Уважаемый Дмитрий Игоревич!
Это уже повторное обращение к Вам, как к всенародно избранному губернатору!
Вновь обращаюсь к Вам, как бывший житель города Самары и Самарской области. Несмотря на то, что я более 10 лет назад уехал из региона, я два-три раза в году приезжаю на несколько дней в Самару и её окрестности. Следовательно, мне известно о жизни моих земляков не понаслышке.
Жители Самары положительно вспоминают Вашу деятельность на посту мэра Самары, а ныне также оценивают Вашу работу, избрав на должность губернатора Самарской области.
Я решил вновь обратиться к Вам и вот по какой причине.
В ноябре 2015 года прекратил свое существование единственный классический ВУЗ региона – Самарский государственный университет (СамГУ), который бы в августе 2018 года отметил бы 100-летний юбилей со дня первого открытия.
Самарский университет был открыт в период т.н. «белочешской оккупации» города, который продолжался 4 месяца – с 8 июня по 8 октября 1918 года. После возвращения Советской власти данное высшее учебное заведение продолжило свою работу как учебный и научный центр. Университет был закрыт в 1927 году из-за отсутствия финансирования.
Повторно ВУЗ был открыт в сентябре 1969 года, как Куйбышевский государственный университет (КуГУ). В январе 1991-го, когда город Куйбышев снова стал называться Самарой, КуГУ был переименован в СамГУ – Самарский государственный университет.
В 1942 году в Куйбышеве был основан Куйбышевский авиационный университет (КуАИ), который в январе 1991-го стал называться Самарским государственным аэрокосмическим университетом (СГАУ) имени академика Королёва.
В 2015 году, при активном участии Вашего предшественника, Николая Ивановича Меркушкина, чья деятельность на посту губернатора Самарской области вызывала критику населения, недовольного его злоупотреблении властью и попыткой создать «вторую Мордовию», СамГУ прекратил своё существование. Это была непоправимая ошибка, которая принесла урон классическому образованию. А ещё лучше сказать: вредительство.
Дмитрий Игоревич, сейчас появился шанс инициировать процесс восстановления Самарского государственного университета.
Сейчас я обращаюсь к Вам не как блогер и интернет-журналист, который в 2017 году озвучил в интернете идею «Общественного движения за восстановление СамГУ». Движение в настоящее время существует, как интернет-сообщество.
Обращаюсь к Вам, как выпускник физического факультета Самарского государственного университета 1997 года выпуска, кафедра оптики и спектроскопии. Уверяю Вас, что есть люди, которые поддерживают меня в этом.
Как выпускнику СамГУ мне интересно было понять истинную суть происходящего. В августе 2015 года, на завершающей фазе «объединения», я посетил Центр развития инициатив Самарского государственного университета (ЦРИ СамГУ), чтобы взять предназначенный для меня, как выпускника ВУЗа, экземпляр «Золотой книги выпускников» (Выпуск 1). Мне рассказали, как давили на профессорско-преподавательский состав, что инициатива исходила от Ливанова, уже сейчас бывшего, министра образования (который «не хило» угробил высшую школу в нашей стране) и от Меркушкина лично. Самарский государственный технический университет (СамГТУ, бывший Политехнический институт), который тоже первоначально планировалось включить в состав «объединённого высшего учебного заведения», отбился от этой «атаки» Ливанова и Меркушкина: студенты и преподаватели массово отказались от фактической ликвидации родного «Альма-матер».
Также в "объединённый университет" планировалось включить СамГТУ (Самарский государственный технический университет), но студенты и преподаватели СамГТУ вместе выступили против объединения и отстояли ВУЗ.
После объединения в Самарском госуниверситете разрушен учебный процесс для студентов, продолжающих получать фундаментальное высшее образование, т.к. начато уничтожение сложившихся десятилетиями научных школ, Профессорско-преподавательский состав бывшего СамГУ поставлен в такие административно-бюрократические рамки, при которых невозможно нормальное обучение и освоение программы образования классического университета. Высказываться открыто по поводу сложившейся ситуации в «объединённом университете» боятся, т.к. в отношении недовольных принимаются репрессивные меры, вплоть до увольнения или отчисления.
В конце зимы и весной 2015 года губернатор Меркушкин Н.И. регулярно лично приезжал на заседания Учёных Советов СамГУ, СГАУ и СамГТУ (Самарского государственного технического университета – преемника Куйбышевского политехнического института) и, рисуя молочные реки и кисельные берега, уговаривал коллективы вузов «добровольно» согласиться на объединение. Что же в это время обещали коллективам Н.И. Меркушкин и Е.В. Шахматов? В проекте документа, который называется «Концепция формирования объединенного национального университета», среди основных принципов:
- этапность процесса объединения;
- максимальная автономность статуса нынешних образовательных учреждений в составе объединённого университета, сохранение… традиций и школ, создание возможностей для их развития;
- обязательное сохранение существующего профиля образовательной и научной деятельности;
- принцип дополнения: все нововведения … должны не разрушать, а дополнять имеющиеся наработки и вести к наращиванию их потенциалов.
Сотрудникам и преподавателям вузов обещали:
- увеличение зарплат до уровня 250% к средней зарплате по региону (у СГАУ было 244%, а у госуниверситета всего 141%);
- сохранение за высвобождаемыми сотрудниками полного объёма зарплат и социальных гарантий до окончания переходного периода (до 2019 года.) и т.д.
Коллектив и ректорат СамГТУ, опираясь на мощные связи в нефтяном секторе, от «блестящей» перспективы отказался. Ученый Совет СамГУ согласился на объединение на равноправных условиях и предложенных в концепции объединения принципах. Однако равноправность явно не входила в намерения ректората СГАУ. Поэтому вбросили довод, мол, объединение вузов формально помешает остаться в программе «Топ-100», необходимо осуществить объединение в форме присоединения. Коллектив госуниверситета убеждали, что «присоединение» это формальность, существуют юридические тонкости, по-другому нельзя, на самом деле будет равноправное объединение, с сохранением всех достоинств объединяемых университетов, с большим переходным периодом, в течение которого все сложности объединения удастся преодолеть….
Когда стало очевидно, что Учёный Совет СамГУ на этот фокус может не согласиться, свою предательскую роль сыграл «засланный казачок» Андроничев И.К., подписавшийся под документом, в котором ректорат СамГУ соглашался на ликвидацию госуниверситета и присоединение его на правах структурного подразделения к СГАУ. Совершенно очевидно, что Андроничев И.К. превысил свои полномочия исполняющего обязанности ректора и подписал документ, на который Учёный Совет университета не давал своего согласия. Однако «процесс пошёл». На мнение коллектива университета никто не стал обращать внимания. Несмотря на прошедшие в Самаре митинги протеста против уничтожения классического университета, осенью 2015 года он прекратил свое существование и был присоединён к СГАУ. Получив в своё распоряжение коллектив госуниверситета, Шахматов Е.В. и его проректора, нисколько не задумываясь о том, что они ничего не понимают в фундаментальном образовании, решили, что с этим коллективом можно вытворять всё, что им понадобится для достижения своих целей. Так с обмана и предательства началась история «объединённого университета» в Самаре.
Про принципы и обещания, данные всего несколько месяцев назад, мгновенно забыли. Никакой этапности объединения, никакого переходного процесса, вообще никакой автономности. Ректорат СГАУ уже осенью 2015 года попросту расформировал все управленческие структуры госуниверситета и уволил практически всех их сотрудников без обещанного сохранения полного объёма зарплат. В ректорат объединённого университета не вошёл ни один представитель СамГУ. На своих местах остались только деканы факультетов и заведующие кафедрами. Зато сыгравший свою зловещую роль Андроничев И.К. получил тёпленькое местечко в аппарате губернатора.
Следует, однако, отметить, что на первых порах ректор СГАУ Шахматов Е.В. еще пытался изобразить некую «демократию». Он говорил, что он открыт для переговоров, встречался с представителями факультетов, обещал всё сохранить и помочь в развитии. Но уже тогда стало очевидно второстепенное, подчинённое положение, которое было приготовлено для коллектива СамГУ. Когда в конце 2015 года обсуждалось положение о стимулировании научно-педагогических сотрудников, от коллектива классического университета были внесены обоснованные поправки, учитывающие специфику СамГУ и особенности переходного периода. Все эти поправки были высокомерно отвергнуты. Пытавшимся выступать членам совета университета от СамГУ просто заткнули рот. Естественно, было принято исходное положение, целиком повторяющее положение СГАУ. В этом положении собственно образовательная деятельность практически никак не стимулировалась. Основные надбавки полагались за статьи, учитывавшиеся в базах WebofScience и Scopus. Аналогичным образом был принят коллективный договор, который просто повторил договор СГАУ, в нём опять не было ни грамма от коллективного договора СамГУ. А уже в начале 2016 года внутри объединённого университета началось создание институтов и ломка существовавших организационных структур госуниверситета.
Дмитрий Игоревич! У Вас есть шанс внести свой вклад в восстановление единственного классического университета области – СамГУ. Когда Вы пели на сцене 45-ого Грушинского фестиваля в прошлом году, Вы дали нам надежду. Дайте же её нам ещё раз!
НО ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ! ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.