Авторский блог Александр Агеев 16:01 17 марта 2023

Переговоры как искушение

вид дипломатического спорта и индикатор общественных настроений

Переговоры как факт, как его отсутствие, как путь к соглашениям и как витающая постоянно idee fixe сопровождают российско-украинские отношения с времен распада СССР и после начала СВО. Они превратились даже в некий вид дипломатического спорта и индикатор общественных настроений. Согласно опросам общественного мнения, за переговоры с Киевом выступает до половины опрошенных россиян, хотя однозначной поддержкой пользуется лишь идея обмена военнопленными.

Однако уже мало кто помнит, как непросто складывалась история вывода ядерного оружия из бывшей УССР, занявшая несколько лет. Как только совместное давление России и США заставило киевское руководство в конце концов согласиться на безъядерный статус. Можно вспомнить как трудно шли переговоры по статусу Севастополя, ценам на газ, какая страна больше всех выражала особое мнение в множестве договоренностей в рамках СНГ и т.д.. В этом смысле вряд ли были иллюзии у российской стороны по поводу переговоров, начавшихся 28 февраля 2022 г. в Гомельской области, через четыре дня после начала СВО на Украине.

Интересно как сегодня оценивается тот переговорный эпизод. Глава ГУР Украины К. Буданов 22 января 2023 года заявил, что главной задачей члена украинской переговорной группы банкира Дениса Киреева, штатного сотрудника украинской военной разведки, в ходе переговоров в Гомельской области «было затянуть процесс для того, чтобы выиграть время». Это должно было позволить ВСУ предпринять «определённые действия по отпору врагу», «тогда ситуация была критическая».

7 декабря 2022 года, ещё одно откровение об истинной цели переговоров и заключения Минских соглашений последовало от бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Газете Zeit она заявила: «Минские соглашения 2014 года были попыткой дать Украине время. Она использовала это время, чтобы стать сильнее, как это видно сегодня. Украина 2014/15 годов — это не сегодняшняя Украина. В начале 2015 года Путин мог бы легко захватить её. И я очень сомневаюсь, что страны НАТО могли бы тогда сделать столько же, сколько сейчас, чтобы помочь Украине».

28 декабря 2023 года бывший президент Франции Франсуа Олланд на вопрос издания The Kyiv Independent о высказывании Меркель солидаризировался с нею: «Да, Ангела Меркель права в этом вопросе. Минские соглашения на некоторое время остановили российское наступление. Что было очень важно, так это знать, как Запад воспользуется этой передышкой… С 2014 года Украина укрепила свою военную позицию…Украинская армия полностью отличается от той, что была в 2014 году. Она стала лучше обучена и оснащена. Заслуга Минских соглашений в том, что они предоставили украинской армии такую возможность».

Когда вспоминаешь танец гримас на лице Зеленского во время «саммита четырех» (Путин, Макрон, Меркель, Зеленский), то сегодня можно лишь удивиться, почему не гримасничала вся тройка.

Российская сторона на фоне этих признаний сочла необходимым через частный комментарий В. Суркова всё-таки отреагировать на вскрытое двуличие партнёров, не утереться безответно от плевка фактических оскорблений. Сурков и засвидетельствовал, что российская сторона прекрасно понимала всю эту стратагему партнеров, и что не нужно слишком им торжествовать, думая, что им удалось провести русских «как лохов».

Пока на Западе всё ещё сохраняется уверенность, что у Киева есть шанс, пусть и ограниченный по времени, с западной помощью одержать победу над Россией военным путём и выйти на границы Украины 1991 года. Именно поэтому 17 января 2023 года в ходе пресс-конференции со своим британским коллегой госсекретарь США Энтони Блинкен закрыл переговорный кейс по Украине, отметив, что на российских условиях с признанием Киевом «новых территориальных реалий» он невозможен.

Однако тема переговоров и их возможного результата продолжает муссироваться в информационном пространстве, отражая смущение умов. Одни эксперты, например, даже из военкоровского пула, обозначают что цели СВО – это «нейтральная, свободно развивающаяся Украину». Другие вбрасывают идею об «условной 38 параллели» по образцу Северной и Южной Кореи, или Западного и Восточного Берлина. Надо отдать должное эрудиции таких экспертов, но она слишком избирательна, эта эрудиция. Вводя в обсуждение ту или иную аналогию, не нужно забывать реалии. Так, Корейский полуостров остается постоянным источником геополитического конфликта до наших дней, в РК развёрнут постоянный американский воинский контингент почти в 30 тысяч человек. А разве Берлинский вопрос не отравлял международную ситуацию несколько десятилетий, закончившись, между прочим, геополитическим поражением СССР, ликвидацией ГДР и последующим приближением зоны НАТО и ее военной инфраструктуры к центральной и западной России? Это, по большому счету, и стало спусковой пружиной нынешнего кризиса.

Кстати, Генри Киссинджер в июльском номере за 2022 год британского журнала The Spectator вполне отчетливо напомнил о роли переговорного оружия: «…Остальные вопросы можно было бы оставить на усмотрение переговоров. Это была бы ситуация [по Украине], которая на некоторое время была бы заморожена. Но, как мы видели на примере воссоединения Европы, со временем они [поставленные цели] могут быть достигнуты».

«Воссоединение Европы», а более точно – поглощение Восточной Европы Европейским союзом и НАТО, стало возможным в результате «перестройки» в СССР, окончания Холодной войны и курса РФ на вхождение в западное цивилизационное поле. Но в практической политике эта было не что иное, как результат ослабления и прекращения поддержки Москвой своих союзников, возникновения у Москвы благодушных иллюзий о будущем пост-советского мира, а де факто – капитуляции в геополитическом соперничестве с США.

Между тем, ещё век назад один из первых русских исследователей в области геополитики Алексей Ефимович Вандам (Едрихин) проницательно заметил: «Испещренная океанами, материками и островами земная поверхность является для них своего рода шахматной доской, а тщательно изученные в своих основных свойствах и духовных качествах своих правителей народы — живыми фигурами и пешками, которыми они двигают с таким расчётом, что их противник, видящей в каждой пешке самостоятельного врага, в конце концов теряется в недоумении, когда им был сделан роковой ход, приведший к проигрышу партии». Подобное недоумение постигало, судя по всему, и Горбачева, и Ельцина.

Выход России за флажки, отведенные ей в результате добровольной капитуляции в 1989-1991 гг., начался тогда, когда были предприняты шаги по частичному восстановлению её суверенитета и осознания реальных результатов сделанного политического выбора. Это началось с 2007 года, тянулось мучительно, противоречиво и замедленно. С 2013 г. стагнация экономического развития, после восстановительного периода начала нулевых годов, стала затянувшимся фактом. За 30 лет экономика РФ выросла на 15% по сравнению с 1990 г., тогда как Китай вырос трёхкратно, США - вдвое, а развивающиеся страны в 7 раз. Тем не менее, с 2014 года существенно вырос уровень суверенитета в политике, военном строительстве, правовой области. С 2022 г. «гибридная война» полыхает во всех сферах, вынуждая руководство страны решительно напоминать всем о наличии всесокрушающего ядерного потенциала.

Но эти напоминания во многом обесцениваются вирусом «готовности к переговорам». При всём уважении к заявлению зам. председателя Совбеза РФ Д. Медведева о том, что «ядерные державы не проигрывали крупных конфликтов, от которых зависит их судьба», нельзя не учитывать, что просто обладать ядерным оружием, даже превосходить в нем всех вместе взятых, недостаточно, важна ещё и решимость его применить.

Если и будут когда-то конструктивные переговоры, то они могут быть только с тем, кто реально контролирует реальные процессы. И это не Зеленский. И это будет отнюдь не Украина.

Однако поставки всё более мощного и тяжёлого оружия Киесу говорят о том, что Запад российские заявления о переходе к применению «более мощного оружия» или «всех средств» воспринимает скептически. Это объяснимо: слишком свежи в памяти даже нынешних западных политиков воспоминания о Горбачеве, проявившем искреннюю и наивную склонность к лаврам миротворчества. То, что из-за этой склонности развалилась какая-то фундаментальная подоплека всей системы международных отношений, воспринималось им, наверное, как абстракция, не значащая ничего по сравнению с аплодисментами. То, что в итоге он оказался в роли всего лишь фигуры, а не игрока в шахматной игре, он, судя по всему, даже не осознавал. И нет оснований у нас думать, что отводившие ему роль всего лишь фигуры, разочаровались в таком способе действий.

Выпячивание темы переговоров о тех или иных конфигураций будущего Украины является отвлечением внимания от принципиальных вопросов глобальной и европейской безопасности. Они по-прежнему сводятся к условиям безопасности в Европе, как минимум. Эти условия имелись в виду и в 1989 г., они были согласованы и устно и письменно, и эти условия были шаг за шагом за 30 лет нарушены «партнёрами РФ» при ее же попустительстве. Весьма интересно почитать переписку президента Ельцина во второй половине 1990 годов с коллегами по G8. Российский руководитель вполне обширно и неоднократно проявляет озабоченность ходом событий, прежде всего, на Балканах. И получает в ответ похлопывания по плечу, мол, не напрягайся, брат. А дальше – то АПЛ «Курск», то башни-близнецы, то терроризм, то Афганистан, то Ирак, то предоставление логистических маршрутов для НАТО… А Украина? Какой в самом деле пустяк, что бы не говорил З.Бжезинский о его исключительной геополитической значимости. Кто всерьёз задумывался и изучал внутреннюю эволюцию Украины, поколение за поколением сползающую в нацизм и на 180 градусов готовящуюся сменить внешнеполитические и ценностные ориентиры? Кто слушал тех немногих, кто изучал и предупреждал о нарастающих опасностях?

Чтобы выйти из слишком тупиковых ситуаций, надо осознать когда, как и кто в них оказался. Текущая ситуация спровоцирована выходом военной инфраструктуры НАТО за линии, установленные и подразумеваемые договоренностями времен завершения Холодной войны. Именно это обозначено в предложениях РФ 17 декабря 2021 года о гарантиях безопасности, направленных в адрес США и государств-членов НАТО. Обман, самообман, лукавство одних и легкомыслие других в этом основополагающем вопросе привели к нынешней ситуации. Подчеркну ещё раз – не без наивного попустительства со стороны Москвы, начавшегося в конце 1980-х годов.

Но всему своё время. И разбрасывать, и собирать камни, как завещал Экклезиаст.

двойной клик - редактировать изображение

1.0x