены Образцовой — год. Событие знаменательное. И не только в свете софитов русской и мировой оперы, в звучании арий из оперных шедевров "Кармен", "Сельская честь", "Хованщина", что заставили Франко Дзеффирелли произнести в сердцах однажды: "В моей жизни было три потрясения — Анна Маньяни, Мария Каллас и Елена Образцова". Событие это знаменательно ещё и потому, что в центре его — тектонический сдвиг. Движение пород, перенасыщенных малахитом, турмалином, аметистом, что взломало забетонированность практики спонсорских поддержек и вынесло на поверхность почти забытый "каменный цветок" традиций русского меценатства.

Надежда Павловна Тушакова, председатель совета директоров Большого Гостиного двора (Санкт-Петербург) — русский меценат. Год назад она вписала своё имя в создание и открытие Международной академии музыки Елены Образцовой. И вот сегодня специально для газеты "Завтра" любезно согласилась дать интервью.

"ЗАВТРА". Надежда Павловна, впервые увидев и услышав вас в день открытия Международной академии музыки Елены Образцовой, я не могла не заинтересоваться вашей личностью. И нашу беседу хотела бы начать с вопроса, что побудило вас к созданию академии?

Надежда ТУШАКОВА. Как-то Елена Васильевна пригласила меня на благотворительный концерт с участием её учеников, что проходил в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. В зале было очень много народа: артисты, депутаты, представители бизнеса, чиновники… И в завершение концерта Елена Васильевна вышла к микрофону и обратилась: дорогие друзья, я так хочу создать Международную академию музыки, помогите мне, кто может, с помещением. И так она развела руки, что одна рука прямо на меня указала, я сидела по диагонали в углу зала. Я поднялась и сказала: мы поможем. Весь зал зааплодировал.

"ЗАВТРА". В окружении Образцовой было немало "сильных мира сего". Но чем можно объяснить тот факт, что на протяжении многих и многих лет никто не отзывался на её призыв?

Надежда ТУШАКОВА. Безучастием… Ещё в день нашего знакомства Елена Васильевна говорила мне, что есть письмо, подписанное президентом, дающее ей право образовать академию. Оригинал письма тогда мы не смогли найти, из Москвы нам выслали его копию, где было дано мэру Москвы распоряжение: выделить Образцовой помещение для Международной академии музыки. Но, к сожалению, у нас не все распоряжения президента чётко выполняются. Поэтому единственный, кто предоставил помещение — это Большой Гостиный двор.

"ЗАВТРА". Ваше согласие для Елены Васильевны было неожиданным?

Надежда ТУШАКОВА. Не знаю. Мы об этом не говорили. Просто иногда в жизни звёзды сходятся.

"ЗАВТРА". Вы были подругами?

Надежда ТУШАКОВА. Я не могу назвать себя подругой. Прежде всего Елена Васильевна была нашим клиентом, другом Большого Гостиного двора. Обычно когда она приезжала в Санкт-Петербург, заезжала ко мне. Как только открывалась дверь, сразу: а ты слышала этот анекдот? Всё начиналось с анекдота. Елена Васильевна необыкновенно одарённая женщина. И личность — легендарная. Умная, знала много языков, с ней всегда было интересно поговорить. В любом возрасте она была необыкновенно красивой. Красивой внешне, красивой внутренне. Это, к сожалению, не всем женщинам дано. Ей это было дано, и не только потому, что она оперная певица.

"ЗАВТРА". Делились взглядами на происходящее, на искусство?

Надежда ТУШАКОВА. Я задавала вопросы, которые меня интересовали. Вот я была в Милане в Ла Скала, слушала оперу "Дон Жуан". На сцене был чёрный квадрат. Все мужчины были одеты в костюмы Ferre в сине-белую полоску, и всё действие происходило на полу. Я просидела первое действие, но поняла, что мне это не интересно, мы с мужем ушли. Потом спросила, конечно: Елена Васильевна, может, я что-то не понимаю, вот для чего классику нужно переделывать на современный лад? Елена Васильевна ответила: да это просто безобразие!..

В декабре 2014 года у нас в Гостином дворе состоялось мероприятие по закладке капсулы в здание будущей академии, и тогда было зачитано обращение к молодёжи с призывом помогать культуре, воспитывать себя, так как без культуры не может быть страны ни уверенной, ни обеспеченной, ни здравомыслящей. Я с такими словами Елены Васильевны согласна и полностью присоединяюсь к ним.

"ЗАВТРА". Ваши взгляды на концепцию академии тоже совпадали?

Надежда ТУШАКОВА. Елена Васильевна очень много работала. Проводила занятия со студентами в университете Герцена, в Культурном центре на Невском, давала мастер-классы в Москве, в галерее Шилова. Но она хотела создать своё. Свою академию. Говорила, что таких замечательных голосов, как в России, нигде больше в мире нет, что надо помочь нашим талантам с образованием, так как есть огромная проблема между получением высшего образования в музыкальных учреждениях и театром. Что артисты, получив высшее образование, приходят в театры, поют арии и фактически не понимают даже, что, какая история за той или иной оперой стоит. И поэтому она хотела с академией занять эту нишу: дать дополнительное образование, помочь молодым талантливым певцам найти возможность обрести себя на сцене. Я могла только соглашаться. Не раз задавала вопрос, кого Елена Васильевна видит художественным руководителем, как хочет построить учебный процесс, какие должны быть интерьеры помещений? Мы разговаривали и про создание её кабинета в академии, Елена Васильевна показывала даже фотографии кресла, в котором будет сидеть.

"ЗАВТРА". Каким образом у вас распределялись зоны ответственности?

Надежда ТУШАКОВА. У нас была такая договорённость: я должна была построить, Елена Васильевна организовать учебный процесс, спонсорскую поддержку. При своих званиях и регалиях она могла зайти в любой кабинет, обратиться с любой просьбой, хотя не особенно этим пользовалась.

"ЗАВТРА". Был ли случай в процессе создания академии, который вы запомнили особенно?

Надежда ТУШАКОВА. Я запомнила, как Елена Васильевна приехала в Петербург посмотреть на здание академии, меняли уже окна тогда, и из её глаз выкатились две крупные слезы. Только бы дожить — произнесла… К несчастью, жизнь распорядилась по-другому.

"ЗАВТРА". Боль утраты ещё так сильна, что мне хотелось бы говорить об академии больше. Что раньше находилось в здании?

Надежда ТУШАКОВА. Здание академии — памятник архитектуры и истории XVIII века, расположено внутри Невской линии. До академии у нас был разработан проект для создания в нём бизнес-центра, был укреплён фундамент и начались работы по его созданию.

"ЗАВТРА". И как отнеслись ваши коллеги к новому проекту?

Надежда ТУШАКОВА. Вернувшись из Москвы в Петербург, после концерта в Пушкинском музее, я собрала совет директоров, рассказала про идею создания академии музыки. Нужно сказать, что все члены совета директоров полностью идею поддержали, так как, во-первых, все были поклонниками Елены Васильевны Образцовой, и, во-вторых, в создании учебного заведения на территории Гостиного двора увидели разумность.

"ЗАВТРА". Трудно поверить, что академию отстроили за рекордные полгода.

Надежда ТУШАКОВА. Провести такую стройку — это было что-то необыкновенное. Тем более что наш генеральный подрядчик разорился. Приходилось каждые буквально два-три дня всех подрядчиков вызывать в кабинет, с каждым разбираться, договариваться. Прежде всего мы обратились в "Студию 44", к Никите Явейну с просьбой переделать проект уже под создание академии. Конечно, мы понимали, что с учётом значимости здания мы должны будем приспособить академию к самой его истории. Параллельно искали дизайнеров. Но при той ситуации, что денег не было, я искала дизайнеров, которые захотят проявить себя не за какие-то особые гонорары. Из Москвы к нам подключилась молодая девушка, дочка моей подруги, делового партнёра, Нелли Сибгатулина, она закончила Архитектурный институт. Она приехала, заинтересовалась и взялась за работу. Параллельно подключилась к работе дизайнер Татьяна Хлудкова, она занималась интерьерами классов, мы хотели, чтобы каждый был назван в честь любимых Еленой Васильевной оперных партий. Параллельно мы нашли молодых художников, которые тоже приняли участие в оформлении. Мы никому не мешали творить. Но, естественно, с архитекторами мы сразу договорились: где можно оставить кирпич — мы его оставляем, нет смысла штукатурить стены. Параллельно мы работали с фирмами, кто занимался звукоизоляцией, приобретением музыкальных инструментов. Елена Макарова, дочь Образцовой и директор академии, привезла из Москвы четыре музыкальных инструмента Елены Васильевны. Короче говоря, мы с одной стороны строили, с другой — оснащали, а третья команда работала над разработкой учебно-методических программ для получения лицензии. Параллельно подбирался педагогический состав. В июне месяце уже началось прослушивание, и Ильдар Абдразаков, художественный руководитель академии, вёл прослушивание. Короче говоря, это была каторжная работа. Мы работали, можно сказать, круглосуточно.

 

"ЗАВТРА". Вы дали себе обет: во что бы ни стало открыть академию?

Надежда ТУШАКОВА. Я была на церемонии прощания с Еленой Васильевной в Большом театре среди тысяч и тысяч поклонников. Вице-премьер Ольга Голодец объявила тогда о том, что осенью в Петербурге откроется Международная академия музыки Образцовой, министр культуры Владимир Мединский подтвердил это. Ильдар Абдразаков — видно, какой-то посыл был сверху — назвал 8 августа 2015 года как дату открытия академии. В тот момент мы даже отчёт не отдавали себе в том, что до 8-го августа — всего месяцев семь, а конь, конечно, на стройке не валялся. В Большом театре я не выступала. На кладбище, когда мне предоставили слово, я тоже сказала, что нет такой силы, которая помешает созданию академии.

"ЗАВТРА". Не было ли потом сомнений?

Надежда ТУШАКОВА. Нет, у меня не бывает сомнений. Меня никто не может свернуть с пути, и я умею выстроить такую стратегию, чтобы прийти к цели, и чтобы люди, которые идут со мной, стали победителями. Это моё жизненное кредо. А потом, с учётом своего возраста, я не могу проигрывать. Не умею, не хочу и не люблю… Было большое раздумье… когда фактически все, кто находился рядом с Еленой Васильевной, кого Елена Васильевна одаривала, и кто мог бы помочь, отстранились. Я не тот человек, чтобы мне кого-то осуждать. Каждый выбирает свой путь. Друзей много, но не все друзья остаются друзьями, как показывает жизнь.

"ЗАВТРА". О щедрости Образцовой рассказывают легенды.

Надежда ТУШАКОВА. Елена Васильевна была очень добрым человеком. Сбросить со своего плеча дорогостоящую шубу, кому-то подарить — это для неё ничего не стоило. Всех, кто находился с ней рядом, она одаривала. Очень много давала благотворительных концертов, помогала оперным певцам, которые ушли на заслуженный отдых и не могли уже зарабатывать, раз в год выдавала им персональные премии для поддержки их жизненного уровня.

"ЗАВТРА". Вы храните памятный подарок?

Надежда ТУШАКОВА. Через несколько дней после моего юбилея Елена Васильевна пришла ко мне с иконой Богородицы. И эта икона, а также фотографии Елены Васильевны у меня дома. И вот когда Елена Васильевна ушла, я каждое утро вставала и говорила, я с ней каждый день разговариваю: Елена Васильевна, за что ты меня обрекла на такой труд?! Я в таком возрасте, у меня такой объём работы. Куда же мне ещё столько?.. Ну, говорю, помогай. И всё сложилось.

"ЗАВТРА". Вероятно, не без трудностей и сегодня. Министерство культуры вам помогает?

Надежда ТУШАКОВА. У нас огромные трудности, но в силу своего характера я никогда никому о них не рассказываю. Я думаю, как эти трудности преодолеть. Что же касается министерства, то на наши обращения мы получаем письма примерно одного содержания: "министр очень занят".

"ЗАВТРА". Выстраивая Академию музыки, вы думали о том, что вписываете своё имя в плеяду: Мамонтов, фон Мекк, Тенишева?

Надежда ТУШАКОВА. Нет. Я это делала для страны, для будущих поколений. Мне слава не нужна, я торговый работник, заслуженный работник торговли, имею и медали, и правительственные награды. Гостиный двор на протяжении всех веков занимался благотворительностью. Купцы Гостиного двора строили больницы, дома для стариков, для больных, сирот. И сегодняшние купцы, как я уже говорила, меня поддержали. Они, конечно, не ворочают сегодня такими миллионами, как Мамонтов, и устоять сегодня в пору кризисов непросто, но каждый внёс свой вклад, кто сколько смог. Был случай, ко мне подошла одна старушка и говорит: вы не обидитесь, я могу только тысячу перечислить? Мы будем вам благодарны — отвечаю. Так что Академия музыки Образцовой — проект организован всем миром. Учредители же академии — Елена Макарова, Ильдар Абдразаков, Николай Цискаридзе и Большой Гостиный двор. Позднее в состав учредителей вошла Илзе Лиепа.

"ЗАВТРА". Кроме академии вы открыли на территории Гостиного двора музей купечества и храм во имя Серафима Вырицкого. Что подвигает вас к возвращению и укоренению русских традиций?

Надежда ТУШАКОВА. Во-первых, я живу на свете давно, в этом году 55 лет исполнится, как работаю в Гостином дворе. Я безумно люблю своё предприятие, в котором прошла путь от специалиста по научной организации труда до директора. Жила я и при Сталине и при всех других руководителях и видела много разных вех на пути развития нашей страны… Вот сегодня принято говорить плохо о Сталине, а ведь никто не говорит, что именно при Сталине в каждой деревне, в каждом ауле была открыта школа, был фельдшерский пункт, что при Сталине много было хорошего. И когда Сталин умер, люди плакали, я видела толпы этих плачущих людей, и, думаю теперь, они догадывались, что потом история пойдёт не так. Извините меня, но если на сегодняшний день люди крадут миллиардами, а что с ними делают-то? Я сказала бы, что если поступить по справедливости, то сегодня сталинского ГУЛАГа будет мало. Я уже не говорю о том, сколько на кладбище ушло людей за эти годы. Обидно за страну. Страна необыкновенно талантливая. Стране много дано, но превратили всё… Хотя есть и сегодня много хорошего.

"ЗАВТРА". Чем вы можете объяснить "превращения"?

Надежда ТУШАКОВА. Чем я могу объяснить? Во-первых, развратом. У нас нет спроса. Вот, смотрите, целую команду по лёгкой атлетике не допустили до Олимпиады. Что должен сделать министр спорта за такой позор? Он должен подать в отставку. Русские офицеры стрелялись бы, а ему… всё — "божья роса". Во-вторых, целыми отраслями руководят непрофессионалы. С профессионалами у нас вообще очень сложно. В-третьих, если у чиновников дети живут и учатся за рубежом, они разве будут вкладываться в страну?

"ЗАВТРА". И в чьих руках в таком случае пребывает наша культура?

Надежда ТУШАКОВА. Культура и всё хорошее в России сегодня в руках людей, которые любят Россию и думают о её завтрашнем дне.

"ЗАВТРА". Академия музыки Елены Образцовой, без всяких сомнений, — в том числе. Академии — год. В рамках фестиваля "Елена" оперные концерты впервые прозвучали в Гостином дворе к радости и на удивление случайных и неслучайных посетителей. Ваше отношение к академии сегодня?

Надежда ТУШАКОВА. Сегодня я думаю, что академия — это, фактически, огромный подарок Елены Васильевны мне и всем нам, кто в академии и Гостином дворе работает. Я так сегодня это воспринимаю. И когда пытаюсь осмыслить произошедшее, то понимаю: Елена Васильевна иконой Богородицы благословила меня на этот путь, поручила роль вдохновителя, организатора, я бы сказала, дела сложного и великого.

Светлая память Елене Васильевне Образцовой…

Беседовала Марина Алексинская

 


Загрузка...
Комментарии Написать свой комментарий
25 августа 2016 в 19:13

Это здорово, что есть такое в этом мире - меценатство. Так должно быть. У нас забыты памятники людям внесшим свой вклад в открытие больниц, кол, академий и тд.

Смутило в тексте только то что меценату 55 лет, а она видела толпы плачущих лудей после того как Сталин умер. Желаю, чтобы меценатство стало столь же массовым как движение КПРФ.

26 августа 2016 в 13:45

Ну есть же хроника)

27 августа 2016 в 13:46

Это прекрасно, что нашлись благородные купцы, друзья и почитатели Елены Васильевны, которые не пожалели средств на замечательный культурный проект. Плохо, что культурные проекты становятся делом счастливого случая, предпочтений и вкусов отдельных меценатов, не увлечённых футболом или яхтами, а не результатом культурной политики и программы государства и Правительства. Что то в этом архаическое, из времён Древнего Рима и Мецената.