Авторский блог Татьяна Воеводина 15:03 5 декабря 2016

Пешком

Быть при машине – это давно превратилось для многих в невротическую реакцию на жизнь.
8

Все автомобилисты (а кто нынче не автомобилист?) живо обсуждают повышение цен на парковку в Центре Москвы. В любимом публикой «социально-справедливом» стиле жалеют небогатых обитателей Центра, а также интеллигентную публику, что приезжает в театры и музеи, обсуждают, как соотносится цена парковки с их нежирной средней зарплатой, объясняют, что-де  у нас не Лондон, где совсем другие показатели доходов посетителей Центра.

Всё это абсолютно верно, но всё – не по делу. Потому что повышение и придумано именно для того, чтобы желающих стало меньше, а меньше их станет только тогда, когда цены станут достаточно кусачими, чтобы их было жалко платить, и следовательно, люди будут оставлять свои тачки подальше. Ищут равновесную цену, при которой стоянки окажутся заполнены, но толкотни не будет. Если стоянок опять будет не хватать – повысят цены ещё. А что делать? Земли в Центре больше сделать нельзя. Будут парковаться лишь богатые? Наверняка. Это социально несправедливо? Несправедливо. Но это рынок, детка. Он вообще несправедлив; только четверть века назад мы дружно не захотели в это поверить: нам казалась страшно несправедливой «административно-командная система». Забыли? Будь советская власть – она бы при подобных обстоятельствах разрешила парковаться начальникам, героям труда, ветеранам. И те, кто причитает нынче о справедливости, возмущались бы, что Центр заполнился бюрократами.

Что же делать простому человеку при такой несправедливости? Ответ прост: ездить на общественном транспорте и ходить пешком. Очень полезно. Как сто лет назад. Перечитайте Куприна – «Юнкера». Там герои ходят пешком: с Арбата на Чистые Пруды, оттуда – в Лефортово. Тогда вообще люди много ходили. Екатерина II на склоне лет совершала ежедневный моцион около семи вёрст, Лев Толстой ходил из Тулы в Ясную Поляну.

А мы, нынешние, ведём нелепо-обременительный образ жизни. Он не кажется нам абсурдным единственно потому, что наше сознание настолько плотно забито чепухой, поступающей из рекламы и интернета, что нам недосуг хоть на минуту задуматься, как именно мы живём.  Мы паримся в пробках, едем в фитнес-центры, платим вполне чувствительные деньги, тратим время на всякие там рецепции и души, а потом водружаем свою тушку на беговую дорожку и… И триумфально достигаем того же, что могли бы сделать даром, если бы в течение тех же пары часов шли себе да шли с работы или на работу.

Но… почти никто так не делает. Потому что в нашем небогатом обществе автомобиль всё ещё предмет престижа. Вернее, его отсутствие – это предмет антипрестижа. Вроде высшего образования: гордиться, вроде, нечем, но если нет – это стыдно. Отказаться от езды на собственном авто – это как-то… неловко что ли. Боязно в глубине души. Чего боязно? Да того самого, страшного и угрожающего – оказаться лохом. Не так в чужом мнении, сколько для самого себя – это самое обидное. Всё это, разумеется, не доводится до сознания, а живёт полностью в зоне бессознательного, но на поведение – влияет. Приехать на работу, ругать пробки – во всём этом есть что-то неуловимо мужественное, успешное. Ну, хоть чуть-чуть – верно? А ежели ты женщина – то ты показываешь, что ты не какая-нибудь там совковая устарелка, а современная авто-леди. Не зря фасон укороченных шуб производители называют «авто-леди» - непрестижным словом шубу не назовут.

Но мне кажется, сама жизнь скоро сделает пешее хождение модным и престижным.

Что это неудобно или даже невозможно – сущая чепуха. И удобно, и возможно, и гораздо здоровее, чем париться в машине. Я знала одного высокопоставленного мидовского работника, который ходил на работу пешком с Большой Бронной. Я и сама наладилась ходить пешком от конечной станции метро до самого дома – 3 км. Если бодрым шагом – выходит за полчаса. Недавно я узнала, что 6 км – это как раз рекомендуемая специалистами ежедневная доза пешего хождения. Заметила, что многие жители нашего посёлка потянулись к метро.

Вообще, пример должны показать богатые и властные, которые уж точно и заведомо имеют возможность передвигаться на машине. Чтобы какая-то привычка распространилась, она должна стать модной. А модным при надлежащей раскрутке может стать всё: курить и не курить, заботиться о здоровье и плевать на него, читать умные книги и принципиально их не читать. Так вот передвигаться на своих двоих тоже должно стать модным. Тем более, что это очень просто и полезно.

Недавно в Праге я обратила внимание: многие горожане не пользуются автомобилем вообще, а иные его и не имеют. Чехия – бедная страна? А вот богатая Германия. Мой знакомый, высокооплачиваемый специалист, житель Мюнхена, вовсе не имеет автомобиля. В редких случаях берёт на прокат, а так – общественный транспорт, такси.

Быть при машине – это давно превратилось для многих в невротическую реакцию на жизнь. Мой сын без колёс – как без ног. Но всё меняется и хочется надеяться – в лучшую сторону.

В следующий раз о другом аспекте городского абсурда: о жилье – съёмном и собственном.


Комментарии Написать свой комментарий
5 декабря 2016 в 16:39

Я против платных парковок, но..я не знаю иного способа разгрузить от автомобилей центры городов. И не знаю ни одного человека который знает такие способы. Что интересно, мнения по платным парковкам разделились так- Против те кто работает в центре. За- те кто в центр приезжает изредка. А насчет СССР- вспомнил вот что...Центры городов, тем более Москвы, тоже были заполнены автомобилями, но...едущими, не припаркованными. Тем кто это не помнит- посмотрите в советских фильмах те сцены которые сняты на улицах городов. Это сразу бросается в глаза. И еще вспомнил- у многих знакомых, коллег по работе, были автомобили. Но на работу на них никто не ездил.

5 декабря 2016 в 19:49

Можно и нужно "работать" на даче или в деревне...

Зачем офисному планктону вообще садится за свой стол и в своё кресло, если ТУ ЖЕ работу можно спокойно выполнить дама (даже в спальне, а не в отдельном кабинете), на даче, и даже "за бугром".

Более часа добирались до офиса, сели за стол, включили компьютер, начали звонить... Разве ТО ЖЕ самое нельзя делать ДОМА, в деревне или на даче?
Ведь ГЛАВНОЕ - ДЕЛАТЬ ДЕЛО!!!

5 декабря 2016 в 21:43

"Тогда вообще люди много ходили. Екатерина II на склоне лет совершала ежедневный моцион около семи вёрст, Лев Толстой ходил из Тулы в Ясную Поляну – примерно на то же расстояние."
+++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вот здесь автор немного ошибается, на мой взгляд.
От въездных ворот Ясной Поляны до памятнику Льву Толстому, а именно там в то время начиналась Тула километров 12-14 не меньше. А с остальным ,конечно, согласен.
Ходьба сейчас уже становится модной, но только специально оздоровительная после работы. В течение дня желательно не тратить время на переходы, а делать непосредственно запланированные дела.

6 декабря 2016 в 17:12

Статья своеобразная, если не сказать больше.
от автора: " Но это рынок, детка. Он вообще несправедлив; только четверть века назад мы дружно не захотели в это поверить: нам казалась страшно несправедливой «административно-командная система». Забыли? Будь советская власть – она бы при подобных обстоятельствах разрешила парковаться начальникам, героям труда, ветеранам."
Не надо бы говорить, что "нам" казалась несправедливой "командно- административная система", это не казалось, а насаждалось всякими СМИ.
Да, при советской власти герои труда и ветераны ЗАРАБОТАЛИ это право.
А сейчас деньги решают всё, и в том числе парковаться, или нет.
В ФРГ практически все имеют автомобиль, он просто необходим, потому, что работа, чаще всего, в соседнем городе и ехать до неё 30- 40 км! Автомобиль в этом случае просто необходим.
Ну, а про салоны со всякими прибамбасами, вот тут только имеющие деньги и могут себе позволить их. Для столицы это, видимо, норма, но не для всех.
Да, ходить полезно, тем более, что ничего другого не предлагается, это самое недорогое средство для оздоровления. Вот и ходят бабульки с дедульками, веря в эту легенду, императрица в последние годы ходить не могла, ноги отекали, а вот если бы могла, то ещё лет 50 бы прожила!

8 декабря 2016 в 11:58

Был в Германии ещё в 2010г и заметил эту европейскую особенность - ездить на автомобиле это признак "дурного тона", НЕ модно. А мода, как известно, -самый жестокий диктатор

9 декабря 2016 в 16:51

В Германии у супермаркетов оборудованы огромные стоянки... для велосипедов! Это - их основной транспорт внутри города! На машине - как правило, за пределы населенного пункта (страны).

10 декабря 2016 в 22:01

Общественная собственность на средства производства,
и как одно из следствий - общественный транспорт.

Всё очень просто. :)

14 декабря 2016 в 15:01

---- Анна Иванова

В ФРГ практически все имеют автомобиль, он просто необходим, потому, что работа, чаще всего, в соседнем городе и ехать до неё 30- 40 км! Автомобиль в этом случае просто необходим.
------
НЕПРАВДА(заблуждение-ложь).
В больших городах Германии проложены многие десятки тысяч велосипедных дорожек, иногда это выделенная часть тротуара, иногда обозначенная часть автодороги.
Скажем в Берлине имеются карты велосипедных дорожек и указатели предлагают оптимальные велосипедные маршруты из одного района в другой.
В часы пик , как правило, на велосипеде можно проехать 10-15 км быстрее, чем на автомобиле.

С раннего утра в Берлине едут на велосипедах труженики на работу, члены Бундестага на службу, родители с малолетними детьми в прицепах везут потомство в детсад(ясли), в течение для едут рассыльные с почтой и прочими срочными доставками, на экскурсии туристы , а вечером в обратном направлении.
Естественно в магазин за 1 квартал проще(и полезнее) сходить пешком или на велосипеде - не портя атмосферу автомобильными выхлопами...