Авторский блог Игорь Шумейко 11:55 6 декабря 2018

Свой владыка

в память о митрополите Волоколамской и Юрьевском Питириме

Пятнадцатилетие кончины митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима собрало на днях в Российском университете транспорта (МИИТ) многих его преданных сторонников из самых разных сфер нашего общества. "Своим владыкой" его почитали казаки, ветераны Афганистана, силовики, железнодорожники — собирая воспоминания, я поражался широте этого "социального слоя". Сенаторы, учёные, генералы, писатели, отложив дела, погружались в волны памяти. Иных уж нет с нами, и особой удачей я считал, что успел выслушать, записать: Савву Ямщикова, Василия Смыслова, Валентина Распутина, Валерия Ганичева, ректора Университета Правительства Москвы Татьяну Ужву…

Восстановитель знаменитого Иосифо-Волоцкого монастыря, основатель и долговременный глава Издательского отдела Московской патриархии (того, что либеральная пресса называла "медиа-империей Питирима") доктор богословия митрополит Питирим имел громадное влияние на людей самого разного характера, образования. Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов вспоминал:

— Первый раз я увидел и услышал владыку Питирима на конференции в Военно-политической академии имени Ленина в 1992 году. Сразу поразило и запомнилось его выступление — глубиной мысли и свободой. Да, безо всякой бумажки, глядя нам в глаза, он говорил о том, как проникнуть в душу солдата, дал и почти статистический портрет: из каких семей придут новые воины, с какими наклонностями, влиянием улицы. Нам ведь многие штампы воспитательной работы не позволяют так заглянуть в состояние солдата. Он вполне трезво предупреждал нас, что скоро социальный, духовный климат ещё ухудшится. Он даже не ругал перестройку, но тенденции ухудшения состояние личного состава он явственно видел и предупреждал нас, давал полезнейшие советы.

— Как тогда воспринимали выступление владыки?

— В 1992 году отношение к служителям церкви было не самое благостное. Но слушали внимательно. После, на небольшом чаепитии, я обратился к нему и ещё более поразился глубокими его познаниями. "Будьте готовы, качество призывников ещё понизится, — предупредил он, — и без новых знаний вам будет трудно их воспитывать".

— На каких основаниях владыка делал эти прогнозы?

— Он объяснял, как меняется в сторону деградации само общество, население. Опасна утрата нравственных ориентиров, пусть даже коммунистических, но тем не менее скрепляющих нацию, общество. К тому же он показывал, как эти самые ориентиры (а он, кстати, прекрасно знал "Моральный кодекс строителя коммунизма") в лучшей своей части вышли из основ христианской морали. Рождение этноса, вся настоящая деятельность государства — всё идёт вокруг духовного стержня. Владыка мог говорить вполне понятным светским языком, однако часто и непринуждённо включал какую-нибудь библейскую притчу.

Одна из наших бесед с Леонидом Григорьевичем завершалась, помню, перед двумя съёмочными группами, разматывавшими свои провода и готовившимися записать очередной комментарий президента Академии, тогда, кажется, по Арабской весне. Уже и для их ушей, с некоторой, может, запальчивостью, он подчеркнул: "Я, геополитик, генерал, доктор военных наук, чувствовал себя чуть ли не мальчишкой, в одном из разговоров с владыкой".

Таких свидетельств я собрал немало в книге издательства "Голос-пресс".

Но более важную работу по увековечению памяти, а главное, донесению наследия владыки до новых поколений ведёт Фонд "Наследие митрополита Питирима", работающий в крупнейшем техническом вузе страны — Российском университете транспорта (МИИТ).

Здесь в 1940-х годах учился студент Константин Нечаев и, став выдающимся иерархом — государственным деятелем, митрополитом Питиримом, он не забывал свою альма-матер.

Вместе с многолетним ректором МИИТа Борисом Лёвиным они возродили практику студенческих строительных отрядов (ССО). Факт, как я замечал, для многих просто невероятный: важнейший элемент воспитания, формирования многомиллионного советского студенчества, движение, на счету которого тысячи настоящих трудовых подвигов (от первых ударных комсомольских строек до БАМа), "закрытое" в известный период — было восстановлено усилиями… митрополита Питирима. Настоящая "Битва за историю", выигранная им в МИИТе! Строители-путейцы со времён Транссиба — особая каста среди строителей и путейцев. О наших железных дорогах, мостах, туннелях мне доводилось писать в этой колонке. Летом 1997 г. добровольный студенческий строительный отряд, увлечённый митрополитом Питиримом, ректором Лёвиным и профессором Спиридоновым — ветераном ССО, героем БАМа, — добровольно восстанавливал Иосифо-Волоцкий монастырь.

Руководство — от мэра Москвы Лужкова до министра образования и науки РФ Филиппова — оценило инициативу миитовцев, вручило им символическую путёвку №1 на строительство Третьего транспортного кольца столицы.

Торжество превратилось в первый слёт движения ССО, был создан московский городской штаб молодёжно-студенческих отрядов…

Председатель правления Фонда "Наследие митрополита Питирима" Борис Лёвин: "Сегодня наши стройотряды — это 2500 бойцов. Студенты трудятся монтёрами пути, проводниками, помощниками машинистов, ремонтниками подвижного состава. Есть волонтёры-спасатели, воспитатели в дет­ских оз­до­ро­ви­тель­ных учреждениях. Вновь, как в комсомольские годы, проводятся слёты бойцов и ветеранов ССО. Миитовцы были первыми на строительстве олимпийских объектов, транспортных коммуникаций в Сочи, на строительстве Крымского моста. Несколько лет строят железнодорожную линию на полуострове Ямал… С января 2004 г. утвердилась традиция Рождественских Питиримовских чтений. В Литературно-историческом Клубе (ЛИК МИИТа) выступали, беседовали со студентами писатели Распутин, Ганичев, Поляков, режиссёр Хотиненко, политолог Стариков. Память о владыке — живёт…

1.0x