Авторский блог Виктор Кузнецов 21:19 26 июня 2018

Памяти Рудольфа Михайловича Алексахина

Ушел из жизни выдающийся ученый с мировым именем, стоявший у истоков создания отечественной радиоэкологии. две встречи с ним оставили неизгладимый след в памяти автора, который благодарен судьбе за это и за его помощь в издании книги: "Ядерное наследие на Урале: исторические оценки и документы"

Две встречи с академиком Р.М. Алексахиным

Всего две встречи с академиком Рудольфом Михайловичем Алексахиным предоставила мне судьба. Первая произошла в 2017 г., когда в г. Екатеринбурге 22 мая состоялся Х Региональный общественный форум-диалог «Атомная энергия. Технология будущего – снижение нагрузки на окружающую среду», организованный Общественным советом Росатома.

Целью моего посещения этого форума был поиск среди его участников заинтересованных в издании книги «Ядерное наследие на Урале: исторические оценки и документы». Соавтором этой книги является известный ученый-историк, доктор исторических наук В.С. Толстиков. Книга посвящена 60-летию со дня радиационной аварии на государственном химическом заводе имени Д.И. Менделеева (ныне Производственное объединение «Маяк») в г. Челябинск-40 (ныне г. Озерск), которая произошла 29 сентября 1957 г.

В форуме-диалоге принимали участие, глава города Озерска, депутаты собрания депутатов Озерского городского округа, должностные лица Государственной корпорации «Росатом» и представители предприятия «Маяк». Подходил я к некоторым из них и до начала форума, и в перерыве между заседаниями. Все многозначительно кивали головой, но к моему разочарованию никто из перечисленных представителей не проявили интереса ни к теме, ни к содержанию книги, ни к ее изданию.

В конце пленарного заседания выступил академик Алексахин Р.М. Его фамилия мне была известна до этого только по нашим ссылкам в тексте книги на его труды. Во время обеденного перерыва я осмелился обратиться к нему и объяснил суть просьбы. Он очень заинтересованно стал со мною общаться, с большим вниманием выслушал и пригласил к себе в номер. В ходе короткого разговора я сообщил ему, что являюсь автором двухтомника по истории закрытых городов на Урале. Рудольф Михайлович проявил к этому изданию нескрываемый интерес и просил меня привести его на следующий день, до его отъезда на Белоярскую АЭС, на которой проходил второй день форума. Учитывая, что перерыв на обед регламентирован, он посоветовал коротко изложить просьбу в формализованном письменном обращении, подписать его директором Института истории и археологии УрО РАН Артемовым Е.Т. и передать ему для поиска заинтересованных сотрудников непосредственно в Росатоме.

Затем Рудольф Михайлович неожиданно для меня начал искать в своих вещах юбилейное издание, посвященное восьмидесятилетию со дня его рождения. Оказалось, что у него остался последний экземпляр, который он подписал и подарил мне. Также неожиданным для меня стало его предложение поужинать по окончанию первого дня форума и поговорить подробнее о будущей книге. Так получилось, что за столом, который был накрыт на восемь персон, мы оказались с ним одни. Остальные гости расселись либо по принципу научных интересов, либо по принадлежности к регионам. В ходе разговора Рудольф Михайлович часто упоминал фамилию Клечковского Всеволода Маврикиевича, которого он считал своим учителем.

Рудольф Михайлович вспоминал, как после окончания Московского государственного университета он был направлен в Челябинск-40 и начал свою трудовую деятельность в Опытной научно-исследовательской станции (ОНИС), которая была создана для изучения последствий радиационной аварии и для восстановления хозяйственной деятельности на территории Восточно-Уральского радиационного следа.

По его словам молодой коллектив специалистов-радиоэкологов в первые годы функционирования ОНИС трудился с энтузиазмом, самоотверженно и преданно. При этом условия такого труда были далеки от комфортных. Первоначально производственные помещения станции размещались в бараках бывшего исправительно-трудового лагеря, обнесенные колючей проволокой. Отсут­ствовало необходимое научное оборудование и инструменты. Коллектив формировался в основном за счет выпускников биологических факультетов университетов, сельскохозяйственных и технических вузов. Большинство из них имело довольно смутные представления о радиоактивности.

Вот как описывал свое прибытие на работу в ОНИС Рудольф Михайлович в одной из своих работ: «Ранней осенью 1958 г. меня, студента пятого курса биолого-почвенного факультета МГУ, пригласили в первый отдел университета и спросили, не хотел бы я после завершения учебы направить­ся на учебу на один из секретных объектов для изучения совершенно новых проблем, связанных с решением оборонных задач. Естественно, в этом раз­говоре не было и намека на суть этой работы. Я дал согласие. Мог ли пред­ставить, что почти 40 лет назад я начал работать в учреждении, которому было предопределено стать alma mater отечественной (да и не только отече­ственной, но и мировой) радиоэкологии!

16 июля 1959 г. в кузове старенького ЗИС-5 вместе с другими выпускниками МГУ я проделал путь от известной всем, кто въезжал в «Сороковку» через областной Челябинск, Торговой улицы до села Большой Куяш по Свердловскому тракту и далее с десяток километров по разбухшему от июльских дождей уральскому чернозему до совхоза № 2 (Воро­шиловский), где уже было создано уникальное научное учреждение с не­сколько прозаическим названием ОНИС (дань секретному делопроизводству тех времен). Хотя, безусловно, по всем меркам, это уже был научно-исследовательский институт радиоэкологии».[i]

Эти воспоминания Рудольфа Михайловича я прочитал уже после нашей встречи и процитировал их, чтобы не искажать смысл его рассказа в своем изложении. Вот так прошла наша первая встреча с выдающимся ученым, которая осталась в памяти, переполняя чувства благодарности судьбе за такое знакомство, которое имело плодотворное продолжение.

Вторая встреча состоялась также в Екатеринбурге. Р.М. Алексахин принимал участие в международной конференции МАГАТЭ по ядерным реакторам на быстрых нейтронах, которая проходила 26 по 29 июня 2017 г. Созвонившись, мы определили время встречи. В ходе беседы Рудольф Михайлович поделился впечатлениями о конференции и сообщил, что он спланировал в Росатоме разговор о поддержке издания книги с советником генерального директора госкорпорации «Росатом» Рябевым Львом Дмитриевичем и в департаменте коммуникаций с Рудером Константином Эдуардовичем – помощником руководителя. По итогам разговора я поблагодарил Рудольфа Михайловича за помощь и передал ему распечатанные два экземпляра оригинал-макета книги, в том числе один для Л.Д. Рябева.

После приезда в Москву, Рудольф Михайлович выполнил свое обещание и повстречался и с Л.Д. Рябевым и с К.Э. Рудером. Об этом он сообщил мне по телефону и рассказал подробности состоявшихся разговоров. Через несколько дней Лев Дмитриевич позвонил мне на сотовый телефон, что для меня было полной неожиданностью. В ходе разговора он сообщил, что познакомился с текстом оригинал-макета и в целом его одобряет. В конце разговора он предложил нам с В.С. Толстиковым доработать заключение в части дополнения его более акцентированными выводами и спросил какая помощь от него требуется. Я ответил, что если он не возражает поддержать ее издание, то в последующей переписке с потенциальными заказчиками мы бы могли сослаться на его положительную рецензию. Он согласился.

К сожалению, к сентябрю 2017 г., когда в канун 60-летия со дня аварии должны были проходить памятные мероприятия в г. Озерске, никто из потенциальных заказчиков не выразил желание на издание книги к юбилею. Тогда, посоветовавшись с В.С. Толстиковым и при поддержке издательства «Банк культурной информации» материалы книги были отпечатаны в виде тематического выпуска газеты «Время». Тираж газеты был роздан участникам юбилейных мероприятий.

В начале декабря 2017 г. мне позвонила директор Информационного центра атомной отрасли Уварова Мария Павловна и сообщила о принятом решении выделить деньги на издание книги. Срок на печать тиража был менее месяца т.к. до конца финансового года необходимо было отчитаться об использовании денег и выходе книги из печати. В обозначенный в договоре срок книга была отпечатана в типографии и передана заказчику.

В течение всего второго полугодия я извещал Рудольфа Михайловича о процессе издания книги, но, к моему большому сожалению, ответов на мои письма не было. О причине такого молчания я узнал от секретаря Рудольфа Михайловича, Натальи Николаевны, которая сообщила, что книга находится уже больше месяца на его рабочем столе в кабинете, а сам он находится в клинике восстановительной терапии.

Успел ли он ознакомиться с ней мне неизвестно, но на мое очередное письмо с вопросом о состоянии здоровья Рудольфа Михайловича, я получил ответ с печальным известием о его кончине 2 мая 2018 г. Не скрою, для меня, как и для многих его близких, знакомых и коллег, кончина Рудольфа Михайловича была неожиданной. Потеря такого человека и ученого для отечественной и мировой науки стала невосполнимой утратой.

В моей памяти Рудольф Михайлович, в его восемьдесят лет, остался бодрым и энергичным человеком, искренне желающим оказать помощь и сделать все, что было в его силах. Удивило меня в нем, прежде всего то, что увидев всего дважды малознакомого человека, он, при его колоссальной занятости, заинтересованно выполнил мою просьбу, благодаря чему книга увидела свет и на конкурсе научных работ «Научная вертикаль 2018» была удостоена диплома первой степени. Эта книга будет одним из своеобразных памятников Рудольфу Михайловичу т.к. в предисловии авторы выразили ему благодарность за помощь, а в тексте помещены его воспоминания о работе в сфере отечественной радиоэкологии, в процессе создания которой он принимал непосредственное участие.


[i]Алексахин Р.М. У истоков отечественной радиологии (атомный Ротамстед и радиоэкологическая Мекка) // Вопросы радиационной безопасности. 1997. № 3. С. 58.

1.0x