Сообщество «Форум» 16:43 23 июля 2020

Открытое письмо народному артисту Российской Федерации Н.М. Цискаридзе

Никогда ранее не делился на сайте Zavtra чужими текстами, но в данном случае согласен со всеми мыслями и хотел бы, чтобы открытое письмо Н.М. Цискаридзе нашло своего адресата.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Н.М. ЦИСКАРИДЗЕ

Члену Совета при Президенте РФ

по культуре и искусству

Ректору Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Народному артисту РФ

Лауреату Государственных премий РФ

Уважаемый Николай Максимович!

Безответственное отношение к театральной культуре России проявляется повсеместно. Недоумение вызывает позиция директора Большого театра России В. Урина, сообщившего в интервью в период пандемии и самоизоляции о том, что театры злоупотребляют онлайн показами. Дословно это звучит так: «Уверен абсолютно, что те, кто злоупотребляют этими показами, устраивая их практически после каждой премьеры, теряют зрителей…». Далее: «А если возвращаться к вопросу об опасности трансляций, то да, она есть. Мне кажется, показывать спектакли надо разумно и осторожно, поддерживая в мире интерес к своим постановкам» ("Коммерсантъ" № 64 от 09.04.2020, с. 8, https://www.kommersant.ru/doc/4316883).

После таких слов и речи быть не может о популяризации русской культуры, сценического оперного и балетного искусства, использовании «мягкой силы» России, поддержке престижа и ценностей русской культуры на Родине и за рубежом, духовно-нравственном развитии, сохранении историко-культурного наследия, социокультурного и цивилизационного кода страны. Как могут увидеть люди постановки Большого в Дудинке и прочих удалённых уголках России, граждане страны, у которых нет возможности посетить столицу?

Большой театр в период самоизоляции баловать зрителей не стал. Скаредная «дозировка» высокого искусства особенно впечатляет и не выдерживает сравнения на фоне организации ежедневных 24 часовых онлайн трансляций ведущими театрами мира.

Огромное уважение вызывает каталог Метрополитен оперы с более чем 700 полных записей театральных постановок и демонстрация лучших из них ежедневно. Большой театр организовал онлайн просмотры на канале Youtube, но общее количество показанных спектаклей легко пересчитать по пальцам (https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/none/5635/).

Информация о проекте «Большой online» размещённая на официальном канале Большого на YouTube: («Большой online» в цифрах/"Bolshoi online" in figures, 30 мая 2020): «….За все время проекта спектакли Большого были показаны на YouTube более 140 миллионов раз! Спасибо за каждый просмотр и комментарий, мы также благодарим партнеров проекта – компании Pathé Live, Mezzo, Bel Air Media и Google, без которых он бы не состоялся» (https://www.youtube.com/watch?v=Swi4oW9TvJ8&list=PLYaTA5xy9uAHuvljlXbONN9WYoc2AcMoo&index=2&t=0s). При этом в видео ролике обозначена цифра 9,5 миллионов просмотров. Не совсем понятна и роль таких компаний как Pathé Live, Mezzo, Bel Air Media, в качестве соорганизаторов онлайн показов. Видимо, Большой театр в полной мере не самостоятелен и не свободен в организации онлайн показов, так необходимых для необъятных российских просторов.

В связи с вышеизложенным возникает ряд вопросов и выводов:

1. Судя по проекту «Большой-onlain» Большой театр начал записывать спектакли только с 2011 г. и более ранних записей трансляций просто не существует, т.к. показаны постановки последних 9 лет.

2. Возникает вопрос, как администрация Большого вообще записывает, хранит, популяризирует сценическое культурное достояние России?

3. Руководство Большого театра не понимает того, что искусство оперы и балета это не только «опера» и «балет», это ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, МЯГКАЯ СИЛА! Знаменитые Метрополитен опера, Венская опера, Королевский оперный театр Ковент-Гарден и другие ведущие театры мира «злоупотребляли» онлайн показами круглосуточно, повсеместно, бесплатно, наперегонки демонстрируя готовность морально и культурно поддержать миллионы людей, вынужденных вести изолированный образ жизни из-за пандемии. Но Большого театра России в этом ПАРАДЕ ЗВЁЗД не было. Упущены уникальные возможности для демонстрации силы русского оперного и балетного искусства, создания атмосферы международного доверия и открытости.

4. Зрители 40 лет восхищаются записью оперы «Садко» Римского-Корсакова в постановке Б.А. Покровского, сделанной в 1980 г., а не «переосмысленной» оперой «Садко» 2020 г. в постановке режиссера Д. Чернякова.

5. При проявляемой пассивности в популяризации и пропаганде русского искусства за рубежом Россия перестала быть лидером, эталоном качества театрального искусства в области оперы и балета.

Большой театр опасается онлайн показов, т.к. после онлайн показов повторно новые «переосмысленные» постановки Большого никто и никогда смотреть не будет!

Большой театр живёт славой минувших лет, до сих пор привлекающей тысячи зрителей, но они выходят из театра не с чувствами обновления и восторга а осознанием того, что в списке жизненно важных дел выполнен ещё один пункт: «Побывать в Большом!» – живая мечта ещё с советских времён!

Что касается постановок великих русских композиторов, представленных в период самоизоляции на сайтах лучших сценических площадок мира, то уровень этих спектаклей настолько желает лучшего, что невольно вызывает мысль о всемирном заговоре против русского искусства, русофобии и антирусских настроениях, формирующих в сознании мировой общественности представление о России на основе дурновкусных постановок плеяды самовыраженцев от искусства. Да и в гастрольные поездки представлять Россию отправляются далеко не лучшие коллективы и составы. Кто виноват? Нерасторопные менеджеры! Дягилевых и Покровских явно нет! Энергии и трудоспособности не хватает даже на поддержание былого уровня значимости русской школы в мире!

Невольно вспоминается мировая слава Камерного академического музыкального театра им. Б.А. Покровского за 46 лет объехавшего с гастролями практически половину мира. Основу репертуара театра составляли старинные редко исполняемые европейские оперы («Аптекарь» Й. Гайдна, «Сначала музыка, а потом слова» А. Сальери) и оперы современных композиторов — «Шинель», «Коляска», «Свадьба», «Братья Карамазовы» А. Холминова, «Жизнь с идиотом» А. Шнитке, «Граф Калиостро» М. Таривердиева, «Бедная Лиза» Л. Десятникова, «Рыжая лгунья и солдат» В. Ганелина, «Лебединая песня» В. Кобекина, «Бедные люди» Сидельникова). Триумфальные гастроли спектакля «Нос» Дмитрия Шостаковича мировое оперное сообщество помнит и ценит до сих пор. Спектакли Б.А. Покровского в Большом театре и в Камерном музыкальном театре – золотой фонд русской и мировой оперной школы, способной в качестве «мягкой силы» заставить миллионы людей всего мира полюбить, приехать, увидеть настоящую Россию.

Между тем, в Большом театре уже давно нет ни одной постановки Б.А. Покровского! Если не вмешаться в процесс, то и в Камерном театре (Камерной сцене Большого театра) скоро не останется ни одной постановки великого мастера. В Большом театре Б.А. Покровский поставил 45 спектаклей, в Камерном театре – 75 уникальных редко исполняемых, востребованных и не потерявших актуальности опер.

В июле 2020 г. исполняется два года с момента великого надругательства – превращения Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского в Камерную сцену Большого театра им. Б.А. Покровского.

Что произошло за два года? Камерный театр не выезжал на гастроли два года, гастролей не было даже в России. Перекупщики билетов Большого освоили новую сценическую площадку. Не было произведено ни одной видеозаписи спектаклей. Программки спектаклей потеряли былой лоск, индивидуальность и любовь создателей. В январе в бывшем Камерном музыкальном театре не проходит традиционный фестиваль, приуроченный ко дню рождения основателя театра – Бориса Александровича Покровского, нет традиционных в эти дни фотовыставок и показов документальных фильмов в холле театра. Прекрасные и любимые зрителем постановки планомерно выводились из репертуара. Под нажимом Большого капельдинеры перестали носить элегантную униформу, задуманную также Б.А. Покровским. За два года сняты уникальные, редко исполняемые спектакли: «Мелкий бес» (А. Журбин), «Холстомер» (В. Кобекин), «Плащ» и «Джанни Скикки» (Дж. Пуччини), «Похождение повесы» (И. Стравинский), «Три Пинто» (К.М. фон Вебер – Г. Малер), «Бег» (Н. Сидельников), опера-фреска «Фрида и Диего» (Калеви Ахо).

В Камерном театре можно свободно попасть на новую постановку 2019 г., пошловатый «Телефон. Медиум» (Д.К. Менотти, режиссёр А. Молочников). Здесь далеко до аншлагов Б. Покровского.

Зрители караулят билеты на классические постановки — «Цезаря и Клеопатру» (Гендель), «Волшебную флейту» (Моцарт), феноменальную постановку оперы «Сервилия» (Римский-Корсаков). Спектакли «Ревизор» (Дашкевич), «Приключения Чиполлино» (Камышева), «Петя и волк» (Прокофьев) пользуются неизменным успехом у родителей с детьми и школьниками. Зритель консервативен, мечтает и требует бережного отношения, восстановления и сохранения редчайшего репертуара Камерного академического музыкального театра им. Б.А. Покровского.

Планомерное уничтожение всемирно известного единственного в своём роде Камерного театра, его репертуара и репертуарной политики, школы оперного и драматического искусства продолжается. На очереди постановки великого Бориса Покровского.

Очередная потеря, с которой невозможно мириться, визитная карточка Камерного театра спектакль «Дон Жуан, или Наказанный развратник» Моцарта. Спектакль, декорации, каждая мелочь в спектакле дышат талантом, гениальностью создателей. Это не однодневка, не спектакль для 3-х прогонов и освоения бюджета. По своему качеству, тематике, актуальности это вечная постановка. Билеты на этот и многие другие спектакли Камерного театра в зал на 180–200 мест надо покупать в первый день продаж. Постоянные зрители приходят на спектакли Камерного не 2 и не 3 раза. Есть зрители, не пропускающие любимые спектакли на протяжении более 30 лет. Меняющиеся составы исполнителей вносят новые ноты и прочтения в любимые роли. Каждый спектакль – ПРАЗДНИК и АНШЛАГ!

Так почему легендарный спектакль, идущий более 30 лет снят? Всё просто, в Большом в 2020 г. намечена «своя» премьера обновлённой версии «Дон Жуана». В афишах Новой сцены Большого театра заявлен «Дон Жуан» (режиссер-постановщик С. Спивак). Напрашивается вопрос? Этот спектакль на Новой сцене так значим, что необходимо снять постановку Бориса Покровского в Камерном?

Премьера культового спектакля «Дон Жуан, или Наказанный развратник» состоялась более 33 лет назад (в 1987 году). Теперь, после самоизоляции и знакомства с многочисленными зарубежными постановками, можно смело сказать, что это лучшая постановка «Дон Жуана» не только в России, но и мире.

Тоже можно утверждать и о «Волшебной флейте» Моцарта в постановке Б.А. Покровского. «Волшебная флейта» – последний спектакль мастера. Спектакль был поставлен в 2004 г. и это непревзойдённая добрая и воздушная постановка. Единственная «Волшебная флейта», посещение которой будет праздником и для взрослых, и для детей!

Спрашивается, зачем оскорблять чувства многих тысяч почитателей Камерного театра действиями вызывающими отчаянный протест? В Большом театре много помещений, помимо Исторической и Новой сцены, есть Бетховенский зал. Достаточно для продолжения экспериментов.

Классические постановки Б.А. Покровского и Камерного театра требуют особого статуса: «Культурное наследие оперного искусства России. Охраняется государством». Лучшие спектакли должны системно записываться и сохраняться не только для широкого доступа зрителей, но и обучения новых поколений артистов, режиссёров, художников. Зрители консервативны, они не хотят лицезреть джинсы и повседневную обыденность при историческом сюжете или в опере-сериа! Видеть, слышать, разгадать замысел композитора в классической «бережной постановке», с декорациями и с реквизитом, соответствующим замыслу автора и эпохе сюжета – благородная цель для режиссера и зрителя. Камерный театр Б.А. Покровского был редким театром в Москве, где взрослые с детьми не опасались пошлости и чувствовали себя комфортно,

Почему в Большом театре Б.А. Покровский стал изгоем, почему гонимы его спектакли? Почему поклонники творческого наследия Б.А. Покровского буквально «в штыки» восприняли новость об объединении Большого и Камерного театров, предчувствуя изменение репертуарной политики театра, потери исключительного и незаурядного репертуара и творческого наследия мастера, уничтожение театра и музея Б.А. Покровского, бережно созданного сотрудниками?

В документальном фильме «Мы любим оперу» режиссёра В. Голювинова Б.А. Покровский произносит слова-заповедь великого режиссера:

«Я консерватор! Для меня традиции превыше всего! Для меня они – священные законы! Я считаю, что моя задача продолжать традиции старого оперного театра. Я хочу, чтобы ничего не изменили. А если хотите чтобы оперное искусство развивалось, включите свои таланты и создайте новые оперные произведения!»

Это высказывание делает очевидным насколько ничтожны «обновления» и «видения» людей не способных создать своё гениальное творение, но смело эксплуатирующих великие и вечные имена.

«Трансформация» классики, которую позволяет себе Большой театр, может быть приемлема для «экспериментальных», «авангардных», «современных», «концептуальных», но никак не академических театров.

«Академический театр – звание, присваиваемое в Советском Союзе крупнейшим театрам, которые выработали на протяжении длительной творческой практики прочные традиции, воспитали на основе этих традиций значительных актёров, создали ряд спектаклей, получивших широкое признание зрителей и театральной общественности» (Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.)

Ключевое слово в определении академического театра – ТРАДИЦИИ!

Понятие «академический театр» не совместимо с мнением руководителя отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра И.А. Черномуровой: «Театр – сиюминутен, театр живёт сегодня и сейчас, и он должен жить в одном ритме с улицей и с современными людьми»; «Театр – это отражение социума и его проблем» (https://zavtra.ru/blogs/sovremennyij-mir-ubivaet-krasotu- ноября 2014 г.).

Эти цитаты, как и все интервью, данные руководителем отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра, прекрасно иллюстрируют всё, что происходит с Большим театром, он ещё не умер, но, также как и осовремененная Жизель в новой постановке одноимённого балета, сошёл с ума.

Два года назад постоянные зрители Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского обратились к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Министерство культуры Российской Федерации, к мэру Москвы С.С. Собянину с требованием сохранить театр в статусе и качестве, созданном Б.А. Покровским, просили остановить ликвидацию Камерного музыкального театра, уничтожение уникального репертуара и труппы театра. Петицию в поддержку театра подписали лично или на сайтах свыше 31345 человек (https://www.change.org/p/отмените-ликвидацию-камерного-музыкального-театра-имени-б-а-покровского,https://петиция-президенту.рф/театр-имени-покровского/). Не помогло…

Также зрители писали о необходимости:

– создать фильмотеку лучших оперных и балетных постановок России;

– создать попечительский совет для формирования перечня спектаклей, требующих восстановления и популяризации российского сценического искусства оперы и балета посредством онлайн трансляций;

– сохранить права на записи и трансляции спектаклей за Большим театром, право обладания не должно передаваться третьим лицам и фирмам. Государственное бюджетирование и спонсорская помощь дают возможность Большому театру на независимость в этом вопросе.

Голоса в защиту русского сценического и оперного камерного искусства не услышали. Отрицательная реакция зрителей и сотрудников театра на приказ Минкульта РФ о реорганизации и объединении театров № 2270 от 28.12.2017 вылилась в следующие письма-обращения:

1. Обращение № 255666 от 02.03.18 Президенту РФ В.В. Путину (ответ № А26-02-25566691 от 22.03.18).

2. Обращение № 639414 от 06.06.18 Президенту РФ В.В. Путину (ответ № А26-13-63941471 Приёмная Президента РФ и № 2256-02-13 от 05.07.18 Минкульт РФ).

3. Личный приём в Приёмной Президента РФ 22.06.18 № 699934 (ответ А26-13-69988291 и А26-13-69993471 от 22.06.18 Приёмная Президента РФ).

4. Личный приём в Приёмной Президента РФ (ответ № 2376-02-13 от 17.07.18 Минкульт РФ).

5. Обращение от 02.07.18 в адрес Мэра Москвы С.С. Собянина (ответ № 2448-02-13 от 23.07.18 Минкульт РФ)

Ответы от заместителя директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Э.Э. Исаакяна и других ответственных лиц полностью идентичны и содержат обоснование для объединения театров: «Присоединение Камерного театра к Большому создаёт качественно новые возможности развития коллектива и популяризации наследия великого оперного режиссёра Б.А. Покровского».

Письма-протесты и стандартные «под копирку» отказы от ведомств всех уровней составили приличный архив, познакомиться с которым можно в любое время.

То, что Большим театром НЕ сохраняется наследие Б.А. Покровского – факт не требующий доказательств. Невольно вспоминаются мнения экспертов, журналистов и поклонников Камерного театра о том, что инициатива «объединения» театров связана с уникальным зданием театра в центре Москвы на улице Никольская, д. 17 А, но никак не с желанием сохранить наследие Б.А Покровского.

От 10 до 15 % исполнителей, занятых в спектаклях лучших театров оперы и балета мира – выходцы из России, Украины, стран СНГ. Не секрет – мастерство, таланты, образы утекают из России! Почему не работать над имиджем Москвы и России как всемирных центров развития оперного и балетного искусства? Для решения задач такого уровня нужны особые люди – творцы с железной логикой и волей к победе.

России повезло! Николай Максимович! Вы – талантливый, образованный, эрудированный и невероятный Николай Цискаридзе – вы многое можете сделать! Вы – тот «бронепоезд, который стоит на запасном пути»! Теперь, после пандемии и самоизоляции, роль, значимость и проблемы главного театра России очевидны.

С нетерпением поклонники русской школы оперы и балета, Большого театра, Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского ждут и надеются на то, что новым Директором Большого театра России будете назначены именно Вы, Николай Максимович!

Тогда в Большом театре не забудут о том, что 1 июля в России отмечают День режиссёра; не перепутают буквы в фамилии народного артиста СССР Н.Б. Фадеечева; вспомнят имена людей создавших мировую славу Большого театра.

Николай Максимович, Вы победно и высоко несли имя России по всему миру! С Вами в стенах Большого театра вновь оживут традиции, престиж России. Большой театр должен быть не третьесортной калькой с не самых лучших зарубежных образцов, а примером сохранения историко-культурного наследия, русской культуры, эффективным институтом культурной дипломатии, поддержания традиционных ценностей, духовно-нравственного развития молодёжи, обеспечения ценностного суверенитета государства, сохранения социокультурного, цивилизационного, духовного и нравственного кода страны.

В Вашей общественной и профессиональной деятельности особенно ценно то, что Вы всегда помните не только о русской школе балета, но и о великом оперном искусстве России, великих артистах и режиссёрах!

Ждём и верим в Вас, в ваше назначение на должность Директора Большого театра России и возрождение АКАДЕМИЧЕСКИХ традиций, сохранению и развитию которых посвятил свою жизнь великий оперный режиссёр Б.А. Покровский.

Надеемся на вашу поддержку в сохранении оперного наследия России, восстановлении выдающегося репертуара Камерного театра им. Б.А. Покровского и оперы «Дон Жуан, или Наказанный развратник» Вольфганга Амадея Моцарта.

С глубоким уважением,

от лица постоянных зрителей

Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского

Сургуладзе Елена Александровна

Генеральный директор ООО "СТК"

Руководитель Межрегионального культурно-познавательного

проекта "Узоры городов России"

Член рабочей группы

Комитета по развитию детского и семейного туризма

facebook.com - Камерный мир Б.А. Покровского

1.0x