Авторский блог Татьяна Воеводина 20:23 12 октября 2017

Победители и лузеры

выпускники разделились на «олимпиадников» и «егэшников»: первые ставят на олимпиады, вторые – на ЕГЭ

Министр образования Ольга Васильева привела «удивительные цифры, над которыми стоит задуматься, — 40 процентов победителей и призеров олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Над этим надо думать, размышлять. Мы смогли много сделать объективного в ЕГЭ, и то, что раньше было необъективно в ЕГЭ, плавно перетекает в сторону олимпиад. 40 процентов школьников не получили более 60 баллов при сдаче экзамена, ну какие же это олимпийские призеры и лауреаты?»

Васильева удивляется, а я, признаться, не очень. Олимпиады превратились в некую параллельную систему поступления в вузы: со своими особыми репетиторами, подвохами и способами их избежать и т.п. Выпускники разделились на «олимпиадников» и «егэшников»: первые ставят на олимпиады, вторые – на ЕГЭ. Это разные виды спорта: гимнастка-художница может не блестяще проплыть дистанцию. Мамаши выпускников спрашивают друг у друга: «Вы как – по ЕГЭ или по олимпиаде?». Принято считать, что те, которые по олимпиаде, лучше исполняют свой родительский долг жизнеустройства подрастающего поколения.

Циркулирует и такая мифологема: олимпиады – это для талантов, а ЕГЭ – для старательных заурядностей. Но что это за гении такие, которые не набирают шестидесяти баллов? Как мама выпускницы этого года, могу утверждать со всей определённостью: 60 баллов – это, выражаясь по-молодёжному, «ни о чём». Попросту говоря, это очень-очень-очень слабая подготовка.

Эти граждане, будь всё организовано разумно, вообще в вуз-то идти не должны: они не имеют никаких предпосылок для получения высшего образования - ни знаний, ни умения учиться. Из-за них уровень преподавания прогрессивно снижается: преподаватель всегда ориентируется на самого слабого ученика в данной аудитории. Сколько-нибудь внятные представления о предмете – это 90 баллов и выше. Такие ученики что-то знают и, главное, имеют опыт приобретения знаний, какой-то дисциплины, прилежания и т.п.

Мне лично кажется, что раз уж мы втравились в ЕГЭ – на нём и надо сосредоточиться. Совершенствовать его, может, добавлять туда заданий «олимпиадного уровня», как выражаются учителя, улучшать систему подготовки. В общем, вести дело к тому, что ЕГЭ – это всерьёз и надолго.

А что делать с олимпиадами? А ничего не делать! Просто не учитывать олимпиадные достижения. Никто не будет в них участвовать? Ну и пусть не участвуют – меньше суеты будет. Как же юные гении будут демонстрировать свою гениальность? Да точно так же, как прежде: я же не предлагаю отменить олимпиады. Только тогда будет ясно, кто в них участвует, так сказать, по любви, а кто – корыстно. Победителей будут прославлять, может быть, дарить подарки, посылать в какие-нибудь ценные бесплатные поездки, а вуз – это другая песня, это по ЕГЭ.

В конце концов, вузу нужны люди, обладающие базовыми знаниями для получения высшего образования, больше ничего. Гении, или там народные таланты, которые этими знаниями не обладают, для вуза – обуза. Пусть выучит, сдаст ЕГЭ и приходит. То, что я говорю, очевидно, не относится к каким-то особенным творческим вузам. Но там и так есть свой собственный экзамен по творчеству, так что и беспокоиться не о чем.

Насчёт внутреннего экзамена, проводимого вузом (т.н. ДВИ) у меня нет определённого мнения. Моя дочка сдавала его в МГУ: ничего особенного, всё в рамках программы. Вероятно, в таком «дефицитном» вузе, как МГУ, преподаватели хотят в первом приближении познакомиться с будущими студентами. Кстати, дочка считает, что всё было честно и прозрачно. Но нужно ли это – не знаю.

Безусловно, надо отменить нелепости вроде значка ГТО или участия в волонтёрстве. Причём тут волонтёрство? Предметы учить надо.

Ещё важно вот что. Вернее не «ещё», а первостепенно. Учиться в вузах должно быть трудно. Сегодня – легко. Исключения есть, но их мало. И в наше время было легко. Поступив, человек обычно вуз заканчивает, сколь бы мало и дурно он ни учился. Выгоняют крайне редко и обычно просто по причине «утраты связи с организацией», как было когда-то написано в уставе ВЛКСМ (отвлёкся, перестал ходить на занятия), а не академической неуспешности.

Если же учиться будет трудно, если к студиозусу будут предъявляться не игрушечные требования – тогда он ещё подумает, а стоит ли ему идти в вуз, где работают, а не длят счастливое детство. Но для того, чтобы это было реализовано, нужно прежде закрыть все эти частные лавочки по выписке дипломов и сбора денег с населения. Их нельзя закрыть, потому что они частные? Тогда отменить у них «диплом государственного образца» и перевести в статус народного университета культуры – тогда они закроются сами по себе. Не закроются? Ну и отлично! Разве не нужны нам народные университеты культуры по всем отраслям знания?

Поступление в вуз по результатам ЕГЭ, и только ЕГЭ – это просто, логично, понятно и уменьшает общую суету вокруг этого дела. Параллельная – олимпиадная – система только усложняет процесс. В крайнем случае, должна учитываться одна (!!!) олимпиада – всероссийская, но мне кажется, что и это – лишнее.

1.0x