Сообщество «Партия измены» 13:25 21 января 2017

Отнесите Шендеровича обратно

судиться с сатириком — всё равно что спать без простыни

Нашумевший наброс Виктора Шендеровича про «руки из жопы» как результат «генетической традиции» россиян и «ботву в головах» как итог их же «отрицательной селекции» получился, что и говорить, смешным — правда, совсем не в тех местах, где хотел бы автор. Наверное, это карма: что бы ни вытворял проказник, глядеть на его потуги всегда будет забавно и немножко стыдно. Зато полезно…

Наткнувшись на той неделе в Фейсбуке на скриншот с этим его набросом, я подумал лишь: зачем снова вытащили эту рухлядь? Даты проставлено не было, и я полагал, что читаю запись, по меньшей мере, шестилетней давности. То есть тех времен, когда в переулочках Арбата ещё модно было судачить про «анчоусов» и «дельфинов», и мемы про «быдло с Уралвагонзавода» только набирали популярность среди «людей с хорошими лицами». В те дни толком ничего не было ясно, Крым был вовсе не наш, придворные метались от площади к площади, повсюду царила «перезагрузка», сдавали Ливию, санкций не было и в помине — и всяк сатирик был ещё рысак.

Но скриншот всё мелькал и мелькал в ленте, и я понял, что наброс Шендеровича совсем свежий. Это вызвало первую мою улыбку. Сегодня, в 2017 году, после всего, что случилось в 11-м, 12-м, 14-м и 16-м годах, вламываться на публику с воплем про «селекцию» и «генетику»? Помилуйте, это, прежде всего, неумно. И крайне недальновидно. То, что в эпоху Болотной или, на худой конец, «маршей мира» выглядело бы как попытка самоидентификации («я с этими, а не вот с этими») и могло даже претендовать на месседж к власти («вернись, мы всё простим!»), сегодня, когда все давно определились и всё стало понятно, выглядит анахронизмом и выраженной неадекватностью.

С тем же успехом Шендерович мог бы этим январём засесть за новый сценарий к «Куклам»: ау, дядя, век-то какой? Пора начать ориентироваться! Пора понять хотя бы, к кому ты обращаешься — после всего того, что мы про всех узнали. Кто твоя аудитория? Иностранный агент из «Мемориала»? Ворьё из Минэкономразвития? Правосек из «Координационного совета оппозиции»? Педофил из 57-й школы? Готовы ли ржать над твоим юморком те, кто сами давно превратились в повод для колких острот или зычного гогота? И кого ты хотел подколоть — сегодня, после трёх лет непрерывного хохляцкого шарли-эбдо про «колорадов» и «вату», «орду» и «путинских рабов»? Сейчас не 2011 год, дядя!

Впрочем, Шендерович и сам это прекрасно понимает — оттого и подстраховывается. Вот это, действительно, смотрится смешно. Побоявшись употребить в набросе слово «русские», потому что теперь за такое тащат в суд и оставляют без штанов, он повсюду в тексте проставил эвфемизм «россияне» — забыв, однако, убрать «генетику» с «селекцией». Хотел устроить всё по нюрнбергскому счёту, «от сердца к солнцу», звонко щёлкнув сапогами, а в итоге вышла белиберда, пригодная разве что для «свидомого» уха, не различающего в русском вопросе этнонимических обертонов.

Забавно и то ещё, что этими вот «россиянами», целиком угодившими под одну гребенку (даже «дельфиньего» меньшинства не осталось среди косяков «анчоусов»), Шендерович, по сути, «сыграл в украинца». То есть записал в дегенераты разом всех граждан России, не выделив среди них даже неполживцев с телеканала «Дождь». Немудрено, что множество лайков он получил от «небратьев» и колбасной эмиграции — то есть от тех, кто с россиянами себя никак не отождествляет.

Раз так, то какая же это сатира? Сатира — это когда про своих, а Шендерович-то, по сути, про чужих написал.

В дальнейшем, уже после наброса, он, правда, принялся из опаски упоминать, как искал «рукожопость» в зеркале. Что ж, осталось выяснить, не решился ли сатирик поискать там же и следы «отрицательной селекции», а заодно и упомянутое в набросе «рабское ярмо». Хотя бы в том смысле, что лишь негодная селекция могла возвести в ранг моральных авторитетов циника на зарплате, и лишь ярмо раба заставляет человека преклоняться перед барахлом и шмотками, отрицая «особый путь развития» для свободных народов.

Но нет, про это у Шендеровича ни слова, а в остальном выходит сущая галиматья. Скажем, судя по тому, что происходит в мире, руки из задницы растут, простите, никак не у россиян. И ботва, если присмотреться, произрастает вовсе не в их головах. Да и ярмо на шее тащат нынче совсем не жители России, как чудится сатирику, а, скорее уж, бритты с пруссаками, изнемогающие одни под гнётом ЕС, другие под беженцами.

Сверил бы товарищ, что ли, часы с глобальными «хозяевами дискурса»? По заверениям последних, русские сейчас главным образом заняты покорением мира и расстановкой повсюду своих президентов, тогда как «жопа и ботва» — это, скорее, к избирателям Трампа.

И потом, что такое сатира как не обличение пороков — то есть ровно то («нравственность россияне производят ртом, особенно специализируясь на обсуждении т.н. "безнравственности"»), за что Шендерович клеймит соотечественников? Каким же, интересно, местом сам сатирик читает в аудиториях свои инвективы? На чём, хотелось бы знать, специализируется лично он?

И почему, позвольте спросить, слово «безнравственность» взято им в кавычки, с добавлением «т. н.»? Имеет ли Шендерович в виду, что безнравственности как таковой не существует в природе? А ежели кто-то, к примеру, пройдётся «генетикой и селекцией» по памяти его почившего батюшки, о котором сатирик так трогательно написал в Фейсбуке за неделю до наброса? Не вскипит ли гневом сердце обличителя со словами «А нас-то за что?!»?

...Наброс не успел толком разбежаться репостами по Сети, как Шендеровича-таки потащили за него в суд. С просьбой проверить текст на экстремизм в Следственный комитет обратился политолог Павел Данилин. «Видит бог, я не ждал такого стремительного подтверждения своей правоты», — не слишком удачно откликнется на это сатирик. Его же паства, нимало не заботясь формальной логикой, примется клеймить политолога за самоотождествление с обидчивой ботвой, словно тут не достаточно было слова «россияне».

Мы же, по давнему нашему убеждению, призываем сограждан отказаться от идеи судиться с пасквилянтом. Бестолковое это занятие, да и нужен он нам никак не в тюрьме, а на свободе, за Фейсбуком. Ведь до тех пор, пока он сыплет в Сети дурацкими остротами в отсутствие спроса на его творческие вечера, всё в стране идёт хорошо. Шендеровича всегда было удобно использовать вместо барометра общественных настроений — и его нынешнее состояние «на полшестого» выглядит вполне обнадёживающе.

Так что отнесите его туда, откуда взяли.

1.0x