Сообщество «Посольский приказ» 01:26 7 октября 2021

Оставить Сирию сирийцам

о встрече Путина и Эрдогана

Ещё накануне встречи президентов России и Турции в СМИ разгорелась дискуссия о её возможных результатах. Острота дискуссии объясняется в том числе обострением ситуации в сирийской провинции Идлиб и на северо-востоке Сирии.

Эскалация напряжённости в Сирии началась после нарушения соглашений о прекращении огня со стороны отрядов боевиков в районе Идлиба, последовавших за этим боевых действий с применением сирийской авиации в феврале этого года, в ходе которых было убито 33 турецких военнослужащих. Далее последовал ряд резких заявлений, и в том числе со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который в интервью СМИ в Стамбуле заявил, что «сирийский режим представляет угрозу для южных границ Турции». По словам Эрдогана, он «ожидает от России как от дружественной страны иных подходов в качестве проявления солидарности с Турцией».

После этих заявлений у ряда аналитиков, политических деятелей и представителей СМИ разыгралась фантазия. Все они вдруг стали «экспертами» по вопросам «сложных и многогранных» российско-турецких отношений. Некоторые из них сразу предположили, что «стратегические разногласия» между двумя странами вызваны недовольством Москвы действиями Анкары на Украине, в Грузии и Азербайджане, а также несогласием Турции с «российской аннексией Крыма». И тогда делался вывод о том, что возможности достижения взаимопонимания между странами «крайне ограничены», что «определённое сближение позиций сторон по некоторым вопросам не даёт основания говорить о том, что отношения между ними носят характер стратегического партнёрства». По мнению этих «экспертов», можно говорить лишь о «тактическом союзе» между странами. А отсюда уже делали заключение, что в вопросе достижения взаимопонимания между Россией и Турцией в общем и по вопросу сирийского конфликта в частности наступил очередной «момент истины».

Другие «эксперты» предположили, что такая политика Турции означает желание Эрдогана «поссориться со всеми, и в том числе с Россией», а его заявления говорят о том, что «он нарушил общепринятые в международных отношениях правила поведения».

Такую точку зрения, несомненно, можно понять, если учесть политический контекст, в котором она высказывается. Во многих кругах выражают недовольство отсутствием прогресса в действиях «астанинской группы», встречах в московском, сочинском и других форматах, благодаря которым ранее были достигнуты соглашения о прекращении огня и создании «районов тишины» в Сирии. Есть и те, кому определённо не по душе сближение позиций России и Турции по любому вопросу – так как это, видимо, расходится с их политическими планами в Сирии и за её пределами.

Моя личная уверенность в том, что нет ни одного повода впадать в пессимизм по вопросу встречи между Путиным и Эрдоганом, что встреча будет конструктивной и принесёт положительные результаты, подтвердилась. Ведь в России прекрасно понимают, насколько важное значение для национальной безопасности Турции имеет ситуация на северо-западе Сирии. Также есть понимание, какое огромное бремя ложится на плечи Турции в связи с тем, что на её территории находится свыше 3,5 миллиона сирийских беженцев. А все эти вопросы напрямую связаны с ситуацией в Идлибе и с проблемой пограничных переходов для доставки гуманитарной помощи в Сирию.

Россия высоко оценивает роль, которую играет Турция в работе «астанинской группы», ценит совместные шаги двух стран по предотвращению боевых действий, которые пытаются развязать некоторые экстремистские круги, а также ряд террористических группировок для того, чтобы сорвать усилия по урегулированию сирийского конфликта. Ведь такое урегулирование разоблачит истинное лицо экстремистов и террористов.

Что касается российско-турецких отношений, то хотелось бы напомнить о событиях 24 ноября 2015 года, когда турецкие силы ПВО открыли огонь по российскому истребителю "СУ-24" в районе сирийско-турецкой границы. Истребитель был сбит, члены экипажа самолёта погибли. Это вызвало беспрецедентный дипломатический кризис в отношениях между странами. Генеральный штаб ВС России заявил о разрыве всех военных контактов с турецкой стороной. На авиабазе Хмеймим были размещены ракетные комплексы «С-400». 28 ноября 2015 года был подписан «Указ о мерах по обеспечению безопасности и защиты российских граждан от преступных и других незаконных действий и об экономических мерах в отношении Турции». Было наложено эмбарго и различные ограничения на внешнеэкономические операции с Турцией на территории России, введён запрет на экспорт определённых видов турецких товаров в Россию. Также было наложено эмбарго либо серьёзные ограничения на предприятия и компании, находящиеся под турецкой юрисдикцией и оказывающие различного рода услуги на территории России. Эмбарго было наложено и на действия работодателей по привлечению турецкой рабочей силы на трудовую деятельность в России, начиная с 1 января 2016 года. Также было приостановлено действие закона, разрешающего безвизовый въезд граждан Турции на территорию России, и был практически прекращён туристический обмен между странами.

В июне 2016 года, накануне провала попытки переворота против президента Эрдогана, глава Турции выступил с заявлением, в котором выразил намерение урегулировать кризис, возникший в связи с гибелью российских лётчиков. После телефонного разговора президентов России и Турции начался процесс нормализации отношений между двумя странами. В конце 2016 года Россия возобновила взаимодействие с Турцией по вопросам, касающимся военной операции в Сирии. В октябре 2019 года страны подписали соглашение о создании «районов тишины», в соответствии с которым на всей территории Сирии был прекращён огонь.

Сейчас же мы видим, что объём прямых турецких инвестиций в российскую экономику (по данным Центробанка России на январь 2021) достиг 2 миллиардов долларов США, а объём прямых российских инвестиций в турецкую экономику составляет 6,4 миллиарда долларов. Мы были свидетелями, как президенты Путин и Эрдоган 8 января 2020 года участвовали в пуске газопровода "Турецкий поток". Сейчас строятся 4 ядерных реактора на атомной электростанции "Аккую", сооружаемой при содействии России в провинции Мерсин на южном побережье Турции. Общий объём инвестиций в этот проект оценивается в 20 миллиардов долларов. Сооружение электростанции началось в 2018 году, а пуск первого реактора намечен на 2023 год.

Одновременно с высказываниями, вызвавшими широкую дискуссию и породившими множество различных слухов и догадок, президент Турции Эрдоган заявил, что его страна отвергает продолжающееся давление на неё со стороны Соединённых Штатов по вопросу покупки Анкарой российских ракетных систем "С-400". По словам Эрдогана, сделка совершена и не будет отменена. Напомним, что Россия и Турция подписали контракт о поставке "С-400" в 2017 году. Поставки были осуществлены в течение лета и осени 2019 года, что вызвало кризис в отношениях между Турцией и США. Вашингтон потребовал от Анкары приобрести американские ракетные системы "Патриот", угрожая перенести на неопределённое время или расторгнуть сделку о продаже Турции новейших американских истребителей "F-35", а также ввести санкции в отношении Турции. В конце августа этого года Эрдоган заявил о намерении купить у России вторую партию ракетных комплексов "С-400".

Всё вышесказанное свидетельствует об особом характере отношений между президентами России и Турции. Эти отношения базируются на достигнутом взаимопонимании по многим вопросам и осознании ответственности за состояние двусторонних отношений. Обе стороны включают в число своих внешнеполитических приоритетов обеспечение безопасности и стабильности в регионе, развитие сотрудничества не только в Сирии, но и по другим вопросам.

Что касается Идлиба, то, как мы увидели, президенты России и Турции достигли соглашения о необходимости продолжения взаимодействия по этому вопросу, учитывая его значение для турецкой стороны, а также необходимость обеспечения территориальной целостности Сирии и суверенитета законного правительства страны на всей сирийской территории. На этом всегда делался акцент во всех совместных заявлениях, принимаемых по окончании всех предыдущих встреч на высшем уровне.

Неслучайно сразу после встречи Эрдоган сказал: «Мы с Путиным провели искренний и плодотворный разговор. Говорили о том, что пришло время для окончательного и устойчивого решения в Сирии, главным образом в Идлибе. Мы определим дорожную карту. Наши главы МИД и Минобороны будут над ней работать».

К тому же Эрдоган заявил о полной координации турецких и российских сил в Идлибе и о том, что операции против непримиримой вооружённой оппозиции должны исключать любые жертвы среди мирных жителей, в том числе членов семей участников бандформирований.

Что же касается курдской проблемы, то Россия видит её решение исключительно в рамках единого суверенного сирийского государства с гарантированной территориальной целостностью. Россия считает военное присутствие США на территории Сирии абсолютно незаконным, противоречащим международному законодательству. Об этом напомнил начальник Генштаба ВС России Валерий Герасимов в ходе своей встречи с начальником Объединённого комитета начальников штабов ВС США Марком Милли в финском городе Вантаа 22 сентября этого года. Валерий Герасимов подчеркнул, что американские войска должны покинуть территорию Сирии. А Эрдоган на встрече в Сочи заявил, что Вашингтону «рано или поздно придётся покинуть Сирию и оставить эти земли сирийскому народу».

Российско-турецкие отношения прошли на протяжении долгой истории через сложные испытания. Тем не менее каждый раз они становились крепче и прочнее. Не думаю, что позиция Турции по вопросу признания полуострова Крым неотъемлемой частью территории России, по Украине, по Ливии и другим вопросам, где у сторон имеются разногласия, может существенно повлиять на характер встреч президентов.

Опыт, накопленный «астанинской группой», должен стать образцом политики согласия и мудрой дипломатии в отношениях между странами. Убеждён, исходя из собственного опыта в области международных отношений и дипломатической деятельности, что укрепление турецко-иранско-российско-арабских отношений является ключом к процветанию, безопасности и стабильности региона, гарантией его надёжной защиты от всех (и в том числе природных) вызовов, с которыми он сталкивается.

16 мая 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
9 мая 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 мая 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x