: Блог: Открытое письмо профессора Веры Афанасьевой министру образования РФ Ольге Васильевой
Авторский блог Виталий Даренский 11:16 24 января 2018

Открытое письмо профессора Веры Афанасьевой министру образования РФ Ольге Васильевой

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук, профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Афанасьева Вера Владимировна обстоятельно излагает проблемы высшего образования в России, без решения которых образование как таковое очень скоро перестанет существовать.
16

В развитие темы одной из моих предшествующих статей помещаю письмо известного российского философа и физика Веры Афанасьевой. Из всех текстов, излагающих проблемы современного высшего образования в России, этот является наиболее глубоким, точным и квалифицированным. Как философ профессор В. Афанасьева широко известна и имеет большой профессиональный авторитет. Именно на таком профессиональном уровне, свободном от демагогиии и идеологических спекуляций, проблемы образования в РФ рассматриваются редко. Поэтому с этим текстом необходимо познакомиться каждому, кто неравнодушен к будущему своей Родины.

Виталий Даренский

Открытое письмо министру образования РФ Ольге Васильевой

Пять признаков тяжелой болезни 

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Прошу Вас на основании моего письма радикально изменить «Федеральную программу развития российского образования на 2016-2020 годы», поскольку она в принципе не способна решить основные проблемы российского образования, изложенные ниже. Я сформулировала эти проблемы, обобщив отклики на мои публикации о состоянии современной высшей школы, поступившие со всех концов страны и в значительной степени отражающие общественное мнение. Образование – стратегическое, наиболее устремленное в будущее направление государственной политики. От него зависит развитие культуры, науки, технологий, благополучие государства. Российское образование имеет славные традиции, но сегодня оно находится в бедственном, плачевном положении. Оно давно и тяжело болеет, и налицо признаки этой болезни.

1.Тотальная нищета.

Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать. У нас ветхая высшая школа – разрушающиеся здания, обшарпанные аудитории, допотопное оборудование, оставшиеся еще от СССР книги и учебные пособия. Естественные факультеты, традиционно являющиеся гордостью университетов, в отсутствие подлинного интереса страны к фундаментальной науке выживают из последних сил. Гуманитарные, чтобы хоть как-то свести концы с концами, распыляют накопленный академический арсенал на все новые и новые модные направления подготовки, чем умаляют свой изначальный профессионализм. Постоянное сокращение числа бюджетных мест уменьшает и без того крохотное финансирование.

Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму – менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье. Не лучше обстоит дело и у школьных учителей.

При таких смехотворных зарплатах преподавателей существуют еще и многочисленные скрытые недоплаты. Важным механизмом недоплаты преподавателям является чудовищная часовая нагрузка (перегрузка!), не учитывающая время, необходимое для подготовки к занятиям и для научных изысканий. Не должен, не может профессор читать по семь лекций в неделю! Но читает и от этого изнуряется, эмоционально выгорает, испытывает перманентный стресс, болеет. Увеличение нагрузки преподавателей без повышения зарплаты низводит фактическую оплату одного часа до уровня оплаты неквалифицированного труда. Установление необоснованного соотношения числа преподавателей к числу студентов 1:10 имеет следствием массовое сокращение числа преподавателей и еще большую перегрузку оставшихся. Стало общей практикой и то, что сотрудники вузов из своих мизерных зарплат сами оплачивают научные командировки, публикацию научных работ, монографий, учебников, организацию конференций.

Нищета большинства особенно очевидна на фоне всем известного финансового благополучия вузовских администраций, бесстыдство которых позволяет им иметь зарплаты в десятки, а иногда и в сотню раз превышающие зарплаты своих подчиненных, – зарплаты, которых в России не удостаиваются даже гении. Это противоестественное и безнравственное расслоение является еще одним немаловажным источником недоплат преподавателям. К теме неприлично богатой вузовской администрации примыкает всем известная тема коррупции в образовании, которая достигает самых высоких уровней. Так, в настоящее время расследуется коррупционное дело в Министерстве образования Саратовской области.

Чудовищная нищета российского образования – подлинная национальная катастрофа. Доводя образование до нищеты, государство с необходимостью обеспечивает скорое собственное обнищание и неминуемый упадок, ведь хорошо известно, что каждый рубль, вложенный в образование сегодня, возвращается десятикратной прибылью в недалеком будущем.

2. Бумажная паранойя и канцелярская шизофрения.

Российское образование в последние годы превратилось в безумную контору. Вот формула этого превращения: «конторизация образования = беспрецедентная бюрократизации + абсурдная канцеляризация + бессмысленная формализация + жесточайший чиновничий диктат». Российское образование буквально погребено под грудами никому не нужных документов, завалено бессмысленной отчетностью, задавлено чиновничьими предписаниями – и лавина бумаг катастрофически растет. Постоянно меняющиеся федеральные образовательные стандарты не приносят ничего нового по существу, зато делают из образования неэффективную механическую машину, основной целью которой становится производство и воспроизводство бумаг. Постоянно меняющаяся самодовлеющая форма вытесняет интеллектуальное содержание, делает его ущербным.

Преподаватели всей страны, от Петропавловска-Камчатского до Калининграда, сегодня превратились в бесплатных клерков, в писарей, в машинисток. Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет. Ума не приложить – куда девается все написанное? Где складируются все эти горы измаранной бумаги? Зато совершенно очевидно, кому они нужны – чиновникам, которые только этим бумажным потоком и могут оправдать собственное существование, прикрыть отсутствие фактической положительной работы. А возможно – и тем, кто пытается заполнить всякой чепухой самые образованные головы страны, отвлечь интеллигенцию от свободомыслия, не дать ей время задуматься о проблемах страны, о судьбах Родины.

Эта бессмысленная канцелярщина, это бездарное бумагомарание уносят у людей, силы, здоровье, жизнь; не оставляют времени на подготовку к занятиям, научные изыскания, отдых. А самое страшное – занимают мысли, вытесняют из умов великие педагогические цели и научные идеалы. Труд по писанию и переписыванию в большинстве своем не оплачивается – это не только ничтожный и оскорбительный, но и рабский труд. Люди с тревогой ждут новых бумажных кампаний, которые, как известно, грядут. Постепенно вводится и система «эффективных контрактов», призванная измерять неизмеримое, оценивать (причем очень дешево!) бесценное, и эта очередная благоглупость обозначает новый виток чиновничьего диктата в образовании, эскалацию всеобщей хронической усталости и возгонку повсеместного страха.

Как результат, подлинная деятельность подменяется ИБД. Настоящие начинания – отписками-приписками-переписками-дописками-списками. Открытия – сокрытиями. Качество – количеством. Ум, знание, таланты – умением составлять отчеты. Достойным преподавателем отныне считается не тот, кто хорошо преподает, а тот, кто успевает писать бесчисленные бумаги. Все, что происходит при этом, – симуляция, фикция, фальсификация, манипуляция, престидижитация, блеф, жонглирование канцеляризмами и фокусы с Ничто. Все, что при этом производится, – пшик, дырка от бублика, видимость, кажимость, фантом, симулякр. Не новые инновации. Никак и никем нереализуемые акции. Неэффективные и неметодичные методики эффективности. Никого не включающая инклюзия.

Вечная пишущая машинка. Взбесившийся принтер. Бумажная суета сует. Циркулярное увеличение энтропии Вселенной. Целеполагающий абсурд. Документальная паранойя. Призрак бродит по России, призрак канцеляризма. И пугает не только преподавателей вузов и школьных учителей, но и врачей, работников социальной сферы, деятелей культуры. А насильственная канцеляризация всей страны рождает «бумажное образование» и убивает подлинное. Всероссийская писанина бессмысленных бумаг стоит огромных денег и наносит колоссальный вред отечественной экономике. Она имеет КПД паровоза, ведь высококвалифицированный специалист, ученый, занимаясь тем, что может сделать любая секретарша, подобен логарифмической линейке, которой забивают гвозди. И забиваются эти гвозди в крышку гроба российского образования. А государство тратит на эту смертельную глупость значительную часть отпущенных на образование средств, и без того крохотных

3. Патологическая ложь – псевдология и мифомания.

Сегодня российское образование есть единое поле непрерывной болезненной лжи. Самая большая ложь – наше образование по сути своей осталось советским, а мы дружно делаем вид, что оно западное. Неловко подражаем западным образцам, но не достигаем их. Например, у нас не прижился институт магистратуры, но мы лжем, что он нормально функционирует, и заманиваем в магистратуры всех подряд, загоняем в них даже докторов наук, абсурдным образом понижая их квалификацию.

Мы лжем против истины, когда в угоду непродуманным рейтингам и в погоне за копеечными баллами пишем псевдостатьи и квазимонографии. Лжем, списывая у самих себя научные результаты, полученные в ту счастливую добумажную эпоху, когда у нас еще было время подумать. Лжем, второпях списывая у других, и лжем, что «Антиплагиат» защищает от повального списывания. Лжем, формально и заочно участвуя в научных полуконференциях. Лжем, что размещение в «eLIBRARY» эквивалентно научной известности. Лжем, укладывая выстраданные нами результаты в прокрустово ложе замусоренных канцеляризмами диссертаций, Лжем в экспертизах, потворствуя бездарным или наспех сделанным работам из-за страха не угодить вышестоящим или из сочувствия к таким же, как мы, замученным. Лжем, что все академики – это академики, а профессора и доценты – поголовно профессора и доценты.

И все эти частные, личные, мелкие неправды сливаются в одну огромную, губительную ложь – недоделанную, неоригинальную, списанную-переписанную-недописанную недонауку.

Мы лжем, отписываясь за то, чего не делали. Лжем, что создаем новые педагогические продукты. Лжем, измотанные и отупевшие, что учим студентов, когда во время бумажных авралов читаем неподготовленные лекции. Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать. Наши носы давно уже вытянулись от лжи, а глаза ужасно косят, но мы все лжем, лжем, лжем.

Ложь наказуема – и нас накрыла повальная ангедония, мы в плену неустранимого уныния. Мы давно уже забыли о радости научного общения, о профессиональном энтузиазме, об удовольствии говорить правду, о наслаждении поиском истины.

4. Девальвация знания.

Сегодня молодежь ориентирована на получение дипломов, а не систематических знаний. Реальность убеждает: образование само по себе не способствует карьере, не составляет основу социального успеха, не почитается, не уважается. Образованность подменяется дипломированностью, профессионализм – умением устроиться и приспособиться. Обесценивание знания и просвещения имеет серьезные материальные основания – сложная экономическая ситуация в стране, непредсказуемость будущего выпускников вузов, трудности в поиске работы. Но не менее значительными являются и ментальные основания этого явления: безнравственность; ломка традиций; разрушение прежней системы ценностей; отсутствие культуры образования, идеологии образования.

Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса УСЛУГИ, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком. Сделать это мог только враг российского образования, а значит – и враг России, и вред от этого насильственного акта неизмерим. Принимая образование в качестве услуги, можно делать недопустимые вещи: не уважать, не слушать, не верить, презирать, пренебрегать, не учиться. Интересно, что сказали бы по этому поводу такие российские педагоги, как Вавилов или Ландау?

Поднять значимость образования – значит изменить нравственные идеалы нескольких поколений. Это многотрудный и многолетний путь, сопряженный с продуманной государственной политикой, с целой системой долгосрочных мер. Но без этого нельзя не только сохранить великую российскую культуру – нельзя выжить.

5. Душевное нездоровье.

Оно складывается из страха, суетности умов, скудоумия, лживости, лицемерия. Страх господствует в системе российского образования – вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином. Страх перед очередными бумажными компаниями. Страх упасть во время рейтинговой гонки. Страх перед студентами. Страх остаться без студентов.

Эти страхи заставляют нас терять человеческое лицо, забывать о достоинстве. Университеты давно уже перестали быть оплотами свободомыслия, столь необходимого любому здоровому обществу. И в этих условиях любое правдивое высказывание воспринимается как подвиг или сумасшествие. В сфере образования практически нет настоящих профсоюзов, которые отстаивали бы наши интересы – существующие в большинстве своем раздают лишь убогие подарки на бывшие советские праздники да путевки в ветхие, еще советские, профилактории. Да что профсоюзы – у нас давно нет простого товарищества! Мы молчим, предаем, не заступаемся, уступаем произволу. Но трусливый не может быть учителем, не годится в воспитатели. Запуганный всегда глуп.

Наши мысли сегодня суетны. Головы заняты не тем, как сеять разумное, доброе, вечное, и не предметами наших исследований. Мы думаем о часах, зарплатах, рейтингах, бумагах, реакции начальства. О том, как не проштрафиться, успеть, угодить, схитрить, улизнуть. Канцелярское насилие наносит непоправимый урон нашим некогда светлым умам, приводит к скудоумию. Скудоумие питается творимой нами полунаукой, мелочностью намерений, фрагментарностью мышления, отсутствием подлинной цели.
О лживости сказано уже достаточно. Ее постоянный спутник – лицемерие.

Истинность сказанного легко проверить – достаточно высокопоставленным чиновникам от образования погрузиться в реальность. На годик-другой оставить свои высокие кресла и поработать профессорами или доцентами в каком-нибудь славном губернском городе N. Пожить на преподавательскую зарплату. Всласть почитать лекции, штук пять-семь в неделю, разбавляя их таким же числом семинаров – чтобы слегка отдохнуть, а заодно и послушать, как славно подготовлены к высшей школе после ЕГЭ нынешние студенты. В свое удовольствие пописать – программы, ФОСы, отчеты, анкеты, портфолио, а между ними – научные статьи и монографии, достойные хоть какого-нибудь цитирования. С энтузиазмом поруководить ¬– аспирантами, подрабатывающими продавцами, и докторантами, читающими по пять-семь лекций в неделю, а в свободное время пишущими все те же программы и отчеты. А еще лучше – делать это в двух вузах сразу, чтобы свести концы с концами. Вот тогда-то они и узнают доподлинно, чем дышит современное российское образование. Но только делать это следует инкогнито – для чистоты эксперимента.

_______

Я только сформулировала проблемы, решать их не мне. Образование есть только часть еще большей системы, которая именуется государством. И многие болезненные симптомы нельзя устранить, реформируя только образование. Но кое-что все-таки могу подсказать и я. Нет денег? Прекратите тратить их на бумагомарание, сократите чиновничий аппарат, ограничьте зарплату вузовской администрации, активнее искореняйте коррупцию. Нет успехов? Дайте людям работать, а не отчеты писать; прекратите руководить каждым шагом творческих людей. Падает престиж? Начните с того, что избавьте образование от клейма «услуга».

В любом случае, концепция современного российского образования требует серьезнейших, глубочайших изменений. И позитивными эти изменения могут стать только в том случае, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на подлинные образовательные инициативы снизу, которые уже появляются.

А я желаю российскому образованию здоровья и благополучия.

Доктор философских наук, кандидат физико-математических наук,
профессор, профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
Афанасьева Вера Владимировна 

Комментарии Написать свой комментарий
24 января 2018 в 11:48

...Не глас ли вопиющего в пустыне?.. Зрим ли в к о р е н ь? Уловили ли с у т ь?..
Разве в министре - Д Е Л О?..

24 января 2018 в 13:51

Все изложенное - это не следствие бюрократической дури чиновников от образования, а хорошо продуманная система, созданная сионистской колониальной администрацией для коренных народов в таких специальных штабах и лабораториях, как, например, ВШЭ. В полной мере задействован и соответствующий опыт из США.

24 января 2018 в 15:10

Совпадение фантастическое! Сегодня под окном ехали в связке две именно таких, как на фото авто-вакуумки (на базе ГАЗ-53, только без надписи "Кока-кола"). Одна транспортировала на тросе другую. Со скоростью 20-25 км/час. А вокруг нетерпеливые джипы (дорога - один ряд): сигналят крузаки, из лексусов маты несутся. А я вдруг подумал (чай, полгорода лично закартировал), что НЕТ У НАС ПРАКТИЧЕСКИ общественных нужников, которые исправно много лет обслуживали эти автонасосные. А есть большая потребность в откачке фекалий именно в дорогущих коттеджах частного сектора, куда эти машины каждое утро и катят по расписанию. Снятые четверть века назад с производства советские газики откачивают дерьмо новых русских... символично.

И очень соответствует содержанию открытого письма, в котором целый доктор философии и кандидат математики выпрашивает денег у доктора истории, будто последняя не в курсе проблем... Где джипы и где мешающие их движению, но очень нужные в грустной жизни г---возки?

24 января 2018 в 17:42

100% согласна с автором! Все что написано- правда!. Например нашего бухгалтера уволили за то,что министру образования (без имен )подала правдивые списки о наших учительских зарплатах. Пострадала за правду. Весь коллектив промолчал. И я тоже(( Никто не заступился. Ответ ищите в этой статье.

24 января 2018 в 17:47

Уточнение: бухгалтера приказала уволить министр

24 января 2018 в 18:29

А руководители учебных заведений чувствуют себя очень хорошо - ректора ВУЗов начисляют себе зарплаты свыше сотни тысяч, директора школ и колледжей - до восьмидесяти и сотни. Там на местах - каждый сам министр! У меня дочь - учитель средней школы. Директор школы набрала учителей - беженок с Украины и из Молдавии - бесправных гастарбайтерш - и издевается над ними как хочет!

24 января 2018 в 18:38

В учреждениях среднего профессионального образования днём с огнём не найдёшь преподавателя с практическим и главное положительным опытом работы на современном производстве (то есть специалиста, достигшего каких-либо производственных и карьерных успехов)! Например, директором технического колледжа работает бывший майор милиции, в молодости получивший всё-таки диплом инженера, но ни дня не работавший на инженерной стезе! Завуч - советский ещё диплом инженера сельхозмашин - никогда не видевшая ни села ни машин - успешно рулит учебным процессом и для полноты зарплаты лично преподаёт ещё и МЕНЕДЖМЕНТ!

24 января 2018 в 18:47

В местном политехе - ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ! - горстка студентов, среди них парочка темнокожих и тройка-четверка смуглых студентов (по виду-индусов или цыган?) - иностранцев (кто ещё едет к нам?) - нет никакой учебно-производственной базы! Оправдываются тем, что заключены договоры о прохождении практики с предприятиями. По отзывам студентов, практика заключается в уборке цехов автосервисов!

24 января 2018 в 18:51

Зато в АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ (!!!) - аншлаг!!! Толпы студентов вываливают на перерывы чтобы поплясать лезгинку, полузгать семечки и дрифтануть на "посаженных" суперкарах. Потому, что 99% из них прибыли из кавказских республик. Вот растут ГОСУДАРСТВЕННИКИ и СЛУЖБИСТЫ!

24 января 2018 в 21:19

Наши мысли сегодня суетны.

По содержанию статьи и комментариев оно и видно. Стон стоит по России: "Всё разваливается!"
И никто не пробует понять: почему вдасть проводит такую политику? А возможна ли другая? А почему молодежь стремится получить диплом, но не стремится получить знания?

Никто даже не пытается разобраться с историей того, как мы дошли до такой жизни? Уже из этой истории многое можно понять.
Тем более никто не пытается понять, какое образование нужно, и для чего?

25 января 2018 в 01:59

Вы вкурсе что теперь что бы привести тело в порядок и подкачаться не обязательно ходить в тренажорку. Нeдaвнo нaткнулcя на блoг чувака кoторый нaкaчал тeлo домa с помощью специального поясa, я решил попробовать и уже через неделю увидел результат, а через две убрал пивной живот и пpоявился преcc, подкaчaл pуки и cпину. Теперь и жена захотела попробовать, ведь не нужно сидеть на диетах и ходить в спорт зал и цeнa вoпроca копeeчнaя. Этo рeальнo cамый лeнивый и быcтрый cпocоб похудеть и подкaчатьcя.Вот тот блог..---- http://krati.co/kachok

25 января 2018 в 11:21

"Из всех текстов, излагающих проблемы современного высшего образования в России, этот является наиболее глубоким, точным и квалифицированным. Как философ профессор В. Афанасьева широко известна и имеет большой профессиональный авторитет. Именно на таком профессиональном уровне, свободном от демагогии и идеологических спекуляций, проблемы образования в РФ рассматриваются редко. Поэтому с этим текстом необходимо познакомиться каждому, кто неравнодушен к будущему своей Родины".

Как философ и как человек неравнодушный к будущему своей Родины
профессор В. Афанасьева с болью глубоко, точно и квалифицировано излагает насущные назревшие и перезревшие проблемы современного образования в России. Каждый, кто неравнодушен к будущему России, прочитав письмо уважаемого профессора, подпишется под каждым ее словом.

Только вот адресовано письмо не тому, кому его надо адресовать. А тому, кому надо, адресовать его бесполезно. В его администрации письмо попадет к одному из сорока тысяч его равнодушных помощников, который, не читая письма, переадресует его туда, куда не надо, для отписки автору. Или куда подальше. Там таких писем неравнодушных к судьбе своей Родины граждан поступает миллионы и ни одного из них никто там не читал. Тем боле, не читал эти письма тот, кому они адресованы. Такие письма к нем не пустят.

25 января 2018 в 16:58

Сейчас действительно, реальная работа со студентами на самом заднем плане. Бумажная работа зашкаливает. Рабочие программы, ФОСы, аннотации, рецензии на них переписываются и перепечатываются по 3-4 раза в год. Титульники этих документов меняются еще чаще. Системой какой-либо и не пахнет. По ходу учебного года переходят с одного образовательного стандарта, на другой. Со студентов нужно обязательно собирать в обязательном порядке разные отчеты для портфолио: рефераты, обзоры, доклады, кейсы. Бумагами забиты все шкафы и архивы. Об успешности преподавателя судят по бумагам, по умению зарабатывать деньги, о количестве публикаций, а про умение работать со студентами даже нигде и не говориться. На первом месте бумага и деньги, а не студент и не обучение. Кому это выгодно?

26 января 2018 в 06:16

Программы прогрессивного развития Высшего Образования нет - пусть министр её представит ! ВУЗам надо требовать оную!!! Но всё дело в том, что такой НАСТОЯЩЕЙ программы быть и не может - ибо, наоборот, существует программа всеобщей дебилизации и распада, в том числе и в сфере образования. Как говорит Сулакшин: "Голосуйте правильно !". В данном случае это касается молодёжи. Заметьте как интенсивно "гарант" сейчас окучивает именно молодёжь -она, как Буратино, наиболее подходит для обмана современными котами и лисами.

26 января 2018 в 12:49

Открытое письмо профессора Веры Афанасьевой министру образования РФ Ольге Васильевой ничего нового не открыло. Все известно давно. Под этим письмом как минимум должен был подписаться не один десяток университетов. Это не одна сотня преподавательского состава. И должно оно называться обращением в комитет по образованию ГД РФ с конкретными предложениями. Иначе это называется нытьё.

18 февраля 2018 в 17:45

Очень хорошо написанная статья. Нарисована реальная картина причем в очень высокой художественной форме.