Авторский блог Мария Мамиконян 18:05 9 января 2020

Депутатка, ты чья?

открытое письмо Оксане Пушкиной

Уважаемая Оксана Викторовна!

В ходе пресс-конференции по законопроекту о домашнем насилии, состоявшейся в пресс-центре МИЦ «Известия» 24 декабря, Вы отметили, что законодательство о профилактике домашнего насилия уже работает в 144 странах, а в России такого закона до сих пор нет. А так как все страны «договорились» принять особое законодательство «касаемо социального здоровья нации», такой закон необходимо разработать. При этом Вы посетовали, что, возможно, Вам придется оправдываться.

Цитируем: «То, что мы делаем, это очень трудно! Что касается Европейского суда… В январе мы едем в Страсбург, по всей видимости, если мы не разработаем законопроект, нам придется оправдываться… мне придется оправдываться, защищать свою страну: „Да, действительно, мы работаем…“ Но мы уже должны заработать!».

При этом Вы указали, что являетесь не "западным агентом", а занимаете пост спецпредставителя Госдумы во Всемирном банке по женскому предпринимательству и является членом ПАСЕ.

В этой связи хотелось бы уточнить, в чем Вы видите основную задачу Вашего членства в ПАСЕ. В том, чтобы отстаивать интересы Российской Федерации в Страсбурге? Или в том, чтобы лоббировать интересы условного Страсбурга в России?

Если первое, то как граждане Российской Федерации, интересы которых Вы и должны представлять, спешим порекомендовать вам отметить в Страсбурге, что в России многое делается для поддержания социального здоровья нации и профилактики насилия, в том числе семейного. В частности, в целях профилактики правонарушений, совершаемых на бытовой почве и в сфере семейно-бытовых отношений, в 2018 г. сотрудниками полиции проводилась индивидуально-профилактическая работа с 528,9 тыс. лиц, находящихся на учете, из них 91,1 тыс. – допускающих правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, 72,5 тыс. – состоящих на учете в медицинской организации из числа больных алкоголизмом, 55,3 тыс. – наркоманией. В том числе благодаря этому за 9 месяцев 2018 г. на 11,6% снизилось число зарегистрированных бытовых преступлений (до 66,9 тыс.) [1].

При этом за 9 месяцев 2018 года сократилось на 11,8% число тяжких и особо тяжких бытовых преступлений (до 7,2 тыс.), в том числе убийств – на 18% (до 1,8 тыс.), случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 10,4% (до 5,1 тыс.) [2].

Кроме того, перевод противоправного деяния «побои» (т.е. насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий для здоровья) в случае, если они совершаются впервые, из разряда уголовно-наказуемых преступлений в разряд административных правонарушений стал действенным превентивным инструментом предотвращения тяжких последствий указанных проступков [3]. Осуществленные изменения в законодательстве способствовали обеспечению неотвратимости наказания (производство по административным делам возбуждают органы полиции, а не суд, что проще и быстрее) и снижению латентности данных противоправных деяний (жертвы побоев могут обращаться за помощью в правоохранительные органы, не опасаясь последствия для семьи в целом и детей от уголовной судимости виновного, который в том числе может лишиться работы).

Процедура привлечения виновного в побоях к ответственности также упростилась и ускорилась. Нарушитель может быть немедленно задержан полицией на срок до двух суток, суд вправе принять постановление о назначении виновному меры наказания в виде ареста вплоть до 15 суток. Все эти доказательства безусловно положительного эффекта перевода статьи "Побои" из УК РФ в КоАП публично представлены специалистами МВД ещё в начале 2018 года, но ваша группа их не учитывает, более того, дезинформирует наше общество и международные инстанции, утверждая, будто семейное насилие резко возросло.

Также рекомендуем Вам обратить внимание в Страсбурге на явную положительную динамику в России по обсуждаемому вопросу. Общее число женщин, потерпевших от всех преступных посягательств в России, имеет тенденцию к снижению. Если в 2015 году от всех видов преступных посягательств пострадало 805,5 тысяч женщин (и 893,6 тысяч мужчин), то в 2018 году уже 610,8 тысяч женщин (и 724,4 тысяч мужчин) [4]. Из них в 2015 году в результате всех видов преступных посягательств погибло 9,8 тысяч женщин (и 22,6 тысяч мужчин), получило тяжкие телесные повреждения 12,4 тысяч женщин (и 33 тысячи мужчин). При этом в 2018 году в результате преступных посягательств погибло 8,3 тысяч женщин (и 17,7 тысяч мужчин), получило тяжкие телесные повреждения 11,4 тысяч женщин (и 28,9 тысячи мужчин). Разумеется – на всякий случай подчеркиваем – эти цифры отражают общую ситуацию, безотносительно к месту совершения противоправных деяний, и количество пострадавших именно в быту, и именно женщин составляет не те 80%, о которых ваша группа голословно заявляет, а совсем другую цифру: от членов семьи 10-ю часть общей цифры, конкретно от мужей — 18-ю часть.

Таким образом, действующие в России меры профилактики насилия оказывают положительный эффект. Рекомендуем Вам как депутату и члену ПАСЕ предложить зарубежным коллегам изучить внимательно и внедрить у себя передовой, эффективный и реально работающий российский опыт.

Что же касается мер и норм, содержащихся в законопроекте о профилактике семейно-бытового насилия, размещенном на сайте Совета Федерации, то они не только дискриминационны, коррупциогенны и несовместимы с презумпцией невиновности (это родовые черты законопроекта, не подлежащие устранению в правках), но и попросту не имеют научно доказанной эффективности [5]. Западный опыт применения подобных законопроектов свидетельствует о том, что "семейное" насилие остается на том же уровне – советуем ознакомиться с данными ООН по убийствам (Map of homicide in countries worldwide). А если верить статистике некоторых местных женских организаций, то насилие из года в год только растет, причем «охранный ордер», на который столько упований, от повторных актов со стороны абьюзера (когда речь о реальном насилии, а не клевете) не уберегает, и в 20% этих повторных случаев привел в США к убийству жертвы разъяренным насильником в браслете (см. например, https://injuryprevention.bmj.com/content/14/3/191.full, https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/225722.pdf и др).

Безусловно, проблема насилия в России существует, в том числе насилия в семьях. И с ним необходимо бороться. Однако делать это стоит методами, доказавшими свою эффективность и не сопряженными с такими разрушительными издержками. По разным данным, до 80% семейного насилия в России связано с алкоголем или наркотиками. Значит нужно бороться с алкоголизмом. Часто насилие имеет место в семьях безработных. Значит нужно бороться с безработицей! Образцы девиантного поведения широким потоком льются на головы нашего населения с экранов телевизора и компьютеров. Значит, нужно бороться с ограничением трансляции хотя бы на телеканалах опасного контента! Об этом кричит вся страна, но Вы, являясь зампредседателя Комитета Госдумы по семье, ничего не делаете в данном направлении. Видимо, тоже не в курсе? Но вернемся к юридическим «подробностям».

Кроме вышесказанного, рекомендуем вам в Страсбурге сделать акцент на том, что с апреля 2018 года в Уголовно-процессуальный кодекс РФ была введена и действует в настоящее время новая мера пресечения - Статья 105.1. Запрет определённых действий. Согласно этой статье, суд может возложить на подозреваемого или обвиняемого следующие запреты:

1) выходить в определённые периоды времени за пределы жилого помещения, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях;
2) находиться в определённых местах, а также ближе установленного расстояния до определённых объектов, посещать определённые мероприятия и участвовать в них;
3) общаться с определёнными лицами;
4) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления;
5) использовать средства связи и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".

Если же для вас членство в ПАСЕ сопряжено с отстаиванием интересов условного Страсбурга в Российской Федерации, то сообщаем, что это и значит – быть иностранным агентом. И коль скоро вас так тяготит необходимость "оправдываться" в Страсбурге за суверенные решения Российской Федерации, то, быть может, вам стоит освободиться от этих обременительных обязательств? Быть может, Россию в ПАСЕ лучше представлять людям, которые не будут оправдываться, но станут защищать интересы нашей страны на международной арене, а не наоборот?

Мария Мамиконян, председатель Общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление», от лица Центрального совета РВС.

***

[1] Доклад о ходе реализации в 2018 году Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы // https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-141-src-1551214072.9467.doc

[2] Доклад о ходе реализации в 2018 году Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы // https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-141-src-1551214072.9467.doc стр. 8

[3] См. подробнее Доклад о ходе реализации в 2018 году Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы // https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-141-src-1551214072.9467.doc стр. 8.

[4] https://www.gks.ru/folder/13722 и https://gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main.htm

[5] См. подробнее доклад Анны Швабауэр, к.ю.н., адвоката, эксперта Общественного уполномоченного по защите семьи в Санкт-Петербурге и Ленобласти

1.0x