Авторский блог Алексей Анпилогов 23:16 26 января 2016

Нефтяной рынок: печальные перспективы

Мировое производство составляет 95- 96 миллионов баррелей в день. Уход с рынка 10-15 миллионов баррелей или, по крайней мере, заморозка проектов на фоне падения добычи сланцевой нефти, на фоне отсутствия инвестиций, на фоне продолжающегося падения на старых месторождениях традиционной нефти, приведёт к глубочайшему кризису на рынке производства нефти

Cитуация на нефтяном рынке интересна своим среднесрочным и долгосрочным прогнозом. Падение нефтяных котировок ниже 30 долларов интересно тем, насколько нефтяная отрасль будет активно реагировать на дальнейшие события.

Сейчас мы видим сразу несколько процессов, которые развиваются и задаются этой низкой ценой нефти. Во-первых, инвестиционная деятельность практически находится в состоянии клинической смерти или, по крайней мере, глубокого коматоза. Практически все компании, не только российские, такие как «Лукойл», «Роснефть», но и международные - Shell, ВР заявляют о сворачивании практически всех инвестиционных проектов. Причём это связано и с рынком нефти, и с рынком природного газа, который связан с рынком нефти ценовыми котировками, но с небольшим лагом по времени. Таким образом, с рынка уходит нефть, в первую очередь дорогая нефть, которая оказалась невостребованной в таких условиях, в первую очередь, у производителей.

Здесь можно привести одну интересную аналогию. В мире есть биржевая цена на сахар. Но при этом есть совершенно разные производители этого сладкого сырья. Есть люди, которые растят сахарный тростник в тропиках и есть люди, которые с трудом выращивают сахарную свеклу в умеренном поясе. И при этом сахарная свёкла практически во всех странах дотируется. Рынок нефти никто не дотирует, и в силу этого большая часть нефти, которая производится с высокими издержками, в настоящий момент просто будет уходить с рынка. Здесь речь идёт не о нефти Ирака, Ирана, Саудовской Аравии, которая по-прежнему добывается с низкими издержками и может являться аналогом сахарного тростника. Речь идёт о тяжёлой нефти, добываемой в трудных условиях или с большими инфраструктурными затратами. И как раз в этот сегмент нефти попадает достаточное количество разнородных проектов. Сюда можно отнести и канадские нефтяные пески, тяжёлую нефть Венесуэлы и арктическую нефть. Причём речь идёт не только о российской нефти, но и об арктической нефти Канады и США. И сюда же попадает большая часть шельфовых проектов, которые были начаты на высоком рынке нефти и сейчас находятся в состоянии тяжелейшего кризиса.

Пострадают не только проекты по добыче нефти, пострадают и проекты по добыче природного газа. Например, практически все австралийские проекты по добыче шельфового природного газа, в частности крупнейший проект Горгон, находятся сейчас под угрозой не то, что остановки, а практически полного закрытия. И компании уже объявляют о том, что те проекты, которые ещё буквально год назад планировались как убийцы «Газпрома», сейчас испытывают трудности на рынке газа, который пока ещё даже не дошёл своими котировками до того минимума, который уже показал достаточно быстро изменяющийся рынок нефти.

Таким образом, мы можем сказать, что в среднесрочной перспективе нас, безусловно, ещё ждёт нефтяной ценовой шок. Все хранилища переполнены, все потребители нефти находятся в состоянии эйфории по поводу того, что нефть будет достаточно долго дёшево стоить. Но в это же время производители нефти и природного газа уже бьют тревогу.

В ближайшие полтора-два года с рынка может уйти просто громаднейшее количество инвесторов, которые поддерживали в той или иной степени производство по разным оценкам от 10 до 15 миллионов баррелей нефти.

Мировое производство составляет 95- 96 миллионов баррелей в день. Уход с рынка 10-15 миллионов баррелей или, по крайней мере, заморозка проектов на фоне падения добычи сланцевой нефти, на фоне отсутствия инвестиций, на фоне продолжающегося падения на старых месторождениях традиционной нефти, приведёт к глубочайшему кризису на рынке производства нефти, поскольку все производители нефтяной «сахарной свёклы» уйдут.

И после этого мы опять увидим, к сожалению, достаточно быстрый рост котировок чёрного золота, а вслед за этим и природного газа. Такова не очень приятная и не очень впечатляющая среднесрочная перспектива.

1.0x