Сообщество «Форум» 17:44 31 октября 2018

ОТ «ЛИРОЗО» К «ЯОЗО»

О лирике и прозе, или об одном сочинении-лирозе

Недавний спор между двумя авторами сайта, разделяющими противоположные социально-общественные взгляды на современную действительность в стране, закончился неким примирением. Известный всем автор публикации «Трувор», с пометкой Лироза, С.Сокуров, подписывающийся инициалами ССЪ, был польщен положительным отзывом на нее своего ранее нелицеприятно воспринимаемого им оппонента М.Мороза.

Михаил Мороз 29 октября 2018:

«Прочел (не без удовольствия) Ваше произведение с ловко придуманным Вами жанром - ЛИРОЗОЙ. Если бы не это стремление "лирического героя" - "и ветры пить, за кружкой, пьяно, – кружку", - с трудом можно было бы связать собственно лирику с очерковой лирической прозой. Но, кажется, вышло нормально…

При всей нашей с вами мировоззренческой сваре я признаю ваш литературный дар...»

Любезный ответ, правда, с некоторыми нравоучительными нотками не замедлил себя ждать:

Сергей Сокуров 30 октября 2018:

«Приятно впечатлён щедростью ВАшей души, дорогой собрат по перу, отходчивостью. Постараюсь подражать Вам.
В знак признательности, скорое продолжение сей лирозы намерен посвятить Вашей собачке. Это без иронии, я понимаю, что есть самая крепкая дружба, кто на неё способен.
А к писательскому мастерству один путь: писать десятилетиями, ЕЖЕДНЕВЕНО, быть требовательным к своим рукописям…»

Однако мировоззрение и взгляды не меняются вдруг и сразу. Вослед за ЛИРОЗОЙ 30 октября появляется ПОДРАЖАНИЕ КЛАССИКУ, стих С.Сокурова под названием «Комсомол мог бы предотвратить распад СССР, но…»

Понятно, что кроется под этим НО. По утверждению автора, «партия вела… всё вела и завела в лужу по колена».

На что Михаил Мороз дает резкую оценку: «А вот это уже рифмованное злопыхательство. Окололитературная че-пу-ха!»

И получает соответствующий ответ:

Сергей Сокуров:

«Комсомольцы 80-х гг., их обноменклатур-верхушка златомолодёжных перестарков несут такую же УГОЛОВНУЮ ответственность за развал СССР, как и преступная КПСС».

Но обратимся непосредственно к Лирозе ССЪ «Трувор», начинающейся стихами, за которыми следуют зарисовки лицезрения окружающей природы с размышлениями и чувствованиями автора. Им предпослано Примечание, в котором дается разъяснение читателям о придуманном им неологизме, под которым он намеревается публиковать в дальнейшем свои стихи и художества:

Примечание:

*С этой публикации свои сочинения, в которых совмещены лирика и проза, Я буду называть лирозами».

И далее любезный автор вслед за стихами, размещает пейзажные зарисовки в прозе, навеянные ему МОРФЕЕМ (сном). И, казалось бы, ничто не могло вызвать некоего отторжения, если бы не так часто употребляемое им местоимение Я в разных падежах: Я, МНЕ, МОЕМУ, МОЕЙ, и т. д.:

«Сегодня перед пробуждением увидел Я долину в северном крае изначальной России, описанную покойным ныне Санаровым…

И сила художественного внушения была такова, что Я, читатель, лучше запомнил санаровский пейзаж, чем богоданный, который МНЕ выпало удовольствие видеть воочию. МНЕ даже представилось при обдумывании сна, будто не один Я поднялся дуновением Морфея над землёй, но душа МОЕГО друга присоединилась к МОЕЙ как проводник в страну его художественной фантазии. Пока не забылось, спешу записать…

Необходимо обладать изрядным воображением, чтобы называть эту скалу в озере Трувор островом. Я обезопасил себя со стороны насмешников, дав скале имя… Остров. Она была голой, когда Я высадился на ней… Сюда стекает упомянутый выше ручеёк, которому Я дал гордое имя Ручей.

Лишь в низине, вдоль ручейка, питаемого ключами, наготу камня прикрывал мелколистный кустарник и мягкая травка. Да по урезу озёрной воды что-то ослизлое, ярко-зелёное пыталось выбраться на сушу».

Но стоило нашему повествователю ступить на скальный остров, как последний тут же преображается:

«Измерил Остров шагами: примерно 150 на 100. Берег, обращённый к утреннему солнцу, изрезан мелководными заливчиками, поросшими крупными белыми лилиями, камышом и неизвестной мне мясистой растительностью…»

О! Как видим, скалы не такие уж и голые, они, как оказывается, покрыты «мясистой растительностью».

И так далее, и тому подобное. А вот некоторые примеры излишнего употребления С.Сокуровым «Я» в словосочетаниях и тексте:

Я буду, Я увидел, Я запомнил, Я поднялся, Я обезопасил себя, Я высадился на ней…, Я дал гордое имя Ручей, Я очутился, Я сочинил, Я убеждал, Я увидел, Я говорю, Я отправлялся, Я держался, Я хотел

Бесспорно, Лирика – это прекрасно, она проникает в душу, заполняет ее нежным чувством любви к тому, что дорого и близко нашему сердцу – к большой и малой Родине, к ее природе, отчему дому, близким нам людям, к Земле и всему живому на ней. Но нельзя, чтобы в ней личное «Я» было выше всеобнимающей любви к окружающему нас миру.

Я бог! Я царь! Я сам герой!
Есть только Я! Такая прима!
Мне одному дана порой
Вся величавая картина…

Меня любили – Я гордился,
Но не любил Я никогда,
Лишь отражаться Я стремился,
А остальное – ерунда.

(Автор стиха неизвестен.)

Cообщество
«Форум»
26 апреля 2024
Cообщество
«Форум»
4 мая 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x