Радикальная несистемная оппозиция в России проявляет большой интерес к личным данным сотрудников правоохранительных органов, которые систематизируются и публикуются на сайте «База данных». 19 февраля опубликована серия данных о бойцах Росгвардии – с фотографиями, фамилиями и профилями в социальных сетях. Эта стратегия откровенно копирует украинский Майдан, в разгар которого в Интернете начали выкладывать (для дальнейших расправ) фамилии и адреса сотрудников «Беркута».
Запущен проект «База данных» был еще в мае 2018 года, тогда в формате Telegram-канала (позже был открыт сайт). Создатель – Антон Громов, в 2011 – 2012 года глава московского отделения национал-демократического Русского гражданского союза (РГС). Сопредседатель РГС Александр Храмов был одним из ораторов на митинге 5 декабря 2011 года на Чистопрудном бульваре, положившем начало кампании «За честные выборы», следующим этапом в которой были митинг на Болотной площади 10 декабря 2011-го, на проспекте Сахарова 24 декабря 2011-го и последующие по накатанной.
По поводу этого митинга Храмов написал в своем Живом Журнале: «Мой краткий спич был о том, что если нацию лишили права решать свою судьбу на выборах, она будет решать ее на площадях. И что события в Египте покажутся цветочками по сравнению с русским Тахриром. Когда спускались в метро по эскалатору, громыхали на весь тоннель «Россия без Путина».
Громов и Храмов и ранее прямо призывали к революции по образцу «оранжевых» в странах бывшего СССР. Как отмечалось участниками публичных дебатов, состоявшихся 24 ноября 2011 года между РГС и молодежным отделением партии «Демократический выбор»: «От революционно настроенного РГС были Дмитрий Красков, Александр Храмов, Антон Громов».
Послушаем заявления самих спикеров, благо мне удалось обнаружить опубликованную в Интернете видеозапись с упомянутых дебатов. Громов: «И совсем немного осталось до того момента, когда в России произойдет национальная революция... Вы говорите, что нет такой силы... Мы готовы взять на себя ответственность, когда потребуется. Речь идет о политической воле, и политическая воля у нас есть». Храмов: «Революция делается в городах и делается меньшинством... Можно вспомнить 2003 год – Грузия, 2005 год в Украине, можно вспомнить Молдову. Что, мы хуже молдаван, грузин и украинцев?... Только… протесты на улицах способны эту власть сменить!»
Удивительно ли, что в итоге протесты на Болотной дошли 6 мая 2012 года до массовых боев с полицией? Впрочем, к этому вели изначально – вспомним, что 5 декабря 2011 года Навальный с Яшиным сформировали и повели тысячную колонну к Центризбиркому.
Из свидетельств ещё одного национал-демократа: «В конце прозвучала идея двигаться маршем в сторону Лубянки, дабы высказать свое мнение о прошедших «выборах» непосредственно около находящейся там избирательной комиссии. К сожалению, двинулись не сразу и не все – иначе, остановить такую толпу не было бы под силу даже всей сборной ОМОНа Москвы и Московской области. В итоге, народ прорывался группами через наспех организованные милицейские кордоны. Кого-то винтили, кто-то прорывался. Мы, нашей нацдемовской компанией, старались весело заводить людей и троллить нелюдей, скандируя всяческое в адрес родной милиции («позор!» как самое безобидное). Особенно хорошо пошло придуманное наспех «Гоблины!». Далее, мы прошли-таки на Лубянку».
Дальше было стояние перед ОМОНом, известная фраза Навального про баранов, обращенная к собравшимся вокруг «свободным разгневанным людям», и арест сего деятеля с еще несколькими главными подстрекателями на 15 суток за хулиганство. Всё.
«Тут многое уже написали по поводу годовщины «болотных протестов» пятилетней давности, по поводу очередной несостоявшейся русской революции. Я прекрасно помню это время несбывшихся надежд, свою работу на посту московского координатора Русского гражданского союза, дела друзей, соратников, да и не очень друзей и соратников», – ностальгировал 6 декабря 2016 года в Facebook Громов. Революции тогда не получилось.
Впрочем, ее потом пытались разжечь вновь и вновь. Например, после митинга на Пушкинской площади 4 марта 2012 года, где Удальцов отказался уходить с площади после окончания заявленного времени и попытался с соратниками «оккупировать» замерзший фонтан. Вот накануне этой акции Храмов гневно пишет в Twitter: «Как я понял, 5 марта состоится очередной унылый митинг?». И далее: «А где в митинге на Пушкинской площади «эскалация протеста»?» И затем ретвитит очередной призыв Навального: «Все желающие имеют возможность мирно и неспешно двинуться к Манежной после митинга на Пушкинской». Да, просто прогуляться толпой к Госдуме и Кремлю…
Не вышло революции, не удалось её выжать, хотя в итоге накрутили протестующих и довели дело до боев с ОМОНом, уголовных дел, арестов и реальных сроков. Конечно, разжигатели благополучно отсиделись дома, пока самые наивные активисты мотали потом годами сроки. Громов, впрочем, от греха подальше свалил в Латвию.
И вот на фоне тысячных митингов школоты, выведенной на улицы Навальным, надежды «р-р-революционеров» на какой-нибудь «русский Тахрир» вновь обострились. Проект Громова в мае 2018 года сразу же начали информационно раскручивать Радио «Свобода» (финансируется Госдепом), «Немецкая волна» (финансируется правительством Германии) и «МБХ Медиа» (массмедиа беглого олигарха Ходорковского, которого часто называют просто «грантооператором» того же Госдепа). Одно интервью за другим.
Тогда я как лидер «Тигров Родины» публично обратил на это внимание, и уже 5 июня 2018 года Громов жаловался сайту Ходорковского (позже заблокированному в России), что его противники «начали работать более прицельно. Некто Владимир Лактюшин написал статью с «расследованием» моей деятельности, разбирает мое старое публичное выступление, и подводит меня под 280 статью УК («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»). Это такая форма публичного доноса. Вывод, следующий из текста – мы враги России и агенты Госдепа, которые хотят устроить гражданскую войну». Но ведь это так и есть, см. цитаты выше.
В итоге летом 2018-го Громов снова уехал из России, куда перебрался на запах свежей революции, но продолжил свою деятельность из Латвии. И она все набирает обороты.
«Единственный способ влияния на эту ситуацию – давление на нынешнее государство через международные институты, – заявил Виктор Олейник, вместе с Громовым ведуй проект «База данных», 1 февраля 2019 года Радио «Свобода». – Поэтому, с одной стороны, мы ведем аналитическую работу и содействуем людям в защите их собственных прав, предоставляем экспертную позицию для подачи иска в Европейский суд по правам человека... Мы сейчас вышли в большей степени на международное поле и занялись в том числе санкционной политикой, потому что все эти люди очень плотно завязаны как на Евросоюз, так и на США, где у них есть банковские счета, недвижимость и родственники. Наша главная задача на будущее – это создание аналитического центра, который будет работать в трех местах – Европе, США и России, где у нас уже есть целая сеть источников. Это люди в разных структурах».
«Мы запускаем новый проект – мониторинг связей российской армии, ЧВК, представителей российской элиты с Китаем», – добавил в том же интервью Громов.