Авторский блог Дмитрий Скворцов 11:17 22 января 2017

Освятивший воскрешение Киева

Николай I воскресил Мать городов русских, пребывавшую не в состоянии соперничать с "величием" таких козацких столиц, как Батурин, Чигирин, Трахтемиров... А уже сын его - Александр II заложил основы символа возрождения Киева
Преподобного Иону Киевского упоминали мы уже не раз. Это он благословил Лаврентия Черниговского и Кукшу Одесского каждого на свой путь подвижничества. И вот пришло время помянуть в общерусской молитве и киевского святого. Известно, что родился он в 1802 г. в Кременчуге. А вот в какой губернии, точно сказать нельзя. Потому что именно в тот год первая столица Новороссии стала уездным городом Полтавской губернии. Зато родители его Павел и Пелагея Мирошниченко, происходившие из мещан посада Крюкова Кременчугского уезда, были ровесниками Новороссийской губернии. Сына своего назвали они Иваном. Мальчик с детства полюбил книжное чтение, особенно христианских притч.

Это единственное, что мы знаем о детстве преподобного. Из начала самостоятельной его жизни известно, что он много послушничал в монастырях, в 26 лет оставшись при преподобном Серафиме Саровском. Через восемь лет, в 1836 г., величайший наш старец благословит ученику идти в Белобережскую пустынь под Брянском. Здесь в 1843 г. Иван Мирошниченко принял монашество с именем Иона, а через два года был рукоположен в иеродиакона.

В 1851 г. киевский святитель Филарет Амфитеатров, после знакомства и общения с о. Ионой, договорился о переводе его в Киевский Николаевский монастырь (основанный на Аскольдовой могиле – месте захоронения первого киевского князя-христианина, в крещении Николая). Это были последние годы жизни Николая I – царя, воскресившего Мать городов русских, которая после столетий «европейского» владычества представляла собой захолустное местечко, не способное соперничать даже с такими «казацкими столицами», как Трахтемиров, Батурин, Глухов, Чигирин… Преподобный Иона, явившийся очевидцем возрождения Киева, писал о царе: «Я люблю его, как агнца Божия: кроткого, разумного, боголюбивого ревнителя благочестия, святого Православия».

В 1860 г. уже иеромонахом Иона был переведён в Выдубичскую обитель – вотчинный монастырь Мономашичей[1], основанный у подножья Зверинецкой горы князем киевским и всея Руси Всеволодом Ярославичем - отцом Владимира Мономаха и внуком Владимира Крестителя. На обратных, более пологих склонах горы разводил князь зверей для охоты (отсюда и название урочища).

На вершине Зверинца – самой высокой точке днепровских круч у Киева – построил иером. Иона вместе со своими духовными чадами монахами Иларионом и Гавриилом скит из хвороста. Ещё за несколько десятилетий до того выдающийся церковный историк, археограф и библиограф. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений Болховитинов назвал эту местность Русским Афоном. Ещё до того, заметим, как явилась здесь Божия Матерь. Явилась именно преподобному Ионе.

1 марта 1861 г., выйдя из монастырского корпуса, он увидел, что горит его «куренёк». Взобравшись, в страхе за Илариона и Гавриила на гору, иеромонах понял, что пламя, охватившее скит, не причиняет ему никакого вреда. На глазах у о. Ионы оно обрело образ Божией Матери. «Моя благодать пребудет здесь во веки, – объявила Богородица преподобному, коснувшись головы. – Неотступно буду посещать место это, и многие тут спасутся. Многие придут в обитель эту, ты их всех приими, никого не презирая — все чада Божии». Тот же «пожар» повторился через год. Тогда Владычица возвестила о. Ионе, что он – «избранное Господом орудие дивных и святых дел».

К своим 58 годам старец обрёл у высочайший духовный авторитет не только среди киевлян. К нему обращались за советом московские купцы, санкт-петербургские вдовы, просили молитв кавказские магометане (!). Целые хутора и аулы в самых отдалённых уголках страны спасал он своими молитвами и прозорливостью от эпидемий и стихийных бедствий, а людей – от необдуманных поступков.

Супруга Киевского генерал-губернатора, члена Государственного совета Российской империи княгиня Екатерина Васильчикова пожертвовала для нового монастыря 10 тыс. рублей на строительство и, главное, свою зверинецкую дачу в 55 десятин земли. Однако нашлись и противники «нецелевого использования» Зверинецкой горы. Ведь она в XIX в. была частью комплекса Киевской крепости.

Тогда кн. Васильчикова, заручившись поддержкой Святителя Московского Филарета Дроздова (а ведь она была ещё и дочерью Московского генерал-губернатора кн. А.Г. Щербатова), добилась аудиенции императора Александра II. Здесь её прошению также воспротивилась часть придворных, и царь, «устав от пререканий и противоречивых мнений», решил выйти подумать в Летний сад. Именно тогда произошло покушение на него террориста Каракозова. Пуля прошла мимо. Потрясенный государь, не откладывая, отслужил молебен в Казанском соборе. Вернувшись же во дворец первым делом спросил ожидавших его: «А что, господа, монастыря не надо?». Успокоившись, вынес из кабинета прошение княгини и при всех написал: «Утверждаю и разрешаю вновь устроиться в гор. Киеве на Зверинце Свято-Троицкому общежительному монастырю на правах и началах древних святых обителей со скитом, где иноки по их усмотрению изберут место строить скит для схимников, отшельников и совершенных безмолвников. Этот монастырь утверждается образцовым и на будущее время для всех монастырей. При этом монастыре утверждаются и благотворительные заведения: училище для сирот и полусирот, больница, для братьев и странных пришельцев и странноприимный дом. Для странных должен быть дан покой и пища в монастыре». Княгине же Васильчиковой при всех он сказал: «Я вижу Промысл Божий, и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти и Россию от страшного потрясения». Вручая ей подписанное прошение, заверил: «Если что нужно будет от меня — я все сделаю».

Во исполнение воли государя, первым делом в монастыре построили приют для 30 сирот, школу и больницу. И только затем были поставлены кельи для братии.

После смерти генерал-губернатора Васильчикова, его вдова передала Троицкому монастырю и их семейное имение на Сырце. По благословению прп. Ионы там был сооружен Знаменский храм и устроен женский скит, прозванный позже Васильчиковой дачей.

«Но главной заслугой преподобного Ионы стало мудрое руководство великим множеством врученной Господом духовной паствы, – читаем мы на сайте Ионинского монастыря. – Помня завет, данный ему Пресвятой Богородицей, он с великим смирением и неутомимостью, подобно лопате в руках Вседержителя, выгребал из адского огня человеческие души. Подвиг старчества, которым была украшена жизнь преподобного Ионы, является вершиной иноческого делания. Воплощая в жизнь наследие, полученное на духовных пажитях преподобных Нила Сорского, Паисия Величковского, Серафима Саровского, он преподал XX-му веку спасительное учение о умном делании, передавая его последующим поколениям иноков».

Ежегодно в монастырь, прозванный в народе «монастырем отца Ионы», приходило около 500 тысяч паломников. Двери кельи игумена (каковым он был назначен в 1872 г.) были всегда открыты. «К нему приходили с бедами, а уходили с отрадой». Об исцеляющей силе молитв о. Ионы ходили легенды. «Хотите видеть почивших преподобных — идите в Лаврские пещеры. Хотите видеть живых — идите в монастырь отца Ионы», — говорили люди.

В 1886 г., когда Троицкий монастырь состоялся, преподобному вменили в послушание и возрождение Межигорского Преображенского монастыря. Указом Святейшего Синода о. Иона, с возведением в сан архимандрита, был назначен настоятелем этой древней обители. Ещё в XII столетии перенёс сюда – за двенадцать верст выше Киева выше по течению Днепра – монастырь X века «первый великоросс» (по определению Ключевского) князь Вышгородский Андрей (будущий Боголюбский). И именно отсюда, по преданию, вывез он в своё Боголюбово Владимирскую икону Божией Матери, освятившую свой благодатью становление Москвы как Третьего Рима. О Межигорском монастыре писали мы и как о первой монашеской обители свт. Иоасафа Белгородского. Архимандрит Иона продолжил здесь дело уроженца подмосковного Можайска, будущего Патриарха Московского Иоакима Савелова, который, собственно и начал восстановление обители после пожара 1676 г.

На 96-м году жизни о. Иона сильно заболел. Никто уже и не надеялся, что он встанет с одра. Братия и многочисленные чада потянулись прощаться с духовным отцом и пастырем. Но Небо дало знак святому, что не намерено ещё принимать его. «Когда мне предстояло отойти в нескончаемую жизнь, — напишет позже преподобный, — а было это в 1897 году, в апреле, под 23 число, ночью, в 4-м часу, Господу угодно было явить мне новую милость. Я лежал на кровати в темноте. И вот, в келии моей явился кто-то светлый, ясный, подошел ко мне очень близко, благословил меня крестным знамением и сказал: “Господь дарует тебе здравие, помощь, покров и Свою Божественную благодать, чтобы ты послужил Ему в Церкви Его святой. Вот крест, который ты соорудил и совершенно довершил его. А вот другой крест, начатый тобою, ты только приступил к его сооружению и тебе нужно в трудах доделать и докончить его столь же тщательно, как и первый. Когда ты окончишь второй крест, Господь позовет тебя к Себе. Встань, послужи и поработай Ему».

В 97 лет архим. Иона завершил строительство огромного каменного корпуса, предварительно собрав на его возведение 100 тыс. руб. Ещё 200 тыс. руб. собрал он на строительство колокольни и получит утверждение Государем ее проекта.

Mezhyhirskyi_Monastery_postcard_кон XX в.jpg

Лишь на сотом году жизни, почувствовал старец, что пора собираться в вечность. Несмотря на полный упадок физических сил, он почти до самой смерти принимал паломников к нему.

6 января 1902 г. стал преподобный прощаться с братией. Те просили разрешения отслужить службу о выздоровлении его, но он ответил: «Не надо служащих беспокоить, я все равно в среду отойду». В ночь с 8 на 9 января служивший в соборе иеромонах, говоря ектенью, никак не мог помянуть в прошении о здравии архимандрита Иону – что-то его останавливало. Как оказалось, в это самое время преподобный отошел ко Господу.

Спустя более чем полвека мощи его были обретены нетленными.

[1] Украинская власть в лице одного из ярчайших её представителей – экс-премьера Павла Лазаренко – увы, отдала древнюю русскую обитель на «пропитание» отлучённому от Церкви русофобу Михаилу «Филарету» Денисенко

1.0x