Авторский блог Андрей Фефелов 16:13 23 ноября 2017

Памятник предательству и лжи

как нам навязывают Солженицына

Зачем в России ставят памятники могильщикам нашей Родины? На эту тему беседуют директор Агентства аналитической информации "Русь православная" Константин Душенов и руководитель проектов "День.ТВ" и "Завтра.ру" Андрей Фефелов.

Андрей ФЕФЕЛОВ. В следующем году будет отмечаться столетие Александра Солженицына. Праздноваться эта дата, видимо, будет столь широко, что 2018-й год Правительство РФ даже объявило годом Солженицына. Инициаторов этой идеи не смутил тот факт, что этот же год уже объявлен годом Сталинграда! Вот так мы и живём: один поезд идёт в Сталинград, а другой — к Солженицыну. Как бы в этом случае пристяжные не разорвали нас пополам...

Константин ДУШЕНОВ. И не боятся народного гнева! Ведь все мы помним историю с доской Маннергейму, которую им пришлось убрать.

Памятники нужно ставить тем, кто объединяет людей. Вот, например, недавно поставили памятник Ивану Грозному в Орле. Он несёт мощный объединительный заряд, ведь именно Иван Грозный создал русское государство в современном нашем понимании. Именно при нём Россия приросла Сибирью и превратилась в нынешнее гигантское евроазиатское государство. А в чём заключается объединительный потенциал Солженицына? Он только разъединяет народ.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Недовольства уже были. В Москве в 2008-м году, сразу после смерти Александра Солженицына, Большая Коммунистическая улица была ритуально переименована в его честь. Местные жители очень резко выступали против этого переименования. Был громкий скандал. Причём все эти протесты и манифестации были связаны не только с сомнительной славой писателя, но и с откровенным и наглым нарушением закона, по которому увековечивание памяти возможно только спустя 10 лет после смерти "увековечиваемого персонажа". Тогда Мосгордума наплевала и на закон, и на протесты жителей... В народе существует глубинное отторжение Солженицына, и не случайно во Владивостоке на его памятник дети вешают табличку "Иуда". Однако определенные группы во власти действуют, не считаясь с мнением большинства, руководствуясь какой-то тайной и жесткой идеологией, которой у нас, по Конституции, нет.

Константин ДУШЕНОВ. Это вполне укладывается в то, о чём вы из передачи в передачу говорите — существует идеология разрушения, и адепты этой идеологии находятся внутри нашей власти.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Солженицын был из их числа. Вообще это интереснейшая фигура. Он может быть исследован в самых разных контекстах, и, в первую очередь, — в контексте тайны распада Советского Союза. Демонтаж СССР не был чем-то естественным, хаотическим, случайным. Это было искусственное действо, осуществлявшееся определёнными элитарными группами. В "перестройку" Солженицын написал эссе "Как нам обустроить Россию". И это вовсе не прекраснодушное рассуждение интеллигента о поморах, уральцах и т.п. Это четко прописанный план распада СССР, распада России!

Прошли годы, и стало понятно, что это такая же диверсионная история, как и миф о ГУЛАГе. На самом деле ГУЛАГ — это главное управление лагерей, где сидят чиновники и машинистки. Но это название при помощи изощренных технологий вбивалось в сознание, и Солженицынский ГУЛАГ стал той чугунной бабой, которой разрушили наш дом.

Константин ДУШЕНОВ. Предположим, что он это всё написал совершенно искренне, без всякого заказа, никто ему не нашептывал на ухо. Но когда проходит тридцать лет, и человек пишет работу, содержащую программу разрушения уже нового государства, возникающего на осколках Советского Союза, то это уже, по меньшей мере, странно. Если сопоставить факты, то перед нами самая настоящая фабрика по производству пропагандистских мифов, целенаправленно бьющих на разрушение России!

Андрей ФЕФЕЛОВ. Генезис Солженицына очень интересен и таинственен одновременно. За что он был арестован? Там не всё понятно. Говорят, что Солженицын делился со своим другом какими-то антисталинскими реляциями в письмах с фронта.

Константин ДУШЕНОВ. Это каким же нужно быть дураком, чтобы при действующей цензуре военного времени, с фронта или с прифронтовой территории писать такие письма?!

Андрей ФЕФЕЛОВ. Всё это темно и непонятно.

Константин ДУШЕНОВ. Интересно, что на Западе его очень настороженно приняла часть старой русской эмиграции. Несмотря на всю его жесточайшую критику Советского Союза.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Они почувствовали запашок. Кстати, писатель Варлам Шаламов, автор "Колымских рассказов", в своё время, после общения с Солженицыным, был крайне возмущён и оскорблён. Он понял, что сотрудничество, которое предлагал ему Солженицын, является диверсионным суперзаказом. И речи не было о творчестве, о каком-то искреннем изложении. Не мудрено, что Шаламов отпрянул от него как от прожженного дельца.

Константин ДУШЕНОВ. Шаламов был не только сыном священника, но и троцкистом.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Да, он был участником боевой троцкистской организации. Собирался убить Сталина, был схвачен, попал в ужасные условия, которые он описал. Но в этом своя историческая логика.

Константин ДУШЕНОВ. Шаламов выстрадал свои произведения. Я, как человек, некогда тоже пребывавший в местах не столь отдаленных, могу сказать, что тюрьма одинакова вне времён, вне контекстов, вне географии. У Шаламова образ тюрьмы передан очень ярко, очень страшно, очень правдиво. У Солженицына этого нет. Более того, читая, как жил герой рассказа "Один день Ивана Денисовича", начинаешь сомневаться не только в литературной, но и в жизненной и исторической достоверности. После прочтения складывается полное ощущение, что зэки в страшную сталинскую эпоху были гораздо свободнее, чем современные зэки в демократической России.

Андрей ФЕФЕЛОВ. Совершенно ясно, что "Архипелаг ГУЛАГ" — это сборник тенденциозно подобранных лагерных баек и легенд, а иногда и откровенной лжи. Такой, например, как многие миллионы расстрелянных...

Константин ДУШЕНОВ. А как он повёл себя после краха СССР? Ведь, казалось бы, он так жаждал этого! По идее, Солженицын должен был быть в Москве на третий день после путча. Но нет, он три года сидел в своём Вермонте и внимательно наблюдал: чья возьмёт, куда повернёт? И только уверившись во власти Ельцина, в его расположении вплоть до признания "пророком", в 1994 году он приехал через Владивосток, а оттуда — через всю страну. Дешёвый клоунский трюк, свидетельствующий о непомерном самомнении. Ведь он реально воспринимал себя пророком Отечества!

Андрей ФЕФЕЛОВ. Когда он приехал, ему открыли все информационные шлюзы. И сегодня его необычайно активная вдова везде: защищает режиссера Серебренникова и т.д. Она до сих пор бежит впереди либерального паровоза, но нельзя сказать, что она управляла своим супругом, как Боннэр Сахаровым. Солженицын сам прекрасно понимал свою роль и то, что от него требуется. Будучи необыкновенным честолюбцем и сильной личностью, он выполнил свою роль до конца, так и не извинившись ни перед кем за то, что он сделал, за то, что он играл сознательно эту роль. Этот вермонтский агент или литературный власовец, как его справедливо называют, был мощным оружием в руках деструкторов русской цивилизации в ХХ веке. И ставить ему памятники — сродни безумию.

28 марта 2024
24 марта 2024
1.0x