Авторский блог Александр Проханов 20:12 24 сентября 2018

От партии власти - к партии русской мечты

"Единая Россия" тяготится своей неподвижностью, своей одномерной функциональностью

Состоявшиеся во многих регионах выборы губернаторов были неудачей для «Единой России». В прежние годы «Единая Россия» побеждала повсеместно с ошеломляющими результатами, оставляя остальные политические партии на обочине, где они, задыхаясь, глотали пыль, поднятую промчавшимися победителями.

«Единая Россия» накрывала страну рифлёным железом, имеющим прочную металлическую основу и лёгкую рябь, которая была поднята не политическими ветрами, гуляющими над Россией, а являлась конструктивной особенностью кровли. На этот раз в некоторых местах кровля просела. В Приморском крае, в Хабаровске, в Хакасии, во Владимирской губернии «Единую Россию» постигла неудача. Она просела в первом туре, а кое-где попросту ушла из предвыборной борьбы. Это говорит об ослаблении партии власти, росте к ней народного недоверия. Иначе и быть не могло. Народ стремительно беднеет. Экономика свёртывается в свиток. Пенсионная реформа воспринята с открытым негодованием. Бесчинства властных чиновников становятся нетерпимыми. Народ откликается на это не тяжёлыми булыжниками мостовой, а бумажными бюллетенями.

Но, с другой стороны, этот проигрыш «Единой России» свидетельствует о том, что избирательная практика стремится очиститься от чудовищных проявлений административного ресурса. Вбросы бюллетеней, фальсификация выборов, давление на избирателей, тотальная пропаганда в СМИ, безответность политических конкурентов – всё это приводило к тому, что «Единая Россия» безусловно побеждала во всех регионах. Но теперь власть решила смягчить, а в некоторых регионах уменьшить своё присутствие в выборном процессе. Это явление говорит о переменах, хотя ещё и слишком робких, во всём российском политическом процессе.

Народное недовольство, закупоренное в жёсткие оболочки, достигает такого давления, что эти оболочки начинают вибрировать на пределе своих возможностей и уже почти не в состоянии сдерживать народное негодование. Проигрыш «Единой России» в нескольких важных российских регионах –это не только горькое для партии власти явление, но и положительный опыт осторожных перемен в избирательном процессе.

В любом случае уроки губернаторских выборов станут предметом изучения и дискуссии, пусть и закрытой, в недрах «Единой России». В партии назрели перемены. Партия тяготится своей неподвижностью, своей одномерной функциональностью, когда её роль ограничивается единственной задачей - воспроизводить власть из года в год, придавая ей легитимность и парламентское обоснование. «Единая Россия» не является партией в общепринятом смысле. Она – упрощённая функция исполнительной власти. Состоящая их сильных, активных, иногда очень ярких и талантливых людей, она обрекает их на усечённое политическое существование, что вызывает внутренний глухой ропот.

Попытки реформировать партию предпринимались и в прежние времена. Её хотели разделить на две фракции - консервативную и либеральную, намеревались возобновить практику внутрипартийных дискуссий. Однако от этого отказались. Теперь же, после выборов, разговоры об изменении в партии идут с новой силой. Классическая партия - это не только фаланги пальцев, с помощью которых бюллетень засовывается в щель урны. Партия - это интеллект, интеллектуальный и идеологический штаб, где формируется стратегия, образ будущего. Происходит управление историей, чуткое реагирование на любые перемены, на любые угрозы и вызовы. Это не однообразная рябь на рифлёном железе, это мерные всплески электронного луча на экранах мониторов.

Какой быть партии власти в этот сложный период русской истории, когда кажутся исчерпанными методы традиционной пропаганды, когда народ устал от изнурительных и бессмысленных ток-шоу, когда обещания и заверения правителей перестают восприниматься на веру и лишь усиливают недовольство?

Партия власти нуждается в идеологии. И необходимо вырабатывать эту идеологию не в узком кругу политологов и утомлённых политиков, а в живом и открытом политическом процессе, в котором народ и государство проходят сквозь игольное ушко. И опираться при этом не только на материальные ресурсы: финансы, законы, пропаганду, силовую составляющую. Но и на глубинные, пребывающие в народе коды. Они оживают в трудные времена и позволяют народу переплывать чёрные периоды русской истории, по хрупким мостам переходить пропасти, которые разверзаются в недрах русского времени. Об этих кодах знали великие российские правители. Они не пренебрегали всем арсеналом традиционных политических средств, но оживляли эти коды, воздействовали на них, открывая в народе резервуары колоссальных энергий. Народ в тягостную годину начинал понимать своё историческое предназначение, секрет своей непобедимости, уникальность и красоту своей истории и своего государства, каким бы жёстким, а иногда и жестоким, оно не было.

Эти коды, действующие на протяжении всей русской истории, составляют содержание русской мечты. Той мечты об идеальном бытие, о справедливом обществе, о которой говорили все русские ясновидцы, русские художники, великие русские преобразователи. Русская мечта является незыблемой, переходящей из века в век идеологией российского народа и государства. В каждый период истории эта мечта одевается в свои собственные ризы, в ней звучит своя музыка. Но суть её остаётся прежней. Партия власти, которая так нуждается в идеологической составляющей, могла бы обрести её, исповедуя религию русской мечты, обретая философию русской мечты, обращаясь с этой мечтой к народу, измученному непомерными ценами, скверными дорогами, отсутствием учителей и врачей, безобразиями в управлении. Эта мечта поможет народу преодолеть бездорожье, выжить при непомерной дороговизне, не взорваться и не взяться за вилы, наблюдая бесчинства чиновников. Пусть внимание партийных лидеров «Единой России» будет привлечено к драгоценному завоеванию русского народного сознания - к русской мечте.

Рис. Геннадия Животова

1.0x