Писательство: дар или ремесло?
Авторский блог Алексей Федотов 16:14 4 февраля 2015

Писательство: дар или ремесло?

2015 год в Российской Федерации объявлен годом литературы. Недавно начались торжественные мероприятия, посвященные его открытию. Насколько литература сегодня может влиять на умы масс, что значит быть писателем, может ли быть полезным искусство и многое другое - тема беседы с членом Союза писателей России, доктором исторических наук, профессором Ивановского филиала НОУ ВПО «Институт управления» Алексеем Федотовым.
12

 - Алексей Александрович, как вы считаете: писатель должен только писать и все?

 - Как написал отцу моего друга Михаила Смирнова Владимиру Михайловичу один из лучших поэтов прошлого века Константин Симонов «я получаю довольно много писем, в которых начинающие литераторы сетуют на свои профессии, говорят, что им интересно только литературное творчество, а все остальное приходится делать из необходимости, и необходимость эта тяжелая. От таких товарищей трудно ждать многого, мне кажется, что без интереса относясь к жизни, даже талантливый человек не создаст ничего стоящего». То есть прежде, чем начать писать человек должен иметь какой-то определенный опыт внутреннего осмысления жизни. Горький сформулировал это еще лаконичнее: «Для того, чтобы хорошо писать, надо хорошо жить». И в таком взгляде на литературу есть большая правда: даже если пришло  такое вдохновение, что человек «не может не писать», то и тогда в том, что им написано, скажется его жизненный опыт, уровень знаний, системности или наоборот разбросанности мышления. Думаю, что здесь нет единого правила: кто-то пишет, занимаясь при этом совсем иной профессиональной деятельностью и создает блестящие шедевры (вспомним Грибоедова, Салтыкова-Щедрина), кто-то пишет из-за того, чтобы погасить долги и появляются произведения, вошедшие в сокровищницу мировой литературы — вспомним Достоевского. Другое дело, что на мой взгляд, если у писателя нет сильной мотивации написать именно то, что он пишет сейчас, а это для него просто обычная работа, как для многих модных сейчас литераторов, уверенных в том, что благодаря их раскрученным именам издатели примут, а «пипл схавает» все, что они не написали бы, то в этом случае вряд ли можно ожидать чего-то стоящего.

 - Литература в условиях начала третьего тысячелетия должна нести какую-то общественнополезную функцию или возможно «чистое» искусство?

 - Помню, в отклике на одну из моих книг были слова о том, что Оскар Уайльд писал, что всякое искусство бесполезно. Соответственно, либо то, что написал Федотов не имеет отношения к искусству, либо Уайльд ничего не понимал.  Полагаю, что «чистое искусство» невозможно в принципе: по своей сути любое художественное произведение может служить либо созиданию либо разрушению, вне зависимости от того, что об этом думает его автор. Иван Ильин хорошо написал об этом: «художник часто знает о своём произведении меньше, чем его произведение ”высказывает“ о самом себе». Но здесь необходимо учитывать, что художественное произведение, как правило, не может быть идеологически выверенным и стерильным: оно ведь призвано дать многомерную картину жизни. В этой связи в одной и той же книге (тем более картине или музыкальном произведении) разные люди могут увидеть противоположный смысл, потому что каждый увидит в них себя.

 - А если книга «ни о чем»?

 - Она служит разрушению, так как отнимает у людей драгоценное время, которое невозможно вернуть. Хотя, конечно, соперничать с телевидением в этом печатной продукции сложно...

 - Может ли вообще сегодня литература влиять на умы масс?

 - Сложный вопрос. Сейчас  произошли существенные перемены в общественном сознании.  Феномен «клипового мышления» становится все более распространен. Большинство людей не хотят ни на чем сосредоточиться, им нравится быстрая смена картинок, впечатлений, эмоций. Чтение же серьезной книги — это определенный внутренний труд, который многим кажется бессмысленным.

 - Должна ли тогда литература подстраиваться под такого нового читателя?

 - Подстраиваться не должна, но отражать это новое мироощущение, несомненно может, так как писатель — дитя того времени, в котором он живет; в какой-то мере он изготавливает зеркало для  своих современников и исторический источник для потомков...

 - У вас недавно вышла монография, посвященная духовным поискам английских писателей рубежа 19-20 веков. Почему вас заинтересовала эта тема?

 - Английская литература конца 19 – начала 20 века пропитана ожиданием чего-то загадочного. От своеобразного романтизма Оскара Уайльда мы восходим к мрачной мистике Вирджинии Вульф – поэзии, в которой истина является нам изменчивой, зыбкой, неуловимой. В ее творчестве, как и в трудах ее единомышленников, чувствуется желание объединить музыку и прозу, стихи и живопись. Желание выйти за грани того, что определяет канон, в то же время ограниченность временными и вещественными рамками – все это делает борьбу беспредметной и жизнь бессмысленной… Впрочем, ее наследие я не рассматривал — явный отпечаток мучающей писательницу болезни, хотя и делает ее выдающейся фигурой модернистской литературы того времени, но не позволяет по ее творчеству проследить те процессы, исследование которых я ставил целью при написании  этой книги. В монографии рассматриваются духовные поиски английских писателей конца 19 – первой половины 20 века в контексте общего развития процессов глобализации, происходивших в мире, меняющих роль Британской империи, как «страны в которой не заходит Солнце» на место государства, не имеющего такого потенциала, как Россия (Советский Союз), США, Германия и вынужденного в силу происшедших в мире изменений отказаться от прежней колониальной политики. На рубеже 19-20 вековмногие английские писатели чувствовали приближение катастрофы, краха старого мира. Особенно острым стало ощущение того, что подлинные радость и счастье находятся за пределами того, что большинство англичан того времени считали единственно реальным. Появляются  прекрасные произведения, в которых с одной стороны – тоска по недоступному Раю, с другой – утверждение, что Рай не где-то далеко, он всегда рядом, просто нужно суметь его увидеть. Выбор авторов, некоторые аспекты   творчества которых рассмотрены в монографии, носит в какой-то мере субъективный характер, однако, представляется, что при этом отражает наиболее значимые общие тенденции.

 - Почему это интересно сейчас?

 - Потому что сейчас проблема места личности в глобальном мире, ее самоидентификации еще более предельно заострена, чем тогда.

 - А что вообще может сегодня писатель?

 - А что вообще он мог в любое другое время? Вспомню Жана Поля Сартра, написавшего в «Словах»: «Я долго принимал перо за шпагу, теперь я убедился в нашем бессилии. Неважно: я пишу, я буду писать книги; они нужны, они все же полезны. Культура ничего и никого не спасает, да и не оправдывает. Но она – создание человека: он себя проецирует в нее, узнает в ней себя; только в этом критическом зеркале видит он свой облик. Весь человек, вобравший всех людей, он стоит всех, его стоит любой».

 - Должно ли государство поддерживать писателей?

 - Не помню, кто сказал: поддерживайте талантливых, бездарности сами пробьются. В современных условиях тотальной бюрократии любая государственная поддержка очень часто не доходит до тех, кому предназначена: слишком много нужно собрать разных бумажек и выполнить разных действий, чтобы ее получить. А люди творчески одаренные, как правило, не очень приспособлены к жизни в этих ее проявлениях. С другой стороны, считаю, что тот, кто чувствует, что писать его призвание, будет делать это вне зависимости от получаемой им помощи, иногда даже вопреки внешним обстоятельствам. И, как нам показывает история, бывает и так, что известность к писателю приходит лишь после его смерти.  Но это, конечно, не значит, что государственная поддержка писателей бесполезна: она нужна, причем не  должна быть связана с тем, что создаваемое художественное произведение может быть полезно для государственной политики. В то же время финансировать за счет государства тех деятелей искусства, которые это государство ненавидят и отражают ненависть в своем творчестве — аморально.

 Беседовал Иван Боков

Загрузка...

Комментарии Написать свой комментарий
4 февраля 2015 в 23:16

Две цитаты по теме.
"Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником". Анатоль Франс.
"Пренебрегая словесами,
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами!.." Лев Озеров.

5 февраля 2015 в 00:20

Осмелюсь доложить, что писатель, как таковой - умер.
Потому, что умерла его -аудитория.
Когда сам человек когда нибудь что-либо писал, он вынужден был что-либо и - читать.
Так возникло некое деление: на читателей и на писателей.
И к чему же это, в конце концов, привело?
К нашим дням - увы...
К уничтожению - читателей.
Никто, почти, теперь не хочет читать никаких - писателей!
Потому, что он сам - ПИСАТЕЛЬ!
И еще - какой!
Каждый сам себе и другим - писатель!
Я! Я!
Я, Яков, блин вам такой, - я писатель!
Трепещщщщите!
Это ещё что?
Если мы и будем иногда что либо ЧИТАТЬ, так это некие комментарии на свои бредни - в "Завтра!"

6 февраля 2015 в 00:18

Уважаемый Алексей Федотов!
Вы подняли очень интересную и актуальную тему: "Писательство: дар или ремесло?"
Тем более она становится особенно актуальной в Год литературы.
В предложенном Вами контексте, разумеется. писательство - это величайший дар. И, казалось бы, ни в коем случае не должно быть ремеслом. Уточним, плохим кустарным ремеслом. Но ведь даже и ручные, кустарные изделия могут быть исполнены искусно и талантливо, каковой и должна быть настоящая литература и писательство.
Если писатель талантлив, пусть литературное творчество станет его профессией, ремеслом, занятием. Однако в наше время писательский труд вряд ли сможет прокормить даже способного, художественно одаренного человека.
Те времена, когда писателя хорошо вознаграждали за его труд и выплачивали приличные гонорары, канули в Лету.
Конечно, читательская аудитория значительно сократилась в последние десятилетия. Но все же она есть.
Многие по-прежнему с удовольствием читают и зарубежных, и русских классиков, и близкие сердцу общечеловеческие произведения Чингиза Айтматова, и, уверяю вас, присутствующих на нашем сайте известных писателей.
Нельзя не восхититься образом русского богатыря из "Человека звезды" А. Проханова, творчеством, величайшей мудростью, любовью и болью за наш простой, беззастенчивый народ и его будущее, которыми проникнуты притчи, песни, романы и поэмы обладателя многих литературных премий Тимура Зульфикарова.
Верю, наша замечательная литература не умрет и сумеет еще не раз заявить о себе!

6 февраля 2015 в 06:30

Уважаемая Людмила Федорова!
Благодарю Вас за отклик. Согласен с Вами, что "наша замечательная литература не умрет и сумеет еще не раз заявить о себе".
В отношении же того, может ли сегодня прокормить писательский труд - может, раскрученных единиц, которые пишут то, что заведомо продается, а то и вовсе превращаются просто в бренд. Поэтому если писатель сегодня хочет писать то, что считает правильным, так, как он видит и чувствует, то ему необходимо иметь источник существования вне литературных занятий.

6 февраля 2015 в 11:21

Вполне согласна с Вами по поводу брендов и раскрученных единиц, а также в том, что писателю сегодня "необходимо иметь источник существования вне литературных занятий" либо богатого спонсора. Но последнее не всегда удается и светит не каждому.
Желаю Вам здоровья, творческих успехов.
С уважением!

6 февраля 2015 в 12:03

Уважаемый Алексей Александрович! Большое Вам спасибо за этот материал! - я давно ожидала его внутренне. Потому. что мне есть что сказать Вам. Но обо всё по порядку.

1. Фраза "Таланту нужно помогать, бездарности пробьются сами" - принадлежит не Льву Озерову, а Александру Блоку: я вычитала её из его книги "ПИСЬМА К ЖЕНЕ";

Фраза "Из могилы голос поэта звучит гораздо сильней" - принадлежит норвежскому поэту Бьёрнстьёрне Бьёрнсону, одно из стихотворений которого, начинающееся со стихов: "Да, мы любим эту Землю, что стремится ввысь" (привожу их в собственном переводе), сделалось вторым национальным гимном Королевства Норвегия. Знаменательно, что при его жизни выборной делегацией от норвежского народа поэту предложено было стать их королём. Но мудрый норвежец ответил: "Каждый должен заниматься своим делом". А ведь он был тогда фактически нищ! С горечью в сердце начинаешь думать, не пора ли во второй раз призвать несколько мудрых, совестливых норвежцев на нашу землю, чтобы они навели в стране порядок. Или - начать в срочном порядке перевоспитывать собственных молодых людей и девушек, ГОТОВЯ ИХ НА ЗАНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОСТОВ В ГОСУДАРСТВЕ. Не обязательно из выпускников МГИМО, который в своё время окончила! Их надо искать по высшим учебным заведениям всей страны и посылать на стажировку в Норвегию: таково моё мнение. Ибо. прожив в этой стране шесть с половиной лет, знаю, сколь достойны эти люди. Об этом же говорят и стихи одного из моих стихотворений "НОРВЕГИЯ ПОМНИТ!".

Наконец, последнее: с весны 2008 года у меня лежит неопубликованная рукопись стихов, стихотворных циклов и поэм в ТРЁХ ЦИКЛАХ: ЛОНДОНСКИЙ, ОСЛОВСКИЙ и МОСКОВСКИЙ, но два издательства, в которые я обратилась с просьбой опубликовать эту рукопись, отказали мне, а больше я ни к какому другому издательству не обращалась. Может, Вы мне поможете опубликовать её? В ней больше 180 страниц и, думаю, это уже не одна,а три или четыре поэтические книжки. Спасибо ещё раз за Ваш прекрасный материал.

6 февраля 2015 в 12:19

Якову Аверьянову

Мне не впервые попадаются на глаза Ваши комментарии, Яков. И я обратила внимание на то, что большинство авторов с порогу отвергают их, как отвергаю их и я.

Вы забыли (или никогда не слышали), что "Человек - существо словесное" (Иоанн Кронштадтский). Согласитесь, что коль скоро существо человека - слова и их духовные энергии, он не может не писать: это его внутренняя потребность. Вопрос только в том, какие слова участвовали в его взрослении? - внушаемые Промыслом Божиим, то есть Божественные, или исходившие большей частью от "отца лжи и клевет", то есть демонические.

У меня много написано на эту тему, но мало кто заходит на мою страничку, увы. Мне бы начать их публиковать, но где тот издатель, который бы взял на себя сегодня труд раскручивать никому не известного автора? С уважением к Вам.

6 февраля 2015 в 12:26

Людмиле Фёдоровой

Спасибо, Людмила, за Ваши мудрые комментарии: я с удовольствие и пользой для души и сердца читаю их, но редко когда есть возможность откликнуться на Ваши слова. Виктор Кирсанов и Алексей Федотов сблизили нас, и теперь, прочитав Ваш очередной комментарий, я мысленно захлопала в ладоши: "Знай наших! - воскликнула про себя". Ещё раз - большое Вам спасибо.

6 февраля 2015 в 13:22

Надежде Крюковой
Уважаемая Надежда, простите, не знаю Ваше отчество, благодарю Вас за комментарии и добрые слова. К сожалению, у меня нет какого-либо издательства, с которым я работаю, и в которое мог бы порекомендовать Вам обратиться. Реальность сегодняшнего дня такова, что, как правило, никому не известный (и даже сравнительно известный) автор может себя раскручивать только сам. Интернет дает для этого определенные возможности, Вы правильно делаете, что используете их для того, чтобы донести до других то, что считаете важным. Искренне желаю Вам успехов в творчестве и продвижении Ваших публикаций!

6 февраля 2015 в 23:39

Надежде Крюковой
Попробуйте поставить свои стихи на сайте СТИХИ.РУ. Он бесплатный. Там Вас будут читать и давать отклики такие же авторы и просто читатели. А опубликовать бесплатно книжечкой в наше время вряд ли удастся. Нужны спонсоры, которые возьмутся оплатить издательские и типографские расходы, или же Вы должны будете сделать это сами.
На сайте СТИХИ.РУ Вам могут предложить также издательские услуги. Там смогут напечатать и книжечку , и отдельные стихи в Альманахе, но не бесплатно, как почти везде.
Уже известные писатели и поэты издают теперь свои произведения зачастую благодаря спонсированию.
Удачи!